Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по альтернативному чтению 1й год обучения.
рабочая программа по теме

Кабанова Галина Евгеньевна

Программа предназначена для обучения ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована. Возможно внесение корректив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42

Приказ  от  ___________________  №  ___________

Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова

Индивидуальная рабочая программа

по альтернативному чтению «Особый ребенок»  

1-й год обучения ______________________________________________________________________________

для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому

Составитель –

учитель Кабанова Галина Евгеньевна 

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

   

    Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося  Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42  и следующими нормативными правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Областным  законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
  • Постановлением Главного государственного санитарного  врача  СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила

           устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих

           недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),

  • Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в ГКОУ РО школе-интернате

           VIII № 42 г.Ростова-на-Дону

  • Локальными актами образовательного учреждения;

       Цель 

           Появление у обучающегося элементарной речи.

           Понимание обращенной речи.

      Задачи

  • Формирование вербальных коммуникативных навыков.
  • Развитие и коррекция понимания речи;

- слушать и понимать учителя;

- выполнять несложные речевые инструкции;

- внятно выражать свои просьбы и желания;

- накапливать и активизировать словарь;

  • Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
  • Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления.
  • Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом; умения подчиняться словесным

            инструкциям.

  • Развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и

            восприятий.

              Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого  на дому  Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.

Общая характеристика предмета

           Учебный предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение грамоте ребёнка с тяжёлыми нарушениями познавательной

           деятельности  стимуляции развития речевой деятельности, способствующей:

  • развитию когнитивных функций ребенка  с точки зрения формирования произвольности психических процессов, перцептивных и  

           мыслительных операций и действий, саморегуляции;

  • развитию социальной коммуникации как взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  • развитию образа – Я через систему взаимоотношений, взаимодействий в овладении продуктивными видами деятельности.

 В процессе всего периода обучения ставятся следующие задачи:

  • знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду

           художественной литературы;

  • развивать коммуникативную функцию речи обучающегося, удовлетворяя его коммуникативную потребность;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности ребенка и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в

           быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

-          обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально

           созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;

-          расширять словарный запас обучающегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,

           трудового опыта в процессе «чтения»;

-    знакомить обучающегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;

-    использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания прочитанного;

-    формировать предметные и предметно-игровые действия, учить понимать соотносящие и указательные жесты.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение детей следующим вариантам «чтения»:

      -  «чтение» телесных и мимических движений;

      -  «чтение» изображений на картинках и картинах;

      -   «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты,  CD-диски и др.);

       - «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных,

         фрагментов художественных фильмов

       - «чтение» пиктограмм;

      -  глобальное чтение;

-  чтение букв, цифр и других знаков;

-  чтение по складам.

     Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметом «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой, проводимой с обучающимся.

Место предмета Учебный предмет «Альтернативное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю - 1 ч, в год - 34 ч. (для обучающихся на дому)

   

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.  

       Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

       Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д. 

      В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.

Методическая литература для учителя:

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
  2. Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М.«Владос», 2009г.
  3. Шипицина Л.М. «Необучаемый»  ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.  

           С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  1. Бгажнокова И.М. « Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос»,

            2007г.

  1. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина г. Переяславль,  2007г.
  2. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей

            редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

            Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.

Содержательные линии

Кол-во

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические средства,

технология решения коррекционных задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический

мониторинг

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Добукварный  период

Привитие навыков учебной деятельности

Специальная логопедическая работа.

 

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Уточнение и развитие зрительного

восприятия.

Букварный период

Изучение звуков и букв.

Работа над соотношением звука и буквы.

Работа над произношением звукокомплексов и слогов.

2

4

6

6

6

5

5

Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, звукоречевую память.

Формировать правильную артикуляцию звуков (постановка звука и  его автоматизация), умение самостоятельно определять артикуляционный уклад звука при чтении букв и слогов.

Развивать коммуникативные возможности, используя  графические образы, предметные и сюжетные картинки.

Формировать эмоциональный отклик на прочитанный текст.

Работать над  звуковым анализом и синтезом.

Обогащать пассивный словарь.

Вводить  в активный словарь возможные для произношения замены-адаптированные «слова», обозначающих отдельные слова и целые фразы.

Сочетание наглядных,

практических и вербальных средств обучения.

Артикуляционные приемы и упражнения.

Дыхательная и речевая зарядка.

Игровые методы и приемы:

дидактические игры, упражнения, веселые минутки.

Речедвигательные упражнения, элементы логоритмики.

