Проблемное обучение и формирование УУД обучающихся на уроках обществознания
учебно-методический материал по теме

Ступаченко Наталья Викторовна

Материал знакомит с методическими особенностями данной технологии, вариантами ее использования на уроках, результатами применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное  обучение и  формирование  УУД обучающихся на уроках обществознания

из опыта работы учителя

истории, обществознания

СОШ№1 г. Белоярский

Ступаченко Н. В.

Технология проблемного обучения ориентирована на авторизацию и интенсификацию учебной деятельности учащихся.

Проблемное обучение – технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний идет как процесс решения проблемных задач, сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, т.е. ученик овладевает универсальными учебными действиями. Данная технология  пригодна для использования на всех предметах и на всех ступенях обучения.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания

Основой формирования универсальных действий является урок.

Анализ этапов проблемного урока и формулируемые на этих этапах УУД

№ этапа

Название этапа

Действия учителя и учащихся

Формируемые УУД

1

Постановка учебной проблемы

а) организационный момент

        Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Предлагаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на понимание проблемы, пробуждаю интерес у учащегося и потребность удовлетворить этот интерес (с удивлением, с затруднением).

        Исходя из содержания урока, иногда предлагаю на выбор две или несколько проблем, из которых для решения учащиеся выбирают только одну.

Регулятивные: саморегуляция в учебной и познавательной деятельности

2

б)актуализация знаний

Предлагаю повторить изученный

материал.

Актуализируем освоенные детьми

знания по курсу обществознания

для решения обозначенной проблемы, определяем, что известно, выявляем затруднения каждого обучающегося.

Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение

3

в)возникновение проблемной ситуации

Формулируем то, что неизвестно для решения данной проблемы, т. е. что конкретно следует изучить.

        

Познавательные:

умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации.

4

г)постановка проблемы (целеполагание)

Обсуждение «затруднений»,

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулирование темы урока

Регулятивные: целеполагание, планирование

5

Поиск

решения

открытие субъективного нового знания

Принимаю гипотезы. Определяем путь выхода из затруднения. Проверяем гипотезы.

Оказываю ребенку дозированную

помощь, задавая наводящие вопросы, чтобы учащиеся послабее могли

сориентироваться в сути задания,

смогли соотнести усвоенный и новый

материал.

Побуждаю учащихся к высказыванию различных точек зрения, пытаюсь столкнуть мнения, подвожу на

рассмотрение социального явления с различных сторон, сравнивая,

сопоставляя, обобщая информацию.

Регулятивные:

выбирать наиболее

эффективный способ, прилагать волевые усилия

Познавательные (логические)

Коммуникативные:

учитывать и координировать отличные от собственной, позиции других людей.

6

Выражение решения

Подвожу учащихся к выводам, к выделению закономерностей.

Познавательные

Общеучебные: моделирование

Логические

7

Реализация продукта

Учащиеся выделяют, проговаривают новое знание, которое может быть в виде определения, правила, закономерности, составляют таблицы, схемы и т. д.

Познавательные

Общеучебные: моделирование

Логические

8

Применение знаний на практике

полученные знания закрепляются при помощи заданий, в которых новое знание используется вместе с ранее полученным.

Личностные: самоопределение, смыслообразование,

Регулятивные:

взаимо-и самоконтроль,

взаимо- и самооценока

9

Итог урока.

Формирующее оценивание.

Осознание учащимся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Подводятся итоги урока, организуется устная или письменная рефлексия (краткие вопросы на понимание, самоконтроль, оценка значимости изученной темы; короткое эссе для домашнего задания).

Личностные:

адекватная самооценка

Таким образом, результатом обучения с помощью проблемного обучения является развитие УУД:

-    личностные действия: самоопределение, нравственно – этическая ориентация;

- регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

-  познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование), логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей);

-  коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

     Практика показывает, что приемы и методы создания проблемных ситуаций разные.  Хочу представить некоторые из них:

 1. Создание проблемных ситуаций при решении ситуативных задач. Учащиеся проходят все этапы от выдвижения гипотезы до практической проверки. 9 класс тема «Трудовое законодательство». Ситуация такова, что в летнее время подростки нашей школы решили подработать, один пошел устраиваться на работу на ферму,  другой воспитателем, третий – разносчиком пиццы. Первых двух на работу не взяли, а третий устроился. В чем причина? Выдвинутые гипотезы проверяются  Трудовым кодексом.

2. Создание проблемной ситуации на основе предварительных заданий. Например, урок обществознания в 7 классе по теме «Реклама – двигатель торговли». Я прошу учеников побеседовать с продавцами или просто понаблюдать, какие товары при одинаковых потребительских качествах пользуются большим спросом. Урок начинается с обсуждения ситуации. Оказалось, что быстрее раскупаются товары, которые рекламируются по телевизору, хотя они стоят дороже,  чем аналогичное, но без рекламы. Почему так? Ответы разные, но выход к теме обеспечен. Восприятие материала становится более целенаправленным.

3. Использование жизненного опыта. Урок в 7 классе по теме «Производство, затраты, разделение труда» начинаю с разговора о том, что в школе 20 учителей и все они ведут разные предметы. Зачем это нужно? Задание дает возможность подвести учащихся к осознанию необходимости данного общественного явления.

4. Создание проблемной ситуации при моделировании деловых игр. 8 класс, тема «Я-предприниматель». Работа в группах. Проблемные задания: Задание №1. Придумайте название фирмы. Какой товар она должна производить? Нарисуйте рекламу вашего товара. Изобразите рекламный ролик, рекламирующий ваш товар. Задание №2. Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму? Последовательно опишите ваши действия. Задание №3. Представьте себе потенциального потребителя вашего товара. Опишите его.

5. Цепь проблемных вопросов для решения одной, более сложной. Например, урок в 7 классе, тема «Что такое экономика?» учащиеся затрудняются определить, как в процессе развития исторически менялась трудовая деятельность человека. Примерными, конкретизирующими вопросами могут быть следующие: «Как вы считаете, что является главным фактором, двигателем эволюции человека?», «Почему этот фактор всегда динамично развивается?», «Объясните, каково значение в эволюции человека необходимость  удовлетворения физических потребностей?»  и т.д.

6. Проблемные ситуации с недостающими данными.

Задача по праву (11 класс): Белоусова обратилась в суд с иском о расторжении брака. Также она просила разделить совместно нажитое с ответчиком имущество, в том числе разделить вклад, внесенный в отделение сбербанка на имя мужа. Поскольку ответчик говорил ей, что израсходует деньги на свои личные нужды, она просила принять меры по обеспечению иска.

Суд вынес решение о расторжении брака и о разделе имущества, в том числе и денежного вкладе. В решении было указано, что в обеспечение иска суд налагает арест на имущество ответчика.

Какие процессуальные нарушения допущены судом? Как надлежало поступить судье?

Составьте исковое заявление от имени Белоусовой о расторжении брака и о разделе совместно нажитого имущества. Недостающие данные дополните по своему усмотрению.

7.Ситуации, возникающие при незнании способа решения задачи.

Необходимым условием проблемного обучения является учет психологических и индивидуальных особенностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на ...

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

«Личностное и духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках обществознания в рамках изучения темы «Труд».

Сегодня, когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках обществознания

Специфика обществоведческого образования обучающихся основной школы, по нашему мнению, такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через вы...

Воспитание обучающихся на уроках обществознания средствами различных форм групповой работы.

Боьшая роль в процессе  воспитания будущих граждан России отводится вовлечению обучающихся в деятельность связанную в работе в группе, участем в турнире, в командных играх, тематических классных ...

Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.

На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...