Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие обучающихся
статья по теме

Малахина Наталия Викторовна

В данной работе рассматриваются особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, методика организации проблемного обучения и требования, которые к ней предъявляет современная теория педагогики, с тем, чтобы определить, какую роль могут и должны играть проблемные методы обучения в современной системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие обучающихся

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье подростка отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Здоровье  обучающихся является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны. Поэтому забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся – это одна из наиболее важных социальных задач, стоящих перед современной системой образования.

Мною был обобщён собственный педагогический опыт о том, как реализуется проблемное обучение на уроках на примере уроков профессионального цикла в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Саратовский комплекс - интернат профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».  Также  исследования были направлены на изучение способов и правил созданий проблемных ситуаций.

Комплекс - интернат для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - единственное образовательное учреждение в Саратовской области, которое занимается подготовкой специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и  отклонениями в развитии. Степень влияния образовательного учреждения на подростка очень значительна, ведь именно здесь они проводят большую часть своего времени. Именно поэтому одной из актуальных практических задач комплекса – интерната является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно – эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации учащихся. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям подростка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья.

Сегодня на уроке  недостаточно дать готовую  информацию об изучаемом предмете, а необходимо научить добывать знания самостоятельно,  развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся. Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать  факты и  делать собственные выводы.  

Необходимо отметить, что одной из важнейших форм вхождения инвалидов в социум является их профессиональное обучение и трудовая деятельность. Для формирования профессиональных компетенций  в рамках учебной процесса ведущим принципом построения учебного материала является принцип профессиональной направленности.

В своей педагогической деятельности, я  использую педагогические технологии, которые  учитывают индивидуальные особенности обучающихся  инвалидов. Из спектра педагогических технологий наиболее перспективными в своей работе, считаю проблемную технологию в сочетании с технологиями, обеспечивающими сохранение здоровья учащихся.  Проблемная технология отвечает целям формирования системы знаний будущих специалистов, развивают творческие способности учащихся, вызывают  собственную  познавательную деятельность обучающихся.

Хороший  обучающий  эффект  дает  применение  проблемных ситуаций и заданий. Проблемные ситуации  создаю на всех этапах процесса  обучения: при объяснении, закреплении, контроля знаний. Создав проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организовываю  поиск решения, при этом применяю дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся. Побуждаю своих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.

Первый прием — прием проблемного сопоставительного анализа. Учебный материал многих профессиональных предметов, в своей значительной части характеризуется многовариантностью. Изучение многовариантного учебного материала по традиционной методике обычно осуществляется последовательно: каждый способ или процесс изучается в отдельности.  Эксперимент с проблемным обучением позволил отыскать достаточно эффективный методический прием — сопоставительный анализ, который целесообразно применять при проблемном преподнесении учебного материала, характеризующегося многовариантностью каких-либо способов или процессов. Подготавливая проблемное изучение таких тем, педагог анализирует учебный материал и обнаруживает не только возможность организовать несколько дидактических проблем, но и целесообразность разрешать эти проблемы сразу применительно ко всем изучаемым техническим или технологическим способам или, процессам. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, преподаватель организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

Изучая тему «Терминология влажно – тепловых работ» в группе по профессии «Оператор швейного оборудования»,  перед учащимися ставится проблема - «Можно ли исключить декатировку ткани из процесса пошива одежды?».  Решить проблему предлагают учащимся в группах, в форме самостоятельной работы, содержанием которой является решение возникшей проблемы - практической или теоретической задачи. Самостоятельная работа с образцами узлов швейных изделий позволила раскрыть главную проблему, выявить противоречия между возникшей познавательной потребностью и необходимостью ее удовлетворения при полученных ранее знаний. Преподаватель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

Второй прием — выполнение проблемных заданий. Осуществляя обучение, педагог, как уже отмечалось, преследует цель выявить не только условия и способы преподнесения нового материала, обеспечивающие высокую степень умственного развития обучающихся, но и соответствующие им формы систематической учебной работы обучающихся. В частности, необходимо решить задачу организации систематической самостоятельной познавательной работы обучающихся в условиях проблемного изучения тех разделов учебных дисциплин, учебный материал которых носит ярко выраженный описательный характер, что ранее предопределяло, в основном, репродуктивную деятельность обучающихся. Для организации систематической работы обучающихся с описательным текстом пособий предлагается обращаться к табличной форме заданий.

Этот тип следует считать наиболее общим и обучающийся не знает способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Преподаватель на уроке «Технология одежды» в группе по профессии «Закройщик» изучая тему «Виды раскладок», предложила учащимся проблемную ситуацию для практической работы - как можно объяснить разный расход материала на одинаковую модель платья? Для решения проблемной задачи учащиеся выбирают различные виды тканей (гладкокрашеную, бархатную) самостоятельно выполняют раскладку деталей изделия, а объяснить разный расход материала на одинаковую модель платья не могут (недостаточно знаний о технических условий на раскладку деталей). Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.  Постановка обучающихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.

