Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.
методическая разработка на тему
Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обследование устной речи детей 5-6 лет | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол обследования устной речи
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________
Строение и подвижность артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________
Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________
Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________
Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________
Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата
Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________
круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________
Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________
Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________
Присасать к твердому небу_______________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики
- Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
- По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
- Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
- Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Инструкция: «Повтори за мной предложение».
Бабушка сушила мокрое белье на веревке.
(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)
Инструкция: «Повтори за мной слова».
Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________
Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________
Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________
Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________
Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________
Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________
Жук – ножи_________________________
Свистящие(характер нарушений) | Шипящие(характер нарушений) | ||
С | Ш | ||
С ' | Ж | ||
З | Ч | ||
З ' | Щ | ||
Ц | |||
Сонорные (характер нарушений) | Другие звуки (характер нарушений) | ||
Л | |||
Л ' | |||
Р | |||
Р ' |
Состояние слоговой структуры слова
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
- Повтори слова
Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________
Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________
Парикмахер __________________мотоциклист___________________
- Повтори предложение
Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________
Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________
У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________
Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Проверка состояния фонематического восприятия
- Повтори за мной слоговые ряды и слова
та-да-та ____________________________ да-та-та ___________________________
ка-га-га ____________________________ га-га-ка ___________________________
па-ба-па____________________________ ба-ба-па___________________________
кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________
том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
- Скажи, какой первый звук в слове
А – Аня, аист, астра_____________
О – осы, Оля, окна______________
И – Ира, ива, ил________________
У – улица, уши, Уля_____________
- Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)
С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________
К – кошка____________________окно______________________мак_____________________
- Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)
Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________
Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________
Фонематический синтез
- Составь слова из звуков
[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________
[п],[о],[ч],[к],[а]_______________
- Фонематические представления
Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.
Например, на звук [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности словарного запаса
Исследование номинативного словаря
- Назови, какие ты знаешь?
•овощи_____________________________________________________________________
•фрукты ____________________________________________________________________
•одежда ____________________________________________________________________
•обувь ______________________________________________________________________
•мебель_____________________________________________________________________
•времена года _______________________________________________________________
•транспорт __________________________________________________________________
•дикие животные_____________________________________________________________
•домашние животные _________________________________________________________
•птицы _____________________________________________________________________
•цветы______________________________________________________________________
•деревья ____________________________________________________________________
•грибы _____________________________________________________________________
•ягоды _____________________________________________________________________
•профессии _________________________________________________________________
- Назови предмет по его описанию
Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________
Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________
Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________
- Знание обобщающих слов
Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________
Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________
Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________
Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________
Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________
Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________
Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________
Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________
Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________
Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________
Мак, роза, василек_______________________________________________________________
Береза, сосна, рябина____________________________________________________________
Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________
Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________
Повар, маляр, врач_______________________________________________________________
- Подбор синонимов
Радость ________________________печаль___________________________________________
Врач___________________________шофер____________________________________________
Исследование атрибутивного словаря
- Подбор определений к словам:
Например: Туча черная
Лес _____________________________________дом____________________________________
Небо ___________________________________дорога___________________________________
Мама __________________________________книга____________________________________
- Подбор относительных прилагательных
Стол какой(деревянный), а стакан?»
Вата_________________________________замок_______________________________________
Ранец _______________________________шуба________________________________________
Ваза ________________________________снег_________________________________________
Ремень______________________________море________________________________________
Мед________________________________лист_________________________________________
- Подбор антонимов
широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________
весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________
прямой _____________________ сухой ____________________ холодный _________________
Исследование предикативного словаря
- Называет действия. Кто как передвигается?
Собака _________________________лошадь__________________________________________
Ворона _________________________человек_________________________________________
Червяк __________________________бабочка________________________________________
Рыба ___________________________черепаха________________________________________
- Кто как голос подает?
Собака __________________утка________________________петух________________________
Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________
Жук_____________________кошка______________________волк_________________________
- Действия людей различных профессий
Маляр___________________________портной_________________________________________
Врач_____________________________парикмахер_____________________________________
Летчик___________________________тракторист______________________________________
Исследование грамматического строя речи
- Исследование способности словоизменения
- образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ.число им.пад. | множ.число родит.пад. | |
стул | ||
ведро | ||
воробей | ||
дом | ||
пчела | ||
ухо | ||
утёнок | ||
окно |
- Образование существительных множественного числа
Дом-дома-домов
Дерево-________________________________________________________________________
Яблоко_________________________________________________________________________
Окно-окна-окон
Марка_________________________________________________________________________
Стол___________________________________________________________________________
Шар___________________________________________________________________________
Книга_________________________________________________________________________
Вишня_________________________________________________________________________
- Согласование прилагательных с существительными
(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)
Шарф____________________________Шапка_________________________________________
Пальто___________________________
- Образование названий детенышей
у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________
у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________
у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________
у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________
Исследование способности словообразования
- образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________
стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________
кровать__________________ложка______________________кукла________________________
- образование прилагательных от существительных
Дерево-деревянный
Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________
Кожа_________________________железо__________________шелк______________________
Бумага_______________________кружево_________________
- образование глаголов префиксальным способом
Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)
- образование притяжательных прилагательных
У зайца хвост заячий, а у волка?_____________________________________________________
У лисы?_________________________________________________________________________
У зайца голова заячья, а у волка?____________________________________________________
У лисы?_________________________________________________________________________
- Согласование существительных с числительными
- 1 - ухо | - 2 - | - 5 - |
помидор | ||
стул | ||
ручка |
Обследование связной речи
- составление рассказа по картинке__________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- пересказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол логопедического обследования.
Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс....
Протокол логопедического обследования
Данное методическое пособие используется логопедом при обследовании детей первого года обучения в начале учебного года, для зачесления их на школьный логопункт....
Протоколы логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методики логопедического обследования устной и письменной речи...
Протокол логопедического обследования детей средней группы по методике Нищевой Н.В.
Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня речевого развития детей 4-5 лет в условиях логопункта....
Протокол логопедического обследования детей старшей группы по методике Нищевой Н.В.
Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня развития речи детей 5-6 лет в условиях логопункта....
Протокол логопедического обследования детей подготовительной к школе группы по методике Нищевой Н.В.
Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня развития речи детей подготовительной к школе группы 6-7 лет в условиях логопункта....
Протокол логопедического обследования детей с нарушениями зрения
Мною разработан протокол речевого обследования детей старшего и подготовительного возраста для детей с нарушениями зрения. Применяю его для первичного обследования на начало учебного года и на конец. ...