Слушание текста.

Использование наглядно-демонстрационных  методов : рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции речи.

Практические упражнения.

В связи с речевым диагнозом:

сенсо-моторная алалия и  синдром детского аутизма у

обучаемого

затруднено понимание речи и соответственно  все коммуникативные функции речи.

Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды  восприятия  и удержание внимания.

Сосредоточение возможно на несколько минут.

Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.

Повышенно истощаем.

Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Контролировать соответствие речевых возможностей и учебной деятельности.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Дата

Обязательный минимум

Практическая и речевая деятельность

Проблемы,

возникающие при изучении темы

знать

уметь

1-я четверть

9

1

Различение звуков окружающей действительности.

1

Предметы, которые могут издавать звуки (знакомые ребенку бытовые предметы).

Слышать и выделять звучащие объекты.

Совместно с учителем находить в комнате звучащие объекты.

2

Игровые упражнения на развитие слухового внимания.

1

Как издавать звуки с помощью разных предметов.

Различать звуки, издаваемые разными предметами (объектами).

Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.

3

Соотнесение звуков с реальным объектом.

1

Звучащие предметы (объекты) на картинках.

Соотносить звук и предмет как источник звучания.

Прислушиваться к звукоподражанию,

Пытаться повторить вслед за учителем.

4

Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание.

1

Ртом можно издавать звуки.

Выполнять дыхательные упражнения по подражанию.

Подражать учителю, повторять упражнения по показу и словесной инструкции.

5

Я и моя семья. (Члены семьи).

Различение звуков по тембру. Звуковая компьютерная игра «Семья».

1

Своих близких родственников,

членов своей семьи: папу, маму бабушку.

Узнавать себя близких родственников непосредственно и на фотографиях. Различать по голосу папу, маму

Работать перед зеркалом и с фотографиями, находить близких по просьбе учителя.

Игра «Кто позвал»?

6

Я дома. (Умывание,туалет.)

1

Правила пользования туалетом и умывальными принадлежностями.

Пользоваться туалетом,

Правильно использовать умывальные принадлежности.

Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.

7

Моя любимая игрушка.

1

Свою любимую игрушку, находить ее среди других, показывать.

Выполнять простые действия с игрушкой по инструкции учителя.

Проявлять интерес и положительное отношение к игрушке.

8

Мой – дом.

1

Свою комнату и предметы, расположенные в ней.

Находить в комнате знакомые предметы.

Проявлять интерес к совместной со взрослыми деятельности (игре).

9

Игра со знакомыми игрушками.

1

Кукла – «а-а-а»;

Машина – «ж-ж-ж»;

Самолет – «у-у-у».

Находить соответствующие игрушки по характерному звучанию.

Проявлять интерес и потребность в эмоциональном общении с учителем.

2-я четверть.

7

10

Соотнесение звука с реальным объектом. Домашние животные.

1

Домашних животных и птиц, их голоса.  (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца, петух, гусь,

курица, цыплята, утка).

Слушать, выделять животное, голос которого прозвучал.

Игра на подражание «Кто как кричит?»

11

Упражнения на развитие и согласование слухового внимания и зрительного восприятия.

1

Обозначение действий, движений: хлопать, топать, стучать, звенеть.

Слушать, повторять движение по образцу сопряженно и отраженно с учителем.

Выполнять звуковые движения согласованно.

12

Соотношение звука с предметом.

Музыкальные инструменты.

1

О музыкальных инструментах.

Узнавать музыкальные инструменты, изображенные на картинках. Слушать и различать их звучание.

Картинное лото, предметные картинки, компьютерные игры.

13

Соотнесение звука с реальным объектом. Лесные звери и птицы.

1

Животные, живущие в лесу: волк, медведь, заяц, лиса, ворона, кукушка, сова.

Узнавать лесных животных и птиц. Слушать их голоса.

Игра на звуковосприятие «Узнай по голосу»

14

Упражнения и игры на развитие дыхания.

1

Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.

Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.

Упражнения для всех органов артикуляции.

15

Соотнесение звуков с реальным объектом. Транспорт.

1

Городской транспорт: трамвай, автобус, легковой и грузовой  автомобили, велосипед.

Узнавать виды городского транспорта, изображенного  на картинках. Слушать и соотносить со звуками, которые они издают.

Игра « Четвертый лишний».

16

Чтение и обыгрывание стихов и потешек.

1

Потешки, стихи. Внимательно слушать.

Понимать смысл потешек и стихотворений.

Игра « Повторяй-ка».

