Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
методическая разработка по теме

Тараканова Юлия Юрьевна

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС Калининского района. В данный момент материал находится на апробации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnye_kriterii.docx60.46 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Основные  цели и задачи диагностического обследования детей.

    Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить индивидуальные и подгрупповые коррекционно-образовательные программы, с учётом полученных представлений об уровне актуального развития и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский) каждого ребёнка, а также определить эффективность коррекционно-развивающего обучения. Диагностическое обследование в условиях  дошкольного образовательного учреждения включает в себя комплексный, всесторонний качественный анализ особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.  

2. Как будут использованы результаты диагностики.

       

Учитель-дефектолог, на основе анализа «Программы  воспитания и обучения», в течение  учебного года  проводит обследование в три этапа.


Первый этап (сентябрь, продолжительность – четыре недели).

    На этом этапе специалист проводит глубокое всестороннее обследование. Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы общего типа предыдущей возрастной группы. Собираются анамнестические сведения о развитии ребёнка, изучаются микро социальные условия воспитания ребёнка в семье. На основе медицинского обследования выявляются особенности соматического состояния, функциональные нарушения со стороны ЦНС. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий с дефектологом и выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января).

    Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года).

    Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

 Таким образом, диагностическое обследование детей имеет огромнейшее  значение и требует особого внимания к его содержанию и организации, а также к обработке полученных результатов и способах их фиксации.      

    Оценка результатов обследования должна обеспечить возможность фиксации изменений в развитии ребёнка по всем изучаемым параметрам и отражать как количественные, так и качественные характеристики происходящих изменений. Фиксирование результатов обследования должно быть удобным, относительно простым, а форма отражения результатов должна чётко и наглядно представлять информацию о динамике развития каждого ребёнка.

   В связи с этими требованиями мною были разработаны оценочные критерии к схеме обследования детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ( Г.Н. Чуйкова,  Богданова Л.Г).

   

ИЗУЧАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

И ИХ ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ.

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ.

Представления ребёнка о себе.   Тестовая беседа.

баллы

Называет только своё имя, на другие вопросы не отвечает.

0

Называет своё имя, знает свой пол,  может назвать любимую игрушку, показывает и знает назначение хотя бы трёх – четырёх частей тела.

1

Называет своё имя, знает свой пол,  показывает и знает  назначение 5-6 частей тела, знает их назначение, называет хотя бы 2 вид своих любимых занятий.

2

Называет своё имя и фамилию, показывает 7-8  частей тела, знает их назначение, отвечая на вопросы может рассказать об основных видах своих занятий, знает в какое время года родился.

3

Называет имя и фамилию, показывает все части тела, знает их назначение, может самостоятельно рассказать об основных видах своих занятий, о  своих любимых праздниках, знает дату своего рождения.

4

Представления о ближайшем окружении. Тестовая беседа.

баллы

Знает только родителей - маму и папу. Родственных отношений не понимает, рассказать о семье ничего не может.

0

Знает ближайших родственников – бабушку, дедушку.  Родственных отношений не понимает, рассказать о членах семьи ничего не может.

1

Знает ближайших родственников – бабушку, дедушку, братьев и сестёр.  Может ответить на 1-2 вопроса о членах семьи, знает кем он приходиться маме, папе.

2

Знает всех членов семьи, называет их по имени, понимает своё место в родственных отношениях. Отвечает на вопросы о занятиях членов семьи дома.  Может назвать ориентиры места своего проживания (рядом с детским садиком, рядом с магазином), рассказать как он добирается до детского сада.

3

Знает всех членов семьи и ближайших родственников (дядю, тётю), называет по имени и отчеству родителей, понимает место  всех членов семьи в родственных отношениях, рассказывает об их  труде дома и на работе, называет их профессии, знает свой домашний адрес.

4

ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТА, КАРТИНКИ

«Пересекающиеся контурные изображения предметов»

(на основе методики А.Р. Лурия)

баллы

Ребенок опознал не более  одного предмета.

0

Ребенок назвал два предмета. Имеет место не адекватное выделение.

