Дифференциация звуков [ч] - [щ], букв ч – щ.
план-конспект занятия на тему

Групповое занятие с группой обучающихся с ФФНР (фонетико – фонематическим нарушением речи) по теме "Дифференциация звуков [ч] - [щ], букв ч – щ", 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, им.Г.К.Жукова»

Занятие  разработано  

учителем - логопедом ВКК

Герасимцевой

Ириной Васильевной

для учащихся 3 класса

по теме: дифференциация

звуков [Ч] - [Щ].

г.Горно-Алтайск

январь 2014г.

Организационная информация

Тема урока

Дифференциация звуков [ч] - [щ], букв ч – щ.

Предмет

Логопедическое занятие

Класс

3 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Герасимцева Ирина Васильевна, учитель-логопед

Образовательное учреждение

КОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова» г. Горно-Алтайска

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Сибирский федеральный округ

Республика/край

Республика Алтай

Город/поселение

г. Горно-Алтайск

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

ФФНР (фонетико – фонематическим нарушением речи)

Цели урока  и задачи урока (мероприятия, занятия)

   Учить различать звуки [ч] – [щ]  и буквы ч – щ в слогах, словах, предложениях. Закрепить правильное правописание ча, ща, чу, щу.

     Развивать фонематический слух, через выделение звуков на фоне слова.  Формировать  навыки звукового анализа и синтеза. Обогащать словарный запас и развивать связную речь.

     Развивать неречевые процессы: логическое мышление, внимание, умение его распределять, память, зрительное восприятие, мелкую мускулатуру пальцев рук, артикуляционную моторику.

    Формировать положительную мотивацию к учению.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

  • ИКТ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Практические методы
  • Наглядные  методы

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

В ходе занятия  учащиеся актуализируют знания о мягких согласных [ч] - [щ], их сходстве и отличиях

Приобретут

  • навыки дифференциации мягких согласных на примере пары ч – щ, действуя по составленному алгоритму
  • навык правильно применять буквы  ч – щ в письменной речи.
  • умение планировать свою деятельность, оценивать результат.

Закрепят навыки звукового,   языкового анализа, правописания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Необходимое оборудование и материалы

  • Компьютер, презентация в программе Microsoft Office Power   Point,  
  • Опорные символы: сказочные герои (Чебурашка, щенок,  «Звуковички»)
  • Мячик
  • Индивидуальные зеркала

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Предметные картинки (ящик, плащ, щётка, щука, грач, чашка, мяч, ручка), карточки с индивидуальным заданием (кроссворды).

Список учебной и дополнительной литературы

_______________

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

  1. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Артикуляционная гимнастика

 

- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.  Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения.

-Открываем ротик-дом.

(Дети открывают рот).

Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин язычок

(показывают язык),

Он уселся на порог

(язык лежит на нижней губе). 

В этом доме две стены
Это щёки нам видны.

(рот широко раскрыт)

Могут стены в дом втянуться

(дети втягивают щёки внутрь),

А потом как шар раздуться

(надувают щёки). 

Двери – губы гибкие могут стать улыбкою

(губы в улыбке), 

Могут в трубочку собраться

(губы вперёд),

После снова улыбаться

(губы в улыбке). 

Поиграл наш язычок,

Лёг поспать он и – молчок.

(закрыть рот)

  1. Сообщение темы занятия

-Сегодня мы  с вами будем тайными агентами. Нам предстоит расшифровать много разных документов. Итак, первое задание.

1). Найдите лишнюю картинку:  

-щенки, площадь, щётка, чашка;

- мяч, ручка, выключатель, щука;

- овощи, ящерица, плащ, чайник;

- грач, перчатки, очки, щепки

- Вы наверно уже догадались, чем мы будем сегодня заниматься? /Дети называют тему урока/.

- Правильно, различать звуки [Ч], [Щ] и буквы «Ч», «Щ»

  1. Уточнение артикуляции и характеристика звуков.

-Произнесите звук [Ч]. Расскажите, как он образуется?                                      

-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты,  вперёд,  кончик языка  поднимается к бугорку вверх, а затем отскакивает вниз,  воздушная  струя короткая, тёплая,  голосовые связки не работают.

- Дайте характеристику звука [Ч]. /звук  согласный, глухой, всегда мягкий/.
- Произнесите звук [
Щ]. Расскажите, как он образуется.  

 -Когда мы произносим звук  [Щ] – губы округлены слегка выдвинуты вперёд, кончик языка поднят вверх к бугорочкам щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет.

- Дайте характеристику звука [Щ].  /звук  согласный, глухой, всегда мягкий/.

-Чем похожи эти звуки?
/[Ч] и  [Щ] согласные, глухие, всегда мягкие, голосовые связки у них не работают/

-Чем они отличаются? /разное положение языка, воздушная струя  у  звука [Ч] – короткая, а у звука [Щ] длинная/

  • Вывод: У звуков [Ч] – [Щ  много общего, но путать их нельзя, и буквы, которыми их обозначают тоже нужно употреблять правильно.

V. Связь звука с буквой?

-Ребята, что вы знаете о звуках?