3-я четверть

10

17

Действия со звучащими игрушками.

1

Игрушки, которые издают различные звуки.

Действовать с игрушкой, извлекать звуки. Различать звучащие игрушки.

Игра «Найди игрушку».

18

Соотнесение звука с реальным объектом. Бытовые предметы.

1

Звучащие предметы в быту.

Пользоваться некоторыми бытовыми приборами, определять какой прибор звучит

«Что звучало?»

«Что звучит одинаково?»

19

Игровые упражнения на развитие слухового внимания. Игра «Зеркало».

1

Обозначение действий, движений, звуков.

Слушать, повторять движение, звуки по образцу сопряженно и отраженно с учителем.

Выполнять звуковые движения согласованно.

«Что звучит»

20

Различение  звуков. Звуковая компьютерная игра «Что звучит?»

1

Музыкальные инструменты

выполнять простые действия с музыкальными инструментами, различать их звучание

«Угадай, что звучит»

21

Выделение первого звука в слове, игра «Айболит».

1

Сказочного героя –доктора Айболита, об оказании простейшей медицинской помощи

четко произносить звук А, соотносить его с буквой А

Игра-драматизация

«Айболит»

22

Артикуляция звука «а». Игра «Эхо».

Понимание прослушанного текста «Маша заблудилась».

1

букву А, артикуляцию звука А.

как зовут на помощь, в случае если заблудился

четко произносить звук А, соотносить его с буквой А слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам

Артикуляционная гимнастика

«В мире звуков»

«Пропой звук»

«Найди и покажи»

23

Песенки-потешки с выделением звука «а».

1

Потешки, стихи. Внимательно слушать.

Понимать смысл потешек и стихотворений.

Игра « Повторяй-ка».

«Пропой звук»

«Услышь звук А»

24

Артикуляция звука «у». Игра «Эхо».

1

букву У, артикуляцию звука У.

повторять движения за учителем, чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У

Артикуляционная гимнастика

игра «Голоса»

«Услышь звук У»

25

Выделение первого звука «у» в словах. Игра «Паровоз».

1

букву У, артикуляцию звука У.

 чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У, узнавать его в словах, которые начинаются на звук У

Артикуляционная гимнастика

игра

«Услышь звук У»

26

Понимание прослушанного текста «Волк заболел».

1

правила поведения во время прослушивания текста

слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам

«Найди и покажи»

«Кто как говорит»

4-я четверть.

8

27

Упражнения и игры на развитие дыхания.

1

Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.

Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.

Упражнения для всех органов артикуляции.

28

Артикуляция звука «о». Игра «Эхо».

1

букву О, артикуляцию звука О

повторять движения за учителем, чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О

Артикуляционная гимнастика

«Услышь звук О»

29

Выделение первого звука «о» в словах. Игра «Оса».

1

букву О, артикуляцию звука О

чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О, узнавать его в словах, которые начинаются на звук О

Игра «Услышь звук О»

30

Понимание обращенной речи. Соотношение слова и действия.

1

значение слов и действий

слушать и слышать обращенную речь, отвечать жестами, отдельными словами, соотносить слова и действия

«Кто как говорит»

«Угадай, кто (что) это?»

31

Артикуляция звука «М». Игра «Эхо»

1

букву М, артикуляцию звука «м»

повторять движения за учителем, чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М

Артикуляционная гимнастика

«Услышь звук М»

32

Выделение первого звука «М». Игра «Коровка».

1

букву М, артикуляцию звука М.

чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М, узнавать его в словах, которые начинаются на звук М

Игра «Услышь звук «М».

33

Соотношение речевых звуков с действиями.

1

звучащие предметы, звуки, издаваемые ими

соотносить предмет и звуки, выполнять действия в соответствии со звуками,  произносить звуки сопряжено и отраженно

Игра «Повторяй-ка»

34

Повторение и обобщение  изученного материала.

1

Понимать, что предметы, животные,  люди издают звуки.

Слышать и различать звуки, которые издают предметы, животные, .люди.

Пытаться повторять звуки.

«Кто как говорит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа  по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных особенносте...

Рабочая программа по предмету «Развитие речи (альтернативное чтение)", ОВЗ первый год обучения надомно.

Рабочая программа по предмету «Развитие речи (альтернативное чтение)", ОВЗ первый год обучения надомно. ...

Рабочая программа по альтернативному чтению

Рабочая программа по альтернативному чтению для 8 класса "Особый ребёнок"....

Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"

рабочая программа  Предмет: "Альтернативное чтение"...