Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа ( класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащегося на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ школа – интернат №136 г.о. Самара
Рассмотрена Согласована Утверждена
___________________ ___________________ директором
«___»_________20___г. «___»____________20___г. Амельченко Л.Н.
Рабочая программа
по предмету «Альтернативное чтение»
3 вспомогательный класс
(индивидуальное обучение)
Зотке О.А.
(Ф.И.О. педагога – разработчика)
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащегося на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
На данный учебный год уровень подготовки ребенка позволяет реализовать программный материал по данному предмету, соответствующий 2 вспомогательному классу.
Учитывая, что речь не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Варианты «альтернативного чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках;
- «аудиальное чтение»: слушание аудиокассет, аудиогниг;
- «чтение видеоизображений»: мультфильмов, фильмов о природе, о животных;
- «чтение пиктограмм»
Определены следующие основные задачи, которые предстоит решить педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Альтернативное чтение» :
- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся;
- знакомить с простыми по содержанию сказками;
- использовать в процессе чтения «комментированное» рисование
В процессе работы по предмету «Альтернативное чтение» рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:
-практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- упражнения с пиктограммами (символами)
Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо».
Место курса в учебном плане
Согласно программе индивидуального обучения на изучение материала отводится 2 часа в неделю. Из расчета 34 учебных недель - 68 ч в год.
Содержание
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.
Упражнения для губ и языка перед зеркалом.
Движения по различным сенсорным дорожкам.
Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают…»
«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией : показ частей тела на фотографии и на себе.
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай».
Зрительные упражнения с картинками : покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
«Чтение» телесных и мимических движений.
Закрепление умения выполнять упражнения на движения мимической мускулатуры, упражнения для губ и языка по образцу.
Игры-имитации на передачу в движении образов животных.
Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают» : Покажи, чем нюхают. Понюхай хлеб. Покажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы.
Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» (чтение потешек, стихотворений-четверостиший)
Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек)
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
Совместные с учителем упражнения с фотографией : показ частей тела на фотографии и на себе.
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле».
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку».
Знакомство с пиктограммами: «заяц», «медведь».
Двигательные упражнения типа «Покажи, как подметают; вытирают»
«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов.
Контроль достижений обучающегося осуществляется в форме практической работы один раз в четверть.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простые мимические и артикуляционные движения по подражанию и по словесной инструкции;
- передавать в движении образы животных;
- выполнять упражнения с использованием большой дидактической куклы;
- узнавать звучащие игрушки
Учащиеся должны знать:
- пиктограммы: «нос», «голова», «ухо», «глаза;
- предметные картинки : кукла, мячик, медвежонок, кубик, барабан, машина, ведерко.
Предметно – развивающая образовательная среда
- дидактические материалы М.Монтессори
- диафильмы, видео, компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, особенности жизни животного и растительного мира
- дорожки с различным покрытием
- игрушки для застегивания, коврики, шнуровки
- игрушки музыкальные
- игрушки сборно-разборные: пирамидки, матрешки
- иллюстративный материал ( картины, фотографии)
- наборы карандашей, мел, кисти
- предметные картинки
- картинки из серии «домашние животные», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда»
- картины по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»
- конструкторы деревянные и пластмассовые
- кубики
- мозаики
- настольно – печатные игры
- природный материал
Литература
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
Календарно – тематическое планирование
(2 класс)
№ п/п | Дата | Тема |
I четверть – 18 ч | ||
