Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.
статья

Терехова Светлана Анатольевна

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться опре­деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_i_sluhovaya.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

 Результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

В ходе реализации процесса  коррекции слуховой и зрительной памяти важно учитывать следующие положения.

1. Начинать  проведение коррекционных занятий при наличии четкого плана действий.

2. Излагаемый материал должен стимулировать не только  память,  а также  развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление.  Следовательно, коррекционное воздействие должно быть комплексным.

3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при  развитии  мнемической деятельности  путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 4. Осуществлять  коллегиальное сотрудничество  как со специалистами, курирующими ребенка с умственной отсталостью, так и с его родителями.

5. Ставить перед детьми задачи, которые бы опирались как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.

6. Постоянное разнообразие в содержании, и технике представляемого материала.

7. Школьникам с умственной отсталостью необходима смена деятельности.

8. Не стремиться обучать активно детей с умственной отсталостью незнакомым упражнениям, а постоянно направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.

9. Этапы коррекции предполагают  изложение материала от «простого к сложному».

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм следующий: ребенок запоминает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» средирезко отличающихся от них, потом — среди похожих.

В ходе формирования избирательности любого вида памяти ребенку предлагается запоминаемый материал, затем следует:

  •  показать ему такой же ряд, но с расположением эталонных стимулов в другом порядке; ребенку необходимо восстановить нужный порядок;
  •  показать ребенку такой же ряд, но с искажениями (фигуры с недорисованными фрагментами или развернутые, слова со сходным звучанием, те же движения, но с несколько измененными позами и т.п.). Он должен указать, что неправильно, и заменить ошибочный вариант верным.

        Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме.

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных  перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с  языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез.

 Комплекс упражнений «Меж модальный перенос».

  • «Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные либо вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы (звездочка, крут, квадрат, треугольник, в том числе буквы и цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но ребенку надо нарисовать эталон.
  • «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.
  • «Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
  • «Перевод из зрительной в слухоречевую модальность». Ребенок называет фигурки, предметы или буквы, показанные ему психологом.
  • «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, средства транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
  • «Перевод из слуховой в тактильную модальность». Психолог произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.

Приведенные выше положения лежат в основе комплекса упражнений, рекомендуемых для занятий с детьми.

Эти упражнения могут использоваться в работе учителями начальных классов, психологами, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью

Полученные результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...

Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью

   Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...

Развитие зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

Результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью....

Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью

В статье содержится информация об особенностях организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Особенности учебно-познавательной деятельности младшего школьника с умственной отсталостью.

Младший школьный возраст ознаменуется непосредственно переходом ребенка к систематическому школьному обучению.При начале обучения в школе в корне изменяется социальная ситуация развития ребенка. Он ст...

Статья "Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью"

Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Методическая разработка «Комплекс мероприятий по развитию сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью, используемый для более успешного развития их речи, в условиях воздействия на детей сенсомоторного оборудования».

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сего...