Сценарий мультимедийного урока по социально-бытовой ориетировке для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема «Чай. Правила заваривания чая»
план-конспект урока (6 класс) на тему
Материал мультимедийного урока расчитан для учителей социально-бытовой ориентировки специальной коррекционной школы VIII вида.
Цель урока: Научить правильно заваривать чай и сервировать стол к чаепитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarii_uroka_sbo_2.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мультимедийного урока по социально-бытовой ориетировке для специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тема «Чай. Правила заваривания чая»
Цель урока: Научить правильно заваривать чай и сервировать стол к чаепитию.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить с историей чая, научить правильно заваривать чай.
Развивающая: развтие функций памяти, внимания, мышления, исполнительские умения.
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность, уважение к друг другу, взаимопомощь, аккуратность, эстетический вкус.
Ход урока:
Слайд 2.
Звучит музыка «Тульский самовар»
Учитель:15 декабря праздник-Всемирный День чая. Ребята подготовили к уроку стихи о чае.
1 ученик:
Я хочу открыть секрет И полезный дать совет: Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться.
2 ученик:
Чай всех снадобий полезней, Помогает от болезней. Чай в жару нас освежает, А в морозы согревает.
3 ученик:
И сонливость переборет, И с усталостью поспорит, Сокрушит любой недуг, Чай здоровью-лучший друг.
4 ученик:
Чай горячий, ароматный И на вкус всегда приятный. Он недуги исцеляет И усталость прогоняет.
5 ученик:
Силы новые дает И друзей за стол зовет, С благодарностью весь мир Славит чудо-элексир!
Слайд 3
Учитель: Сегодня тема нашего урока «Чай. Правила заваривания чая». Мы с Вами будем учиться правильному завариванию чая, сервировке стола к чаепитию и будем пить чай. История открытия чая...
В литературе нет единого мнения относительно родины чайного растения. Одни считают его родиной - Китай, другие - Северную Бирму и Аннам во Вьетнаме. В диком виде чайный куст встречается на сравнительно небольшой территории - между 15 и 40 градусами северной широты в Юго-Восточной Азии. Специалисты по-разному оценивают и возраст чайной культуры. Одни называют почти пять тысячелетий, другие - четырнадцать веков. Но каждый из них по-своему прав, ибо речь идёт о разных датах. Поначалу использовались лишь сборы с дикорастущих деревьев. Для получения листа чайные растения рубили под корень, истребляя целые заросли чая. Зеленый лист в те времена ещё не заготавливали впрок, а потребляли в свежем виде. Приготовленный чайный напиток получался горьким, и его можно было пить только после добавления специй. Только открыв секреты обработки чайных листьев, горячий настой стали пить без всяких примесей и без сахара, утоляя им и жажду, и голод.
В VII веке нашей эры китайцы стали разводить чай, как садовую культуру, но сохранились и дикорастущие чайные деревья, достигающие в высоту свыше пятнадцати метров. Их возраст весьма почтителен - более полутора тысячелетий. Такие деревья являются, вроде бы, одним из очевидных свидетельств, что родина чая - Китай. Однако подобные сородичи культурного чая были обнаружены также в джунглях Бирмы и Камбоджи, в предгорьях Гималаев...
Слайд 4
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите какие виды чая Вы знаете?
Слайд 5
Учитель:Чай растет на чайных плантациях.
Слайд 6
Словарная работа:
Учитель: Плантаци-это большой участок земли, занятый специальной сельскохозяйственной культурой.
Повторите слово « плантация» и запомните как оно пишется.
Слайд 7, 8
Учитель: Чаепитие в России
Русская чайная традиция не похожа ни на какую другую. В Россию чай пришёл из Азии через Сибирь, как подарок от монгольского Алтын-хана, а в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пропуске русских чайных караванов. Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как хороший чай в те времена был не дешовый, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение "не спить чай", т.е разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою долю чая одинаковой крепости и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.
Слайд 9,10,11 Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный к торцу стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на 1-2 см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем. Блюдце держали в ладони с особым, показным шиком. Полные стаканы с чаем "до самого верха" подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись абсолютно полными. В нынешнее время у некоторых хозяек, встречающих гостей чаем, ещё сохранилась это древняя привычка налить чашку чая гостя до краев, чтобы показать, что для гостя дорогого ничего не жалко.
"Всякий, кто хорошо знаком с кодексом чайной церемонии, должен обладать умением регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и грацией, присущими утонченности..." Т. Матсудиара
.Слайд 12
Учитель: Посмотрите на виды заварных чайников.
Слайд 13
Учитель: Познакомимся с правилами заваривания чая:
- Кипятим воду
- Согвеваем заварной чайник
- Засыпаем заварку из расчета 1чайная ложка на чашку.
- Заливаем кипятком и помешиваем.
- Настаиваем.
- Разливаем по чашкам.
Слайд 14,15,16
Учитель: При заваривании чая надо соблюдать технику безопасности:
Крышку чайника надо открывать от себя, пользоваться прихваткой, разливать чай осторожно.
Чайный этикет
Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот, тем более не залпом, обжигаясь и отдуваясь. Но не следует и слишком медлить. Холодный чай невкусен.
В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству
Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Благо дарю вас».
Кусочки сахара берут из сахарницы щипчиками и кладут в чашку, стараясь не расплескать напиток. Их не следует с силой размельчать с стакане или чашке – нужно подождать, когда они растворятся сами. Сахарный песок берут ложкой, прилагаемой к сахарнице. Размешав сахар, ложку обязательно вынимают из чашки, кладут на блюдце и, взяв чашку правой рукой, пьют чай небольшими глотками.
Если вы расположились в некотором отдалении от стола, например в кресле, то блюдце надо держать в левой руке. Выпив чай, чашку нужно поставить на блюдце.
Не следует облизывать ложку или выскребать ею оставшийся на дне сахар. Если вам хочется добавить в чай какой-либо напиток, сначала налейте его в ложечку, а уж из нее в чашку. Ломтики лимона берут специальной вилкой, а потом в чашке ложкой выдавливают из него сок. Кожуру кладут на край блюдца. Оставшийся после чая лимон доедать не следует.
Если к чаю подано варенье, то левой рукой берут розетку, правой – десертную ложку и осторожно перекладывают варенье в розетку.
Пирожные и торты обычно едят специальной вилочкой или чайной ложкой, но твердые пирожные можно есть и без них. Если пирожные лежат на блюде на маленьких бумажных салфетках, их кладут на свою тарелку вместе с этой салфеткой и едят прямо с нее. Нарезанные или штучные изделия из теста берут с общего блюда рукой и едят без помощи вилки и ложки. Недопустимо накрывать на стол в присутствии гостей – все готовится заранее, кроме самого чая (заварки).
Весь процесс приготовления чая должен проходить на глазах у гостей: хозяйка, сидя у самовара или чайников, заваривает чай, дает ему настояться, а затем, поместив чашки всех гостей около себя, наливает чай. Чашки должны передаваться из рук хозяйки в руки гостя.
Недопустимо обходить гостей с горячим чайником.
Слайд 17
Звучит музыка «Тульский самовар»
Ребята организованно приступают к завариванию чая и сервировке стола к чаю.
Все садятся за стол и приглашают гостей на чаепитие.
Во время чаепития дети по очереди назвывают пословицы и поговорки о чае.
Чай пить – долго жить.
Чай пить – не дрова рубить.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
У самовара я и моя Маша.
Приходите к чаю – пирогами угощаю.
Чай не пьёшь – какая сила? Чай попьёшь – другое дело.
Самовар кипит – уходить не велит!
С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.
Слайд 18
Подведение итогов урока:
-Какую тему изучали на уроке?
-Чему научились?
-Понравился Вам урок?
Слайд 19
Спасибо всем за вкусный чай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке 5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида.
Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида....
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...
Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"
Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...
Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март»....
Конспект урока обществознания в 9 классе коррекционной школы VIII вида Тема: «Конвенция о правах ребёнка»
Урок о важнейшем международном документе по защите прав детей, проведённый в 9 классе коррекционной школы....
КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовате...
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...