Протокол логопедического обследования
методическая разработка ( класс) по теме

Щекина Ирина Владимировна

Данное методическое пособие используется логопедом  при обследовании детей первого года обучения в начале учебного года, для зачесления их на школьный логопункт.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования

учащейся(гося)____класса ____________________  

НОУ СОШ «Виктория»

20____-20____ учебный год

Учитель – логопед Щекина И.В.

Блок I

Серия 1. Исследование звукопроизношения

  1. Исследование состояния звукопроизношения (в отраженной речи и в самостоятельной речи)

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

щ

ч

л

ль

р

рь

Начало

слова

Середина

слова

Конец слова

2.Исследование навыка дифференциации звуков

С-ш

З-ж

Ш-ж

С-з

Сь-ч

Ть-ч

Ч-щ

Ч-ц

Ч-ш

С-ц

Щ-сь

Л-р

Д-т

К-х

В-ф

К-г

Ц-ть

Ш-щ

Б-п

Серия 2. Исследование фонематического слуха

1.Исследование возможности воспроизведения слогов

А

Б

са-ша-са

за-за-жа-за

ца-са-ца

ча-ча-ща-ча

ба-па-ба

ка-га-га-ка

тя-ща-тя

па-пя-па-пя

ра-ла-ра

ря-ля-ря-ря

2.Исследование возможности воспроизведения слов

1 способ: повторить за логопедом пары слов

2 способ: по картинному материалу (называем пары слов и просим показать соответствующие изображения)

День-тень

Мишка-миска

Бочка-почка

Кот-год-ход

Том-дом-ком

Дочка-точка

3.Исследование возможностей воспроизведения предложений.

Саня катает Соню на санках_____________________________________

Сима пасет гусей________________________________________________

Зоя стоит возле стола. На столе ваза с незабудками_______________

У Зины зимой зябнет нос_________________________________________

Курица с цыплятами около колодца_______________________________

Кошка бежит за мышкой_________________________________________

Жук жужжит___________________________________________________

Щенки щиплют щетку___________________________________________

Девочки и мальчики скачут как мячики_____________________________

Лампа упала со стола_____________________________________________

Олень с олененком гуляют на лесной поляне_________________________

Буратино красным карандашом пишет в тетради букву «Р»__________

Под березой выросли грибы_________________________________________

4.Исследование фонематических представлений (назови слова, которые начинаются со звука  [а], [о] ,[у], [к], [с]

5.Исследование возможности фонематического анализа (назови все звуки по порядку)

Мак         _____________________ капуста___________________________

Кошка____________________ кит________________________________

Утка________________________

Серия 3. Исследование слоговой структуры

1.Исследование возможности называния картинок (назови картинки)

Дерево___________________ аквариум_______________________________

Мотоциклист___________________ скатерть________________________

Полицейский_____________________ милиционер______________________

2.Исследование возможности воспроизведения слов (Повтори за мной слова)

Строительство__________________ серпантин_______________________

Часовщик        _______________________ репетиция_______________________

Сквозняк        _______________________ дерево___________________________

Аквариум_________________________ милиционер_____________________

сквозняк____________________             простокваша_______________________

3.Исследование возможности воспроизведения предложения (Послушай и повтори за мной предложения)

В аквариуме плавают рыбки. ______________________________________________

Мальчики слепили снеговика_______________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод ____________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской _______________________________________

4.Исследование навыка слогового анализа (Подели слова на слоги)

Кит                                                вишня

Виноград                                смородина

Серия 4.  Исследование состояния словаря

1.Исследование состояния номинативного словаря (Назови предмет и части , из которых он состоит)

А. Предмет и его части

Чайник__________________________ кукла_________________________ машина__________________________ Стол        _______________________        сапог __________________________

Б.Объяснение лексического значения слов (объясни, что это?)

Огород______________________ клумба______________________

Подоконник___________________ поезд________________________

В.Обобщающие понятия

- назови одним словом

Яблоко-груша-банан_____________ олень-волк-барсук________________

Береза-дуб-осина________________ ручка-ластик-тетрадь_____________

Самолет-такси-автобус_____________________________

-назови предметы, относящиеся к:

Мебели_______________________ инструментам___________________ насекомым___________________ Обуви _____________________________                        грибам______________________________                                

Г. Подбор слов предметов к словам признакам (Про что можно сказать?)

Увлекательное        __________________________                        

Хорошее                ______________________________                        

Морозный   _______________________________

Холодное  ________________________________

Звонкая __________________________________

2.Исследование предикативного словаря

А.Кто как голос подает:

Утка__________________ петух___________________

Гусь_________________ ворона_______________________

Лошадь __________________

Б.Скажи, кто как передвигается

Лошадь___________________ человек____________________________

Ворона___________________ черепаха____________________________

Рыба______________________

3.Исследование словаря признаков (подбери к словам-предметам слова-признаки):

Осень (какая?)_________________________________________________

Вечер (какой?)_________________________________________________

Друзья (какие?)________________________________________________

Ведро (какое?)_________________________________________________

4.Исследование словаря антонимов (скажи наоборот)

-день, весна, мороз________________________________________________

- большой, низкий, широкий________________________________________

- сесть, говорить, ссориться__________________________________________

- расстегивать, входить, наливать_____________________________________

- темно, далеко, быстро

5. Исследование словаря синонимов (как сказать по другому?)

