Особенности нарушений письменной речи у нормально развивающихся младших школьников
статья на тему
Предварительный просмотр:
Особенности нарушений письменной речи у нормально развивающихся младших школьников
Трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям. А.Н. Корневым отмечается, что в подавляющем большинстве случаев в анамнезе детей с нарушениями письма встречаются экзогенные вредности. Именно они чаще всего приводят к поражению мозговых структур, ведь овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует достаточной зрелости многих психических функций ребёнка.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами. У них также формируется готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов. Но у детей с разными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Поэтому дети-логопаты оказываются неспособными полностью овладеть письмом и чтением. Нарушения чтения и письменной речи встречаются у детей достаточно часто. Патологию письменной речи обозначают термином «дисграфия». Характерными нарушениями письма являются: ошибки на уровне буквы и слога; слитное написание слов; ошибки на уровне предложения и словосочетаний; отсутствие заглавной буквы в начале предложения; отсутствие точки в конце предложения; неправильная связь слов в предложении или словосочетании. Характерным для детей с нарушениями письма является тот факт, что обнаруженные нарушения образуют определённые виды объединений. Наиболее распространены такие: нарушение ориентации «право-лево» совместно со слабостью кратковременной слухо-речевовой памяти и низкими изобразительными возможностями; слабость кратковременной слухоречевой памяти совместно с недостаточностью; слабость кратковременной слухоречевой памяти совместно с низкими изобразительными возможностями и неспособностью к «рядоговорению».
Нарушения письменной речи являются речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...
Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса с ОВЗ адресована педагогам коррекционных школ, классов IV вида при ОУ....
Обучение монологической речи с помощью опор младших школьников
В данной работе рассматривается такая важная проблема как развитие монологической речи у школьников....
Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.
Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспрои...
ОНЛАЙН-ВЕБИНАР "Коммуникативное взаимодействие: особенности занятий ″круг″ и развивающих заданий у младших школьников с выраженными нарушениями интеллекта"
13 августа 2020 года я приняла непосредственное участие в вебинаре, который был проведён в форме диалога с кан.пед.наук, главным редактором журанала "Логопед" Танц...
Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.
Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться...
«Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности»
Развитие речи детей — одна из главных задач начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ...