Конспект логопедического занятия в 3 коррекционном классе
план-конспект занятия на тему

Богачева Лилия Ивановна

Занятие проходит в игровой форме: путешествие на необитаеиый остров. Тема занятия: однокоренные слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с учащимися третьего коррекционного класса

Тема: Однокоренные слова

«Необитаемый остров»

Цель: Распознование однокоренных слов

Задачи:

Коррекционно-обучающие: обучать соотносить вопросы с названиями падежа.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки выделения корня в однокоренных словах, склонения существительных по падежам, согласования слов, выделения грамматической основы предложения, связной речи; навыков ориентировки в клетке, в собственном теле; развитие зрительного восприятия, памяти.

Коррекционно-воспитывающие: умение работать в паре, умение оценить свою деятельность.

Оборудование: средства ИКТ, карта необитаемого острова, карточки заданий, слова-пазлы, таблица падежей, фигурки панды.

Ход занятия:

Оргмомент:

- Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте послушаем, кто из вас тише всех сядет за свою парту?

- Ну что же, начинаем наш урок. Посмотрите на слайд. Среди этих разноцветных букв спрятались два слова, написанные синим цветом, найдите их.

Слайд № 1

мнроелотчбгиюжиотйалдшеымнгшыкенйлз - необитаемый

тьгрлоисуцсрэхщтлдющрепкуопауцйвтимзж – остров

- Скажите, почему остров называют необитаемым? (потому что на нем не живут люди, нет домов и т.д.)

- Ребята, давайте представим, что мы попали на необитаемый остров. Закрывайте глазки.

Звучит музыка, открывается карта необитаемого острова на доске.

- Ребята, посмотрите, мы на самом деле попали на остров, вот его карта. А вот вы и мы с Натальей Владимировной. Смотрите, как далеко нас занесло от школы! Как же нам выбираться? Подождите-ка, тут инструкция на карте.

«Если вы хотите выбраться с острова, выполняйте правильно задания. Выполнив задание, вы узнаете, в каком направлении двигаться дальше. Чтобы получить первое задание, продвиньтесь на … клеток вправо»

1 задание «Что изменилось?»

- Вам даны три слова, прочтите их и запомните. А теперь отвернитесь от доски и помашите нашим гостям и не поворачивайтесь, пока я не скажу (логопед меняет таблички).

- Что изменилось? (изменилось слово)

Слова:

садик, садовый, садовник – садик, рассада, садовник – посадка, рассада, садовник

- Посмотрите внимательно на эти слова, что вы заметили? Что-то есть общее в этих словах? (корень)

- Значит, как называются наши слова? (однокоренные)

- Молодцы! Разгадали, что это за слова. А теперь возвращаемся к карте.

- Открываем следующую инструкцию (прикреплена к карте).

Продвиньтесь сначала на …. клеток вверх, а затем на …. клеток влево.

- Ребята, кто мне поможет прочертить маршрут (логопед вызывает одного ребенка к карте, ребенок чертит маршрут по клеткам).

2 задание «Вопросы»

- Ну вот мы и подобрались к следующему заданию. Посмотрите, на доске написаны слова, среди них вам нужно найти однокоренные. Выпишите их. Выделите корень.

Слова: рисунок, рисовый, рисовать, резина, прислониться, рисование, зарисовка, кристалл, рисующий.

- А теперь возьмем первое слово (рисунок), задайте к нему вопрос (что?).

- Какая это часть речи? (существительное, неодушевленное)

- Мы знаем, что существительное можно склонять по падежам. Для этого нам нужно изменять слово по вопросам падежей. Итак, смотрим на вопросы (таблица падежей) и изменяем слово «рисунок». Первый вопрос Что? -рисунок - падеж Именительный (открывается окошко на таблице) и т.д.

- Молодцы, ребята, выполнили задание. Теперь мы можем открыть следующую инструкцию.

Продвиньтесь на …. клеток вправо, затем на …. клеток верх наискось влево.

- Кто мне поможет прочертить маршрут дальше?

3 задание «Собери слово»

- А сейчас вы будете работать в паре с соседом, с которым сидите. Я раздаю слова-пазлы, а вы должны собрать их (разрезанные в виде пазл карточки со словами).

Слова: береза, березки, березовый, березушки, подберезовик, березонька

- Теперь к слову, которое у вас получилось, подберите другое подходящее по смыслу слово. Например, если бы у меня было слово «стол», я бы подобрала слово – деревянный, или слово «рябины» - выросли и т.д.

- Запишите получившиеся словосочетания.

- Замечательно, теперь мы можем узнать, куда же нам двигаться дальше. Открываем следующую инструкцию.

Продвигайтесь на …. Клетки вверх, затем на …. Клеток вверх наискось вправо.

(снова кто-то из ребят выходит к доске)

4 задание «Разомнемся»

Физминутка по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

- Какие вы молодцы, замечательно выполняли все движения вместе с пандой.

- Можем узнать, куда нам двигаться дальше.

Продвигайтесь на …. клеток влево, затем на …. клеток вниз.

5 задание «Вставь слова» (слайд)

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Посмотрите на слова, как они называются? (однокоренные) Какой корень у всех этих слов?

Слова: рассвет, светло, светлячок, свет.

  1. На огонь летит маленький … .
  2. В комнате стало … от огня.
  3. Вдалеке я увидел тусклый … .
  4. Скоро наступит … и станет светло.

- Запишите первое предложение.

- Давайте выделим грамматическую основу этого предложения. Вспомним, что это такое? (подлежащее (Кто? Что?) + сказуемое (Что делать? Что сделал?)).

- Ну что, мои дорогие, посмотрите, сколько клеток нам осталось преодолеть, чтобы попасть в школу?

(дети проговаривают, дорисовывают маршрут)

- А теперь слова закрывайте глазки и мы возвращаемся домой (звучит музыка).

Итог

- Ребята, трудно было выбираться с необитаемого острова, выполнять задания, определять маршрут?

- Теперь подумайте, как бы вы оценили свою работу на уроке: я отлично работал, я хорошо работал, я не очень хорошо работал. Я раздам вам мордочки панды, а вы, если отлично работали – подрисуйте улыбку, если хорошо – просто черточка, если не очень хорошо – грустную мордашку.

- Ну что, мои дорогие, наш урок подошел к концу. Я была рада вас видеть желаю вам хорошего дня!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация [д]-[д\']-[т]-[т\']"

С целью достижения коррекционно-развивающих задач на занятии используются различные виды упражнений: характеристика звуков занятия, дифференциация звуков, звуковой анализ, слоговой синтез, а также упр...

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков с-ш""

Данный урок разработан для учащихся школы VIII вида....

Конспект логопедического занятия "Предлоги". 6 класс.

Конспект логопедического занятия с учениками 6 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги"....

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...