Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
методическая разработка по теме
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС Калининского района. В данный момент материал находится на апробации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnye_kriterii.docx | 60.46 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Основные цели и задачи диагностического обследования детей.
Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить индивидуальные и подгрупповые коррекционно-образовательные программы, с учётом полученных представлений об уровне актуального развития и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский) каждого ребёнка, а также определить эффективность коррекционно-развивающего обучения. Диагностическое обследование в условиях дошкольного образовательного учреждения включает в себя комплексный, всесторонний качественный анализ особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.
2. Как будут использованы результаты диагностики.
Учитель-дефектолог, на основе анализа «Программы воспитания и обучения», в течение учебного года проводит обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь, продолжительность – четыре недели).
На этом этапе специалист проводит глубокое всестороннее обследование. Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы общего типа предыдущей возрастной группы. Собираются анамнестические сведения о развитии ребёнка, изучаются микро социальные условия воспитания ребёнка в семье. На основе медицинского обследования выявляются особенности соматического состояния, функциональные нарушения со стороны ЦНС. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий с дефектологом и выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.
Второй этап (первые две недели января).
Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (проводится в конце учебного года).
Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.
Таким образом, диагностическое обследование детей имеет огромнейшее значение и требует особого внимания к его содержанию и организации, а также к обработке полученных результатов и способах их фиксации.
Оценка результатов обследования должна обеспечить возможность фиксации изменений в развитии ребёнка по всем изучаемым параметрам и отражать как количественные, так и качественные характеристики происходящих изменений. Фиксирование результатов обследования должно быть удобным, относительно простым, а форма отражения результатов должна чётко и наглядно представлять информацию о динамике развития каждого ребёнка.
В связи с этими требованиями мною были разработаны оценочные критерии к схеме обследования детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ( Г.Н. Чуйкова, Богданова Л.Г).
ИЗУЧАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
И ИХ ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ.
ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ.
Представления ребёнка о себе. Тестовая беседа. | баллы |
Называет только своё имя, на другие вопросы не отвечает. | 0 |
Называет своё имя, знает свой пол, может назвать любимую игрушку, показывает и знает назначение хотя бы трёх – четырёх частей тела. | 1 |
Называет своё имя, знает свой пол, показывает и знает назначение 5-6 частей тела, знает их назначение, называет хотя бы 2 вид своих любимых занятий. | 2 |
Называет своё имя и фамилию, показывает 7-8 частей тела, знает их назначение, отвечая на вопросы может рассказать об основных видах своих занятий, знает в какое время года родился. | 3 |
Называет имя и фамилию, показывает все части тела, знает их назначение, может самостоятельно рассказать об основных видах своих занятий, о своих любимых праздниках, знает дату своего рождения. | 4 |
Представления о ближайшем окружении. Тестовая беседа. | баллы |
Знает только родителей - маму и папу. Родственных отношений не понимает, рассказать о семье ничего не может. | 0 |
Знает ближайших родственников – бабушку, дедушку. Родственных отношений не понимает, рассказать о членах семьи ничего не может. | 1 |
Знает ближайших родственников – бабушку, дедушку, братьев и сестёр. Может ответить на 1-2 вопроса о членах семьи, знает кем он приходиться маме, папе. | 2 |
Знает всех членов семьи, называет их по имени, понимает своё место в родственных отношениях. Отвечает на вопросы о занятиях членов семьи дома. Может назвать ориентиры места своего проживания (рядом с детским садиком, рядом с магазином), рассказать как он добирается до детского сада. | 3 |
Знает всех членов семьи и ближайших родственников (дядю, тётю), называет по имени и отчеству родителей, понимает место всех членов семьи в родственных отношениях, рассказывает об их труде дома и на работе, называет их профессии, знает свой домашний адрес. | 4 |
ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТА, КАРТИНКИ
«Пересекающиеся контурные изображения предметов» (на основе методики А.Р. Лурия) | баллы |
Ребенок опознал не более одного предмета. | 0 |
Ребенок назвал два предмета. Имеет место не адекватное выделение. | 1 |
Ребенок назвал три-четыре предмета. Имеет место не адекватное выделение. | 2 |
Ребенок смог назвал четыре-пять предметов. Имеет место не адекватное выделение. | 3 |
Отмечается адекватное выделение фигур. Ребенок правильно узнал все фигуры. | 4 |
Выделение в предмете существенных деталей, частей | баллы |
Предмет воспринимается глобально, не способен выделить ни одну его часть. После оказания помощи выделяет существенные и второстепенные детали, части предмета, делает это хаотично, не знает их названий и назначения. | 0 |
Показывает на существенные и второстепенные детали, части предмета, делает это хаотично, не знает их названий и назначения. | 1 |
Самостоятельно планомерно проводит анализ хорошо знакомого предмета, не знает некоторых названий деталей и частей предмета, и их назначения. | 2 |
Самостоятельно планомерно проводит анализ хорошо знакомого предмета и называет его существенные детали и части, определяет назначение некоторых его частей. | 3 |
Самостоятельно планомерно проводит анализ любого предмета и называет его существенные детали и части, знает их назначение. | 4 |
Методика «Дорисуй предмет» (в основу положена методика Т.Н. Головиной) | баллы |
Задание не понимает, не приступает к его выполнению, рисует «каракули» ил пытается обвести контур. | 0 |
Задание не понимает, после дополнительного разъяснения замыкает контур изображения одной линией. | 1 |
Частичная передача формы предмета. Резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, выраженная асимметрия. | 2 |
Частичная передача формы предмета, отмечается незначительная асимметрия. | 3 |
Задание выполнено самостоятельно, без ошибок. | 4 |
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ.
Величина. | баллы |
Представлений о величине не сформированы. При ярко выраженном различии правильно показывает большой- маленький предмет. Осуществляет выбор большого или маленького предмета из двух. | 0 |
Осуществляет выбор большого или маленького предмета из трёх-четырёх предметов. Самостоятельно называет величину, решает практические задачи с учётом данной величины (посади маленького колобка на маленький пенёк, а большого на большой пенёк), при классификации может допускать ошибки. | 1 |
Знает 2-3 признака величины, осуществляет выбор предмета нужной величины из пяти, понимает принцип построения ряда с учётом величины, решает практические задачи с учётом признака данных величин при классификации возможны ошибки. | 2 |
Знает 4 признака величины, выполняет задания на зрительное соотнесение величин (5-7 предметов), решает практические задачи с учётом признака данных величин, классифицирует, понимает сравнительные характеристики, но испытывает затруднения при использовании их в самостоятельной речи. | 3 |
Самостоятельно выполняет задания на зрительное соотнесение величин (8- 10 предметов), решает практические задачи, понимает принцип построения ряда с учётом величины, классифицирует, использует в речи названия величин, сравнительные характеристики. | 4 |
Цвет. | баллы |
Представления о цвете не сформированы, выделяет по названию не более двух цветов, может соотносит предметы по цвету подражая действиям взрослого. | 0 |
Выделяет по названию хотя бы 3-4 основных цвета, соотносит, самостоятельно называет 2-3 цвета. | 1 |
Свободно соотносит предметы по признаку цвета, классифицирует. Выделяет по названию 5-6 основных цветов, самостоятельно называет 4 -5 цветов. | 2 |
Дифференцирует все основные цвета, классифицирует, самостоятельно их называет, выполняет практические задания с опорой на признак цвета. | 3 |
Ребенок умеет достаточно свободно различать и называть основные цвета и их оттенки, выполняет практические задания с опорой на признак цвета. | 4 |
Форма. | баллы |
Задание не понимает, раскладывает предметы без опоры на признак формы, может выделять по названию не более двух фигур, самостоятельно фигуры не называет. | 0 |
Приступает к выполнению задания после оказания помощи, правильно определяет форму предметов, но быстро сбивается и дальше начинает раскладывать без опоры на признак формы, может выделять по названию три фигуры. | 1 |
Знает названия основных геометрических фигур, но самостоятельно называет только круг и квадрат. Нет достаточной дифференциации схожих форм. При выполнении задания допускает ошибки. | 2 |
Задание выполняет самостоятельно и практически без ошибок. Знает названия всех геометрических фигур и форм, самостоятельно называет основные геометрические фигуры и формы, называет простые формы предмета. | 3 |
Задание выполнено без ошибок. Использование в самостоятельной речи обозначений всех основных фигур и форм. | 4 |
ПРОСТРАНСТВЕННИЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Различение правой и левой стороны. | баллы |
Не различает. | 0 |
Различает на себе | 1 |
Различает на другом человеке. | 2 |
Разрезные картинки | баллы |
Недостаточное соотнесение части предмета с его целостным изображением, неправильное расположение отдельных частей на плоскости. | 0 |
Складывает картинки разрезанные только по горизонтали или по вертикали. | 1 |
Складывает картинки любой сложности. | 2 |
Ориентировка в пространстве. Понимание предлогов (простых и сложных). | баллы |
Нет достаточной ориентировки в пространстве, затруднено понимание предлогов. | 0 |
Понимает простые предлоги, хорошо ориентируется в трёхмерном пространстве. | 1 |
Понимает простые и сложные предлоги, ориентируется в двухмерном и трёхмерном пространстве. | 2 |
Части суток. | баллы |
Узнаёт только контрастные части суток день-ночь, называет их, может определить характерные признаки, соотносит данные части суток с режимными моментами. | 0 |
Узнаёт на картинках все части суток, но называет не все, может определить их характерные признаки, соотносит данные части суток с режимными моментами. | 1 |
Знает основные части суток, называет их, определяет их последовательность, связывает с положением солнца, режимными моментами и деятельностью людей. | 2 |
Времена года. | баллы |
Узнаёт на картинке 1 время года, самостоятельно не называет, не может назвать ни один признак. | 0 |
Узнаёт только контрастные времена года зима-лето, называет их, может определить характерные признаки, соотносит данные времена года с изменениями, происходящими в жизни людей. | 1 |
Узнаёт и правильно называет все времена года, определяет их последовательность, знает характерные признаки, связывает изменения в природе с изменениями, происходящими в жизни людей, животных, растений. | 2 |
Дни недели. | баллы |
Не понимает значения словосочетания «дни недели», не имеет представления о днях недели. | 0 |
Знает несколько названий дней недели, при поддержке взрослого может их назвать. | 1 |
Знает все дни недели, соотносит конкретные названия с определёнными событиями определяет их последовательность. | 2 |
УРОВЕНЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.
Диагностический тест «Домик». | баллы |
С заданием не справился, рисунка нет. | 0 |
Выполняет задание, но допускает больше двух ошибок. | 1 |
Выполняет задание, но допускает 1-2 ошибки.. | 2 |
Воспроизводит без ошибок. | 3 |
Диагностический тест «Лабиринт» | баллы |
Задание не понимает, после обучения с заданием не справляется. Отсутствует целенаправленная деятельность, нет сосредоточения. | 0 |
Выполняет задание методом проб и ошибок, отвлекается, не может добиться положительного результата. | 1 |
Выполняет задание методом проб и ошибок, но находит правильное решение. | 2 |
Выполняет задание быстро на основе зрительного плана. | 3 |
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов»-запоминание | баллы |
Длительное время не может запомнить хотя бы 3 слова. | 0 |
С каждым повторением запоминает 1-2 слова. | 1 |
После первого предъявления запроминает 3-4 слова. | 2 |
После первого предъявления запоминает 5-6 слов | 3 |
Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов»-сохранение | баллы |
Через час не может вспомнить ни одного слова. | 0 |
Помнит 1-2 слова. | 1 |
Помнит 3-4 слова | 2 |
Помнит более четырёх слов. | 3 |
Заучивание короткого стихотворения. | баллы |
Длительное время не может запомнить хотя бы двустишие. | 0 |
Частично заучивает стихотворение после пятого повторения, без соблюдения рифмы. | 1 |
Частично заучивает стихотворение после пятого повторения, рифма соблюдена. | 2 |
Воспроизводит стихотворение без ошибок после четвёртого-пятого предъявления. | 3 |
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ.
Невербальная классификация геометрических фигур | баллы |
Не понимает безречевую инструкцию, не приступает к выполнению задания. | 0 |
Понимает инструкцию, приступает к выполнению задания, но допускает ошибки при классификации. | 1 |
Правильно выполняет задание без помощи педагога. | 2 |
Классификация предметов | баллы |
Не понимает безречевую инструкцию, не приступает к выполнению задания. | 0 |
Понимает инструкцию, приступает к выполнению задания, но допускает ошибки при классификации. | 1 |
Правильно выполняет задание без помощи педагога. | 2 |
Способность к обобщению. | баллы |
Наличие обобщающего признака не понимает. | 0 |
Обобщает хорошо знакомые предметы. Знает некоторые обобщающие слова. | 1 |
Самостоятельно обобщает предметы, может обосновать правильность их обобщения, называет обобщающие слова. | 2 |
Исключение лишнего предмета из ряда однородных. | баллы |
Не понимает принцип исключения, с заданием не справился. | 0 |
Для выполнения задания требуется помощь педагога в виде наводящих вопросов. | 1 |
Самостоятельно справился с заданием. | 2 |
Понимание картинок со скрытым смыслом | баллы |
Нет понимает скрытый смысл картинки. | 0 |
Анализирует картинку с помощью наводящих вопросов. | 1 |
Самостоятельно анализирует картинку. | 2 |
Понимание текста со скрытым смыслом | баллы |
Не понимает скрытый смысл текста. | 0 |
Анализирует текст с помощью наводящих вопросов. | 1 |
Самостоятельно анализирует текст, понимает его смысл, может ответить на вопросы по его содержанию. | 2 |
Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом. | баллы |
Не устанавливает связь между картинками, описывает каждую картинку отдельно. | 0 |
Устанавливает последовательность событий с помощью наводящих вопросов. | 1 |
Самостоятельно устанавливает последовательность событий. | 2 |
Придумывание начала и конца рассказу. | баллы |
С заданием не справился. | 0 |
Для выполнения задания требуется помощь педагога. | 1 |
Самостоятельно справился с заданием. | 2 |
Методика «Загадки». | баллы |
Поисковая деятельность снижена, не может объяснить смысл загадки, фиксирует внимание на деталях, что приводит к ошибочным ответам. | 0 |
Понимает загадку, правильно находит ответ, может частично объяснить смысл. | 1 |
Самостоятельно находит правильный ответ и обосновывает свой выбор. | 2 |
Способность к установлению причинно-следственных связей. | баллы |
Не устанавливает причинно- следственные связи. | 0 |
Устанавливает с помощью педагога. | 1 |
Самостоятельно справился с заданием. | 2 |
Умение абстрагировать. | баллы |
Нет способности. | 0 |
Способность снижена, требуется помощь педагога. | 1 |
Есть способность к абстрагированию. | 2 |
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
Понимание словесной инструкции | баллы |
Понимание словесной инструкции затруднено. | 0 |
Понимает простую инструкцию. | 1 |
Понимает сложную инструкцию. | 2 |
Объём пассивного словаря | баллы |
Все задания или большинство из них не выполняются. | 0 |
Задания выполняются с помощью стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказки. | 1 |
правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. | 2 |
Объём активного словаря | баллы |
Все задания или большинство из них не выполняются. | 0 |
Задания выполняются с помощью стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказки. | 1 |
правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. | 2 |
Особенности фразовой речи | баллы |
Фразовая речь отсутствует или находится на бытовом уровне. | 0 |
Ребёнок использует в самостоятельной речи простые фразы, состоящие из двух- трёх слов. | 1 |
Фраза развёрнутая, использует сложные грамматические конструкции. | 2 |
Рассказ по малосюжетной картинке | баллы |
С заданием не справился. Рассказ отсутствует или носит характер перечисления отдельных предметов, явлений. | 0 |
Составляет небольшой рассказ, фразы простые, без достаточной связности и логичности. Может потребоваться помощь педагога. | 1 |
Самостоятельно составляет рассказ. Фраза развёрнутая, соблюдается связность и логичность. | 2 |
Рассказ по серии сюжетных картинок | баллы |
С заданием не справился. Рассказ отсутствует или носит характер перечисления отдельных действий, предметов, явлений. | 0 |
Составляет небольшой рассказ, простые фразы без достаточной связности и логичности. Может потребоваться помощь педагога. | 1 |
Самостоятельно составляет рассказ. Фраза развёрнутая, соблюдается связность и логичность. | 2 |
Пересказ короткого текста | баллы |
Пересказ даже по наводящим вопросам недоступен | 0 |
Осуществляет пересказ с помощью педагога. Отмечаются пропуск частей текста, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений. | 1 |
Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом. | 2 |
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Пересчёт предметов до 5-10. | баллы |
Смысла счёта объектов не понимает. Устойчиво называет 1 объект, других числительных не знает. | 0 |
Знает несколько числительных и пытается использовать их при пересчёте, но итогового числа нет. | 1 |
Устойчиво называет 2-3 объекта. | 2 |
Устойчиво пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах пяти, но итоговое число не называет и при расположении объектов хаотично затрудняется в их пересчёте. | 3 |
Устойчиво пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах пяти, называет итоговое число, может допускать ошибки при пересчёте объектов расположенных хаотично. | 4 |
Пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах шести – десяти, называет итоговое число, но могут быть ошибки, как при пересчёте объектов расположенных в ряд, так и при пересчёте объектов, расположенных хаотично. | 5 |
Пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах десяти, правильно называет итоговое число. | 6 |
Соотнесение данного кол-ва с кол-ом пальцев. | баллы |
Не соотносит, не понимает смысла действия. | 0 |
Смысл действия не всегда понимает, но при небольшом кол-ве (1-2) соответствие устанавливает. | 1 |
Смысл действия не всегда понимает, но при небольшом кол-ве (3-4) соответствие устанавливает. | 2 |
Устойчиво соотносит заданное кол-во в пределах трёх - четырёх. | 3 |
Устойчиво соотносит заданное кол-во в пределах пяти. | 4 |
Устойчиво соотносит заданное кол-во в пределах семи. | 5 |
Хорошее соотнесение в пределах восьми – десяти, использует пальцы при выполнении счётных операций. | 6 |
Выделение из множества | баллы |
Не выделяет самостоятельно даже одного предмета. | 0 |
Выделяет по слову 1- 2 предмета. | 1 |
Выделяет по слову 3-4 предмета. | 2 |
Выделяет по слову 5-6 предметов, дальше допускает ошибки. | 3 |
Устойчиво выделяет по слову 5-6 предметов. | 4 |
Выделяет по слову 7-10 предметов, но часто допускает ошибки. | 5 |
Устойчиво выделяет по слову заданное количество предметов в пределах 10. | 6 |
Сравнение множеств. | баллы |
Не понимает смысла сравнения. | 0 |
Участвует в совместном со взрослым равнении на основе использования приема образования пар из эл-ов (по одному) двух множеств, вывод взрослого о неравноценности множеств не понимает. | 1 |
Осуществляет сравнение множеств путём образования нескольких пар (в пределах пяти) из эл-ов (по одному) двух множеств, подражая действиям взрослого, способен указать с помощью взрослого где много и где мало. | 2 |
Осуществляет сравнение множеств путём образования нескольких пар (в пределах пяти) из эл-ов (по одному) двух множеств, по образцу, способен показать где больше, а где меньше, но может допускать ошибки. | 3 |
Осуществляет сравнение множеств путём образования нескольких пар (в пределах десяти) из эл-ов (по одному) двух множеств, по образцу, устойчиво показывает где больше, а где меньше. | 4 |
Осуществляет сравнение разнообразных множеств путём их зрительного соотнесения или образования пар из эл-ов двух множеств, самостоятельно делает выводы об их равенстве или неравенстве. | 5 |
Осуществляет сравнение разнообразных множеств путём их зрительного соотнесения или пересчёта, самостоятельно делает выводы об их равенстве или неравенстве. | 6 |
Счётные операции на конктретном материале открытый результат. | баллы |
Не понимает смысла уменьшения, увеличения множества. | 0 |
Выполняет счётные операции в пределах двух-трёх по подражанию действиям взрослого. | 1 |
Самостоятельно выполняет счётные операции в пределах двух-трёх. | 2 |
Выполняет счётные операции в пределах четырёх - пяти +/- 1(2), но может допускать ошибки. | 3 |
Свободно выполняет счётные операции в пределах пяти, в пределах шести – семи выполняет +/- 1, допускает ошибки. | 4 |
Свободно выполняет счётные операции в пределах шести-семи, счётные операции в пределах восьми - десяти +/- 1(2), но может допускать ошибки. | 5 |
Свободно выполняет счётные операции в пределах десяти и более.
| 6 |
Счётные операции на конкретном материале – закрытый результат. | баллы |
Не понимает смысла, задание не выполняет. | 0 |
Выполняет счётные операции в пределах двух-трёх, по образцу. | 1 |
Самостоятельно выполняет счётные операции в пределах двух-трёх. | 2 |
Выполняет счётные операции в пределах четырёх - пяти +/- 1(2), но может допускать ошибки. | 3 |
Свободно выполняет счётные операции в пределах пяти, в пределах шести – семи выполняет +/- 1, допускает ошибки. | 4 |
Свободно выполняет счётные операции в пределах шести-семи, счётные операции в пределах восьми - десяти +/- 1(2), но может допускать ошибки. | 5 |
Свободно выполняет счётные операции в пределах десяти и более. | 6 |
Решение простых задач с открытым результатом. | баллы |
Решить задачу не может, не понимает её смысл. | 0 |
Решить задачу не может, не понимает её смысл, но вместе со взрослым решает задачу в пределах двух. | 1 |
Решает задачу вместе со взрослым в пределах трёх –четырёх на основе конкретных указаний. | 2 |
Нет достаточного понимания условия, решает задачу в пределах пяти с помощью взрослого. | 3 |
Понимает условие, самостоятельно решает задачу в пределах пяти . | 4 |
Понимает условие, самостоятельно решает задачи в пределах шести-восьми, устно находит ответ, проверяет с помощью пересчёта. | 5 |
Понимает условие, самостоятельно решает задачи в пределах десяти, устно находит ответ, проверяет с помощью пересчёта. | 6 |
Решение простых задач с закрытым (отвлечённым) результатом | баллы |
Решить задачу не может, не понимает её смысл. | 0 |
Решить задачу не может, не понимает её смысл, но вместе со взрослым решает задачу с закрытым результатом в пределах двух. | 1 |
Решает задачу с закрытым результатом вместе со взрослым в пределах трёх–четырёх на основе конкретных указаний. | 2 |
Нет достаточного понимания условия, решает задачу в пределах пяти с помощью взрослого. | 3 |
Понимает условие, самостоятельно решает задачу в пределах пяти. | 4 |
Понимает условие, самостоятельно решает задачи в пределах шести-восьми с закрытым и отвлечённым результатом. | 5 |
Понимает условие, самостоятельно решает любые задачи пределах десяти. | 6 |
Составление арифметических задач. | баллы |
Составить задачу не может, не понимает её смысла. | 0 |
Составляет задачу на конкретном материале, вместе со взрослым. | 1 |
Составляет задачу на конкретном материале по по образцу, предложенному взрослым. | 2 |
Составляет задачу по хорошо знакомым ситуациям с помощью взрослого (в пределах пяти). | 3 |
Составляет задачу по хорошо знакомым ситуациям преимущественно по словесной инструкции взрослого (в пределах пяти). | 4 |
Самостоятельно составляет задачу по очень хорошо знакомой ситуации в пределах (пяти – десяти). | 5 |
Самостоятельно составляет задачи по различным ситуациям в пределах (пяти-десяти). | 6 |
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Конструирование по образцу. | баллы |
Строит только на основе совместных с педагогом действий. | 0 |
Воспринимает и анализирует простой образец с помощью взрослого. | 1 |
Самостоятельно анализирует простой образец и выполняет предложенную конструкцию. | 2 |
Самостоятельно анализирует сложный образец и правильно выполняет конструкцию. | 3 |
Самостоятельно анализирует простой графический образец , выполняет постройку . | 4 |
Самостоятельно анализирует сложный графический образец анализ, выполняет постройку, но может допускать неточности при её создании. | 5 |
Самостоятельно анализирует графический образец, правильно выполняет конструкцию любой сложности. | 6 |
Самостоятельное конструирование. | баллы |
Не проявляет интереса. | 0 |
Включается в совместное конструирование простых построек, но интереса не испытывает, быстро устаёт, может разрушить постройку. | 1 |
Включается в совместное конструирование простых построек, проявляет интерес к их выполнению. | 2 |
Выполняет простые постройки из кубиков, но не может объяснить, что он хотел построить, интерес к постройке кратковременный. | 3 |
Выполняет простые постройки из кубиков, даёт им определение, может обыграть. | 4 |
Выполняет разнообразные постройки, обыгрывает их, может зарисовать несложную конструкцию. | 5 |
Выполняет разнообразные постройки, проявляет интерес к конструированию из различных материалов. Обыгрывает и зарисовывает выполненные конструкции. | 6 |
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА | баллы |
интерес к заданиям не проявляет; застревает на одном эмоциональном состоянии из которого сложно вывести; целенаправленность деятельности и наличие самоконтроля отсутствуют, переноса показанного способа действия нет; критичность в оценке деятельности отсутствует; понимание эмоционального смысла картинки, текста недоступно; контакт со взрослыми и сверстниками затруднён. | 0 |
Интерес к заданиям неустойчивый, способен действовать целенаправленно непродолжительное время; способность к самоконтролю недостаточна; критичность к оценке своей деятельности снижена; может осуществлять перенос показанного способа действия; понимание эмоционального смысла картинки, текста недоступно; контакт со взрослыми и сверстниками избирательный; отмечается эмоциональная лабильность. | 1 |
Интерес к заданиям избирательный, способен действовать целенаправленно продолжительное время при условии, что задание ему нравится; способность к самоконтролю недостаточна; критичность к оценке своей деятельности снижена; может осуществлять перенос показанного способа действия; понимание эмоционального смысла картинки доступно, понимание текста затруднено; контакт со сверстниками затруднён, со взрослыми носит избирательный характер; отмечается эмоциональная лабильность. | 2 |
Интерес к заданиям устойчивый, способен действовать целенаправленно продолжительное время; способность к самоконтролю недостаточна; критичность к оценке своей деятельности снижена; может осуществлять перенос показанного способа действия; понимание эмоционального смысла картинки и текста доступно; контакт со сверстниками и взрослыми достаточно хороший; отмечается эмоциональная лабильность. | 3 |
Устойчивый интерес к заданиям; способен действовать целенаправленно продолжительное время, хороший самоконтроль, присутствует критичность в оценке своей деятельности, хорошо понимает эмоциональный смысл картинок, текстов, эмоционально устойчив, контактен. | 4 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Представления ребёнка о себе. | |||
Представления ребёнка о ближайшем окружении. | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ оценивается суммой баллов:
8 – высокий уровень
6-7- выше среднего
4-5 средний уровень
2-3 ниже среднего
- -низкий уровень
ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНКИ, ПРЕДМЕТА. | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Пересекающиеся контурные изображения | |||
Выделение в предмете существенных деталей и частей. | |||
Методика «Дорисуй предмет» | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ВОСПРИЯТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ. | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Величина | |||
Цвет | |||
Форма | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИ. | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Различение правой и левой стороны | |||
Разрезные картинки | |||
Ориентировка в пространстве, понимание предлогов | |||
Части суток | |||
Времена года | |||
Дни недели | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ВОСПРИЯТИЕ оценивается суммой баллов:
11-12 – высокий уровень
9-10 выше среднего
6-8 средний уровень
3-5 ниже среднего
0-2 низкий уровень
УРОВЕНЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Диагностический тест «Домик» | |||
Диагностический тест «Лабиринт» | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
УРОВЕНЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ
уоценивается суммой баллов:
6 – высокий уровень
5 - выше среднего
4 - средний уровень
3- ниже среднего
0-2 низкий уровень
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Запоминание 10 слов (запоминание) | |||
Запоминание 10 слов (сохранение) | |||
Стихотворение | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ оцениваются суммой баллов:
9 – высокий уровень
7-8- выше среднего
5-6- средний уровень
3-4- ниже среднего
0-2 -низкий уровень
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Невербальная классификация геометрических фигур | |||
Классификация предметов | |||
Способность к обобщению | |||
Исключение лишнего предмета | |||
Понимание картинок со скрытым смыслом | |||
Понимание текста со скрытым смыслом | |||
Понимание серии картинок связанных единым сюжетом | |||
Придумывание начала и конца рассказу | |||
Способность объяснить загадку | |||
Способность к установлению причинно-следственных связей | |||
Умение абстрагировать | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ - оцениваются суммой баллов:
21-22 - высокий уровень
16-20- выше среднего
11-15- средний уровень
6 – 10- ниже среднего
0 – 5- низкий уровень
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Понимание словесной инструкции | |||
Объём пассивного словаря | |||
Объём активного словаря | |||
Особенности фразховой речи | |||
Рассказ по малосюжетной картинке | |||
Рассказ по серии сюжетных картинок | |||
Пересказ короткого текста | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ - оцениваются суммой баллов:
14 - высокий уровень
10-13 выше среднего
7-9 - средний уровень
4-6 - ниже среднего
0-3 - низкий уровень
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Пересчёт предметов в пределах 5-10 | |||
Соотнесение данного количества с количеством пальцев | |||
Выделение из множества | |||
Сравнение множеств | |||
Счётные операции на конкретном материале с открытым результатом | |||
Счётные операции на конкретном материале с закрытым результатом | |||
Решение простых задач на конкретном материале – открытый результат | |||
Решение простых задач на конкретном материале – закрытый (отвлечённый)результат | |||
Составление арифметических задач | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ оцениваются суммой баллов:
49 -54 высокий уровень развития.
37- 48 выше среднего
27-36 средний уровень развития
10-26 ниже среднего
0-9 низкий уровень
КОНСТРУИРОВАНИЕ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
По образцу | |||
Самостоятельное конструирование | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - оценивается суммой баллов:
11-12 – высокий уровень
9-10 выше среднего
6-8 средний уровень
4-6 ниже среднего
0-3 низкий уровень
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Особенности эмоционально-волевой сферы | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | |||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
- оцениваются суммой баллов:
4 - высокий уровень
3 - выше среднего
2 - средний уровень
1 - ниже среднего
0 - низкий уровень
Перечень используемой литературы:
- «Комплексная диагностика дошкольников» сост. Р.А.Кирьянова; Издательство КАРО; Санкт-Петербург 2004 г.;
- «Диагностика познавательной сферы ребёнка» Т.Г. Богданов, Т.В.Корнилова; Роспедагенство; Москва 1994 г.;
- «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду» Р.Р. Калинина; Речь; Санкт-Петербург 2003 г.;
- «Диагностика развития ребёнка»; Паритет; Санкт-Петербург 2007г.;
- «Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» А.П.Зарин; Издательство РГПУ; Санкт-Петербург 2009 г.;
- «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР» ДЕТСТВО-ПРЕСС; Санкт-Петербург 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...
Формирование предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время её актуальность о...
Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...
Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....