летчик______________________ шофер___________________________

врач________________________ печальный________________________

Серия 5. Исследование грамматического строя речи

  1. Исследование навыков словообразования:

А.Образование слов при помощи уменьшительно –ласкательных суффиксов (назови ласково)

Книга_________________________ воробей__________________________

Ковер_________________________ ведро____________________________

Шапка_________________________  топор_____________________________

Стул__________________________ хлеб______________________________

Белка_______________________  скамейка___________________________

Б.Образование названий детенышей

У лисы________________________ у собаки__________________________

У козы_______________________  у свиньи___________________________

У утки________________________

В. Образование глаголов префиксальным образом (рассмотри картинки и

назови действия мальчика)

 наливает _____________ выливает______________переливает_____________

подошел______________ вышел____________ перешел_______________

Г. Образование относительных прилагательных

Скамейка из дерева_________________________________________________

Сумка из кожи______________________________________________________

Сок из моркови_____________________________________________________

Дом из кирпича_________________________________________________

Кувшин из глины______________________________________________________

Д.Образование притяжательных прилагательных (чей хвост, голова, лапа, ухо)

У лошади__________________________________________________________

У тигра ____________________________________________________________

у медведя_________________________________________________________

у овцы      __________________________________________________________

у льва_____________________________________________________________

  1. Исследование навыков словоизменения

А. Образование формы мн.числа имен существительных (один –дом, а если их  много, то это дома)

Ухо_________________________ ведро_________________________________

Утенок_______________________ книга________________________________

Стул____________________________

Б. Образование предложно-падежных форм (ответь на вопросы по картинкам):

В.Образование падежных форм имен существительных (ответь на вопросы)

- Куда идут девочки? (В магазин) Где стоят книги? (На полке)

Откуда выйдут девочки?  Откуда возьмем книги?

- Где висит пальто? (На вешалке) Где стоит торт? (На столе)

- Откуда снимем пальто?  Откуда возьмем торт?

- Куда спрятался заяц? (За дерево) Где сидит девочка? (За столом)

- Где сидит ежик? (В норе) Где находится крючок? (В воде)

- Откуда вылезает ежик? Откуда вынем крючок?

- Где летает змей? (В небе) Где сидит кот? (На крыше)

-Где находится волк? (Слева от дерева) Где сидит заяц? (Около забора)

Г.Согласование прилагательных с существительными (договори слово)

Портрет краси_________                        Стаканчик бумаж_______

Улыбка приветли______                        дни тепл_______________

Окно гряз_____________

Д.Согласование существительных с числительными (посчитай до 5)

Дом___________________________ дерево_____________________________

Окно__________________________ кукла_______________________________

Ведро_________________________ карандаш___________________________

Серия 6.Исследование связной речи

  1. По серии сюжетных картинок (Расставь по порядку и составь рассказ)

2.Пересказ прослушанного рассказа (Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ.  Послушай, запомни и перескажи его по памяти)

БЛОК  II Диагностика уровня функционального базиса речи

Этот блок логопед диагностирует самостоятельно в том случае, если нет возможности провести это обследование психологом. Если такая возможность есть, то результаты в речевую карту записываются из протоколов психологического обследования.

1.Внимание

Оцениваем такие свойства, как концентрация, переключаемость (с помощью «Корректурной пробы Бурдона».

        -Зачеркни букву В  и обведи в кружок букву Б

Это проба позволяет оценить:

- как быстро ребенок может сконцентрироваться

- много пропускает заданных букв или символов

- при переходе на другой шрифт застревает на предыдущем задании или своевременно переключается.

2 Память

Диагностируем вид, объем, состояние кратковременной и долговременной памяти.

Слуховая память 

Предлагаем ребенку прослушать 10 слов, а затем повторить их в той же последовательности.

Зрительная память

Предлагаем ребенку запомнить один из четырех рядов с шестью фигурами, а затем воспроизвести его на бумаге.

3 Восприятие и представления

Для процесса овладения навыками письменной речи важны сформированность слухового и зрительного восприятия.

Обследование этих психических функций включает:

- виды восприятия;

- состояние ощущения схемы своего тела;

- зрительно-пространственные представления;

- латеральные представления.

1. Распознавание целого предмета по его части

Для проверки зрительного восприятия предлагаем ребенку назвать предметы, которые он видит на рисунке.

2.Распознание наложенных друг на друга предметов

Предлагаем ребенку назвать предметы, которые он видит на рисунке.

Для овладения навыка письма у ребенка должны быть сформированы пространственные представления.

Предлагаем ребенку срисовать серию фигур.

3.Латеральные представления

Латеральные представления можно проверять с помощью картинок, где изображено много людей (ребенку задаются вопросы по картинке: В какой руке мальчик держит подзорную трубу. В какой руке у девочки яблоко.) Попросить ребенка показать на себе, где левая рука, правая нога, левый глаз и т.д. Ответить, какую руку подняла мама, в какую руку взяли карандаш и т.д.

4.Мышление

Обследование включает: развитие логического, словесно-логического мышления, способности к обобщению и классификации, пониманию аналогий – формируется при проведении тестовых заданий: «Четвертый лишний», «Простые аналогии».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол логопедического обследования.

Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс....

Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.

Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста....

Протоколы логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методики логопедического обследования устной и письменной речи...

Бланк протокол логопедического обследования

Данный бланк будет интересен логопедам, работающим с детьми ОВЗ....

Протокол логопедического обследования детей средней группы по методике Нищевой Н.В.

Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня речевого развития детей 4-5 лет в условиях логопункта....