«Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности»
статья
Развитие речи детей — одна из главных задач начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. Таким образом, развитие координаций движений мелкой моторики способствует эффективной коррекции речевых недостатков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности»
Развитие речи детей — одна из главных задач начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность данной темы заключается в том, что у младшего школьника с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Как известно развитие координаций движений мелкой моторики способствует эффективной коррекции речевых недостатков.
Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение «трудных» звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики — тем лучше малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, мы вносим большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит ускоренное и правильное становление речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга;
Таким образом, на внеурочных занятиях «Развитие речи», «Произношение», «Логопедия» мною выбран проект на данную тему: «Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности»
Составлена программа на 5 лет, с усложнением по годам обучения.
Исходя, из этого определена цель: «Коррекция нарушений речи через развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ТНР».
Задачи:
- Выбрать комплекс упражнений для развития мелкой моторики, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
- Апробировать якутские национальные настольные игры как один из элементов коррекционной работы.
- Развитие коммуникативных навыков: монолог, диалог
- Совершенствование основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- Повысить компетентность родителей в оказании помощи своим детям с ТНР (консультации, присутствие на внеурочных занятиях)
Ожидаемые результаты:
- Кисти рук приобретут подвижность гибкость, исчезнет скованность движений.
- Обогатится словарный запас слов и грамматический строй речи.
- Коррекция произношения звуков.
- Улучшится память и внимание.
- Родители станут главными помощниками учителя.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
А известный русский и советский учёный, физиолог Павлов Иван Петрович считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» .
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их делят на следующие группы: 1. Игры-манипуляции.
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга").
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
6. Театр в руке.
Я в своей работе системно использую разнообразные, комбинированные формы, упражнения, направленные как на развитие общих движений кистей, так и на развитие мелких движений пальцев рук, которые способствуют детям формировать правильную речь. Также активно использую на занятиях ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии) для зрительного, слухового восприятия и повторения упражнений, стишков. Дети с интересом включаются в работе при зрительном и слуховом восприятии. На занятиях по развитию речи, произношения, логопедии и логоритмики использую:
- Игры-манипуляции
В основном использую игры и упражнения Бардышева Т. Ю. «Вышли пальчики гулять», «Привет ладошки». Например:
Жили-были зайчики Надевали тапочки. [1] |
- Сюжетно-пальчиковые упражнения
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья и. т.д. Например: Цветы растут
Высокие, красивые Цветы у нас растут. А корни под землею Для них водичку пьют |
- Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария.
Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Повторяем 8-10 раз.
Например:
|
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание.
Например: 1. Пальчиковая гимнастика с карандашом [4]
«Вертолёт» |
«Подъёмный кран» |
«Волчок» |
«Галочка» |
2. Пальчиковая гимнастика с шариком «Су–Джок»
Например: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его? [3;6;] |
А также, ввела во внеурочных занятиях якутские настольные национальные игры «Тырыынка», «Хабылык», «Хаамыска», которые также развивают не только мелкую моторику, но и общую координацию движений, ловкость, смекалку и счет.
- Игра «Тырыынка»
Участник, держа «Тырыынка» вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек-тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных «Тырыынка». [5] |
- Игра «Хабылык»
Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает «Хабылык» вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один «Хабылык». Побеждает тот, кто набрал больше палочек. [5] |
- Игра «Хаамыска» («Камушки»)
Игра пятью «Хаамыска» состоит из шести этапов.
До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает «Хаамыска» на столе перед собой и берет одну из них.
1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной «Хаамыска» и поймать подброшенную.
2 этап: Подбрасывая вверх одну «Хаамыска», участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную.
3 этап: Подбрасывая вверх одну «Хаамыска»., участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот.
4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.
5 этап: Игрок бросает на стол все «Хаамыска». Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной.
6 этап: Все «Хаамыска» участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.[5]
Данные пальчиковые упражнения мы применили в течении 3 лет и получили следующие результаты:
- Улучшилось произношение звуков.
- Улучшилась память и внимание у обучающихся.
- Улучшилось качество обучения. По итогам 1 четверти за 2019-20 уч. года успеваемость 100%, качество – 58, 3%, а по итогам 2 четверти успеваемость 100%, качество – 61, 5 %. Улучшилось качество на 3,2%
- Заметно улучшился почерк у детей.
- Обогатился словарный запас слов.
- Дети активно стали использовать диалогическую и монологическую речь в повседневной жизни.
- С удовольствием пересказывают прочитанный рассказ или сказку. Читают: выше нормы – 10 (83,3%), норма – 1 (8,3%), ниже нормы – 1 (8,3%) Пересказывают - 10 (83,3%), не понимают прочитанного – 2 (16,6%)
- Вывод в массовую школу – 50%, переведены по другим программам ФГОС ОВЗ – 8%, продолжают обучение - 42%
Использованная литература:
- Бардышева Т. Ю. «Вышли пальчики гулять»
- Бардышева Т. Ю. «Привет ладошки»
- М. В. Еромыгина «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика»
- Пятница Т.В., Т.В. Солоухина-Башинская «Справочник дошкольного логопеда» из.2-е.- Ростов н/Дону: Феникс, 2011.- 479 с.
- Саха торут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха, Федоров А.С., г. Якутск, Бичик, 2011г. -96с.
- https://mersibo.ru/пальчиковаягимнастика
- https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2015/06/04/kineziologiya-gimnastika-dlya-mozga
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей третьего года жизни"
Проектная деятельность....
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...
"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...
ИГРА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассматриваются предпосылки к применению игровых технологий и особенности их использования в обучении школьников. Также указывается...
Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках информатики и внеурочной деятельности...
Доклад"Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."
Доклад "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."...