1 | «Чтение» телесных и мимических движений. Смыкание и размыкание губ «Рыбки говорят» | |
2 | Смыкание и размыкание губ «Чупа-чупс» | |
3 | Надувание щек | |
4 | Надувание мыльных пузырей | |
5 | Надувание мыльных пузырей | |
6 | Упражнения для губ «Улыбка – и» | |
7 | Упражнения для губ «Улыбка – и» | |
8 | Упражнения для губ «Трубочка – у» | |
9 | Упражнения для губ «Трубочка – у» | |
10 | Упражнения для языка «Покажи – спрячь язык» | |
11 | Упражнения для языка «Оближи губы» | |
12 | Двигательные упражнения | |
13 | Двигательные упражнения | |
14 | «Чтение» изображений на картинках. Упражнения с фотографией | |
15 | Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке» | |
16 | Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной» | |
17 | Аудиальные и зрительные упражнения «Слушай стишок и показывай картинку» | |
18 | Контрольный урок | |
II четверть – 14 ч | ||
19 | «Аудиальное чтение». Звуки природы (шум дождя, шум воды) | |
20 | Звуки природы (голоса птиц) | |
21 | Звуки природы (голоса птиц) | |
22 | Звуки природы (голоса зверей) | |
23 | Звуки природы (голоса зверей) | |
24 | Музыкальные инструменты (барабан) | |
25 | Музыкальные инструменты (свистулька) | |
26 | Музыкальные инструменты (колокольчик) | |
27 | «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения для языка «Качели» (вверх – вниз) | |
28 | Упражнения для губ «Улыбка - трубочка» | |
29 | Двигательные упражнения «Покажи, как это делает…» | |
30 | Двигательные упражнения «Покажи, как это делает…» | |
31 | Урок закрепления знаний | |
32 | Контрольный урок | |
III четверть – 22 ч | ||
33 | Двигательные упражнения «Мы не скажем, а покажем» | |
34 | Двигательные упражнения «Мы не скажем, а покажем» | |
35 | Двигательные упражнения «Мы не скажем, а покажем» | |
36 | «Чтение» изображений на картинках . Упражнения с фотографией | |
37 | Упражнения с фотографией | |
38 | Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке» | |
39 | Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке» | |
40 | Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке» | |
41 | Аудиальные и зрительные упражнения «Слушай стишок и показывай картинку» | |
42 | Аудиальные и зрительные упражнения «Слушай стишок и показывай картинку» | |
43 | Аудиальные и зрительные упражнения «Слушай стишок и показывай картинку» | |
44 | Аудиальные и зрительные упражнения «Слушай стишок и показывай картинку» | |
45 | Двигательные упражнения «Покажи, как подметают» | |
46 | Двигательные упражнения «Покажи, как рисуют карандашом» | |
47 | Двигательные упражнения «Покажи, как рисуют мелом» | |
48 | Двигательные упражнения «Покажи, как приседают» | |
49 | Двигательные упражнения «Покажи, как рисуют красками» | |
50 | Двигательные упражнения «Покажи, как вытирают» | |
51 | Двигательные упражнения «Покажи, как прыгают» | |
52 | Двигательные упражнения «Покажи, как качаются» | |
53 | Урок закрепления знаний | |
54 | Контрольный урок | |
IV четверть – 14 ч | ||
55 | «Аудиальное чтение». Звуки вокруг нас (шум мотора самолета) | |
56 | Звуки вокруг нас (стук колес поезда) | |
57 | Звуки вокруг нас (телефонный звонок) | |
58 | Звуки природы (голоса птиц) | |
59 | Звуки природы (голоса птиц) | |
60 | Звуки природы (голоса зверей) | |
61 | Звуки природы (голоса зверей) | |
62 | Музыкальные инструменты (барабан) | |
63 | Музыкальные инструменты (дудочка, свистулька) | |
64 | Музыкальные инструменты (колокольчик) | |
65 | В мире сказок («Репка») | |
66 | В мире сказок («Теремок») | |
67 | В мире сказок («Колобок») | |
68 | Контрольный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо", "Чтение" для инди дуального обучения на дому подростка с о сложной структурой дефекта, 9 класс
Двнная рабочая программа разработана для обучающегося на дому со сложной структурой дефекта, 9 класс...
Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"
Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"...
Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" 4 класс.
АООП для работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (II вариант)....
рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" для 7 класса (умеренная умственная отсталость) надомное обучение
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательн...
Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 5 класс
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью или обучающегося на дому....
Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 6 класс
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью или обучающегося на дому....
Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 7 класс
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью или обучающегося на дому....