-Звуки мы слышим и произносим.

-Что вы знаете о буквах?

-Буквы мы видим, пишем и читаем.

- Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

- Буквой Ч.

- На что похожа эта буква

 На  четвёрку.....

-Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

- Какой буквой обозначается звук [Щ]?

- Буквой Щ.

- На что похожа эта буква?

- Щ на щётку так похожа,

Одежду вычистить поможет.

V.Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений,  произношение звуков в словах и предложениях.

А). Чтение чистоговорок.

- Следующее задание для вас. Нужно правильно прочитать шифровку и затем повторить её, ни разу не сделав ошибки.

- Ач-ящ-ащ, мне купили плащ.

- Ще-че-ще, мне тепло в плаще.

- Ач-ач-ащ, очень модный плащ.

- Чи-щи-чи, я потерял ключи.

- Ач-ящ-ач, ты не плач.

- Щу-щу-чу, я не шучу.

- Справились с заданием. А вам уже приготовили следующее.

Б). Игра «Найди картинке место»

- Суперагентам часто приходится выполнять задания далеко от дома, поэтому мы должны уметь быстро собраться в дорогу. В чём можно перевозить вещи? /в чемодане, в ящике/.  Вот и сейчас будем упаковывать вещи в чемодан и в ящик. Догадались, каким образом мы будем это делать?

- Правильно, в ящик будем складывать только те предметы, в названии  в названии которых есть звук [Щ], а в чемодан будем складывать только те предметы, в названии которых есть звук  [Ч]

/щавель, щенок,  плащ, щётка, щука, овощи, мяч, чашка, ручка, перчатки, чернильница, чашка /.  

- Молодцы, справились с заданием быстро. Теперь нужно подготовить наши пальчики к работе, ведь все движения супер агента должны быть аккуратными, чёткими.

  1. Пальчиковая разминка

 Игра «Зеркальце».

-  Ручка в зеркальце глядит,

Ручка пальчикам велит:

Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Вместе в горстку собирайтесь.

Разбегитесь, распрямитесь,

В кулачок теперь сожмитесь.

Кулачок на кулачок

И ладошки на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

На бочок. Опять на стол.

И конец игре пришёл.

 

  1. Работа в тетрадях

- Откройте тетради, запишите число.

А). -  Игра «Шифровальщик»: отгадать загадки, записать слова и составить к ним схемы, определив место звуков [Щ] и [Ч].

Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась … /щука/

Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая … /туча/

Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я … /молчу/.

Я только нитки отыщу

И змея в небо … /запущу/.

У них усы не для красы,

Они показывают время и называются … /часы/.

Что случилось? Что за крик? Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку – помогите … /человеку/

Сон приходит втихомолку,

Пробирается сквозь … /щёлку/

Если хочешь кушать щи, ты капусту ....
Купила бабушка для внучки

пенал, карандаши и .... /ручку/


Ловил рыбёшку старичок,

и лещ попался на ... ./крючок/

  1. Физминутка

- Супер агенты должны отдыхать, чтобы хорошо справляться со  своей работой.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки в локотках согнём и побежим потом.

  1. Работа в тетрадях

Б). – Сейчас вам необходимо прочитать зашифрованное сообщение.

 Утохоанлешывкинщихйончон. Увартилишусывичулеынченлосеичугж.

 /Ночной хищник вышел на охоту. Жгучие солнечные лучи высушили траву./

  1. Закрепление

           

Суперагенты должны быть внимательными и грамотными. Найдите в словах ошибки и исправьте их.

Чудовище, сокровиче, хвостище, лапичи, когтищи, зубичи, глазичи, усищи.

- А сейчас прочитайте загадку, в которой есть все эти слова:

Живет в пещере чудовище.
Держит в лапищах сокровище.
У чудовища - длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!

(Е.В. Юрова)

- Ребята, эта загадка – шутка. Давайте узнаем, кто же на самом деле это чудовище? В конверте спрятана “чудовищная” отгадка. Откроем его.

- Да вы не бойтесь, малышки!
Чудовище это – мышка,
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.

(Е.В. Юрова)

Почему мы думали, что чудовище большущее и ужасное? Какие слова над нами “подшутили”? Дети называют слова с суффиксом ИЩ.

  1. Итог занятия

- Наше занятие подошло к концу.

- Какие звуки учились различать?

- Мы сегодня весь урок работали со звуками ч, щ. Что мы должны знать, чтобы не путать эти звуки? Чем они отличаются? (положением язычка и силой воздушной струи)

Какие задания Вам запомнились, что вам понравилось больше всего?

  1. Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Игра «Солнечные лучики»

- Встаньте все кругом, протяните свои ручки вперёд и соедините их в центре круга. /Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком/.

- А всем супер агентам вручаются памятные значки за то, что они выполнили все задания и прошли проверку на отлично.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная техноло...

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Дифференциация звуков [ш] - [ж], букв ш – ж. 1 класс

Конспект логопедического группового занятия для учащихся 1 класса по теме: "Дифференциация звуков [ш] - [ж], букв ш – ж."...

«Дифференциация звуков д - т, д\' - т\' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».

laquo;Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза»....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....