Третий прием — выполнение проблемных комплексных межпредметных заданий.  На уроке обобщения знаний учебной дисциплины «Технология изготовления швейных изделий» по теме «Последовательность изготовления плечевых изделий», представлена интеграция знаний по таким учебным дисциплинам, как «Основы конструирования одежды», «Материаловедение», «Оборудование».  Перед обучающимися ставится проблемное комплексное межпредметное задание – составить последовательность изготовления плечевых изделий, требующее знания многих учебных дисциплин. Комплексное межпредметное задание состоит из отдельных взаимодополняющих и вытекающих друг из друга частных заданий (подчиненных проблем), связанных единой целью проектирования с определенными темами уроков по одному или нескольким предметам. Проблемными в этом случае являются не только содержание каждого частного задания, входящего в состав межпредметного комплексного задания, но и общая структура последнего. При выполнении частных заданий необходима актуализация ранее полученных знаний по нескольким учебным предметам и умение использовать их в новых практических ситуациях. Разрешение дидактической проблемы, составляющей основу предыдущего задания, позволяет получить исходные данные для выполнения последующего.

На интегрированном уроке по теме «Изготовление кармана с подкройным бочком» обучающимся профессии «Портной» было предложено проблемное задание – составить последовательность изготовления кармана с подкройным бочком, в  которым  заложены  несколько  ошибок.  Путем анализа и сопоставления технологических операций, обучающиеся выполнили задание и самостоятельно изготовили карман с подкройным бочком.   Такие  задания  ставят  учащихся  в  условия,  которые  требуют  от  них  не  простого воспроизведения   знаний,  не  повторения  действий  по  известному  образцу,  а  оценочного действия на основе имеющихся знаний.

Проблемное обучение, которое осуществляется в рамках не одной, а ряда специальных дисциплин, воспитывает уважение учащихся к интеллектуальному потенциалу их будущей профессии, приобщает к исканиям научной мысли, готовит к творческому решению актуальных проблем профессиональной деятельности.

Проблемное обучения усиливают мотивацию изучения материала, мобилизуют  память  учащихся,  заставляют  их  быть  внимательными,  активизируют умственную  деятельность,  ставят  перед  необходимостью  осуществлять  самопроверку.

Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:

1) привлечь внимание учащегося к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

2) поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

3) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить учащегося к активной поисковой деятельности;
4) помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Способы создания проблемных ситуаций.

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий на производстве.  Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно учащиеся в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам.

4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными данными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учащихся представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и учебных дисциплин, имеющих связь с изучаемым материалам.

Правила создания проблемных ситуаций.

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Проблемными заданиями могут быть:

1) усвоение;

2) формулировка вопроса;

3) практические здания.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Например: «Вы не могли построить треугольник с 3 известными углами, т.к. в этом задании было нарушено одно из важных правил, касающихся треугольников».

Подготовленность учащегося к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую преподавателем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

Всегда ли учащийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

1) Преподаватель сам ставит и решет проблему;

2) Преподаватель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

3) Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью преподавателя;

4) Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи преподавателя (но, как правило, под его руководством).

На основе лингвистического определения: проблема – задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в процессе обучения? Многие преподаватели понятие «проблема» отождествляют с понятием «вопрос» и «задача», проблему в обучении смешивают с проблемой в общеупотребительном ее значении.

Учебная проблема не тождественна задаче. И в жизни, и в учебном заведении встречается много задач, решение которых требует лишь механической деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности мышления, но и тормозящей это развитие.

Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении.

Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».

Применяемые современные образовательные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образования, позволяют  расширять рамки обучения инвалидов, способствуют повышению мотивации учащихся  в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и создают условия для их успешной самореализации в будущем. Постоянная постановка перед учащимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, таким образом,  мы имеем дело с творческой личностью  всегда  способной  к  поиску, и, войдя в самостоятельную жизнь, он будет более защищен от стрессов.

Таким образом,  применяемая технология проблемного обучения, сочетающая умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья учащихся с ограниченными возможностями, но и позволяют активизировать познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к обучению, сохраняют необходимый уровень формирования качества знаний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как механизм развития УУД у обучающихся на уроках биологии.

Следуя потребностям современного общества , будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия,что позволяе тпроявлять  активность в познании окружающегомира,быть контактным ...

Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на ...

Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы

Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...

Проблемное обучение и формирование УУД обучающихся на уроках обществознания

Материал знакомит с методическими особенностями данной технологии, вариантами ее использования на уроках, результатами применения....

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...