1

Ребенок назвал три-четыре предмета. Имеет место не адекватное выделение.

2

Ребенок смог назвал четыре-пять предметов. Имеет место не адекватное выделение.

3

Отмечается адекватное выделение фигур. Ребенок правильно узнал все фигуры.

4

Выделение в предмете существенных деталей, частей

баллы

Предмет воспринимается глобально, не способен выделить ни одну его часть. После оказания помощи  выделяет существенные и второстепенные детали, части предмета, делает это хаотично, не знает их названий и назначения.

0

Показывает на существенные и второстепенные детали, части предмета, делает это хаотично, не знает их названий и назначения.

1

Самостоятельно планомерно проводит анализ хорошо знакомого предмета,

не знает некоторых названий деталей и частей предмета,  и их назначения.

2

Самостоятельно планомерно проводит анализ хорошо знакомого предмета и

называет его существенные детали и части, определяет назначение некоторых

его частей.

3

Самостоятельно планомерно проводит анализ любого предмета и называет

его существенные детали и части, знает их назначение.

4

Методика «Дорисуй предмет»

(в основу положена методика Т.Н. Головиной)

баллы

Задание не понимает, не приступает к его выполнению, рисует

«каракули» ил пытается обвести контур.

0

Задание не понимает, после дополнительного разъяснения  замыкает контур изображения одной линией.

1

Частичная передача формы предмета. Резкое увеличение или  уменьшение дополняемой части, выраженная асимметрия.

2

Частичная передача формы предмета, отмечается незначительная асимметрия.

3

Задание выполнено самостоятельно, без ошибок.

4

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ.

Величина.

баллы

Представлений о величине не сформированы.

При ярко выраженном различии правильно показывает большой- маленький

предмет.  Осуществляет выбор большого или маленького предмета  из двух.

0

Осуществляет выбор большого или маленького предмета из трёх-четырёх предметов. Самостоятельно называет величину, решает практические задачи с учётом данной величины (посади маленького колобка на маленький пенёк, а большого на большой пенёк), при классификации может допускать ошибки.

1

Знает  2-3  признака величины, осуществляет выбор предмета нужной

величины из пяти, понимает принцип построения ряда с учётом величины,

решает практические задачи с учётом признака данных величин при

классификации возможны ошибки.

2

Знает 4 признака величины, выполняет задания на зрительное соотнесение

величин (5-7 предметов), решает практические задачи с учётом

признака данных величин, классифицирует, понимает сравнительные

характеристики, но испытывает затруднения при использовании их в

самостоятельной речи.

3

Самостоятельно выполняет задания на зрительное соотнесение величин (8-

10 предметов), решает практические задачи, понимает принцип построения

ряда с учётом величины, классифицирует, использует в речи названия

величин, сравнительные характеристики.

4

Цвет.

баллы

Представления о цвете не сформированы, выделяет по названию не более двух цветов, может соотносит предметы по цвету подражая действиям взрослого.

0

Выделяет по названию хотя бы  3-4  основных цвета, соотносит, самостоятельно называет 2-3 цвета.

1

Свободно соотносит предметы по признаку цвета, классифицирует.

Выделяет по названию 5-6   основных цветов, самостоятельно называет 4 -5

цветов.

2

Дифференцирует все основные цвета, классифицирует, самостоятельно их

называет, выполняет практические задания с опорой на признак цвета.

3

Ребенок  умеет  достаточно  свободно  различать и называть основные цвета

и их оттенки, выполняет практические задания с опорой на признак цвета.

4

Форма.

баллы

Задание не понимает, раскладывает предметы без опоры на признак формы, может выделять по названию не более двух фигур,  самостоятельно фигуры не называет.

0

Приступает к  выполнению задания после оказания помощи, правильно определяет форму  предметов, но быстро сбивается и дальше начинает раскладывать без опоры на признак формы, может выделять по названию три фигуры.

1

Знает названия основных геометрических фигур, но самостоятельно

называет только круг и квадрат. Нет достаточной дифференциации схожих

форм. При выполнении задания допускает ошибки.  

2

Задание выполняет самостоятельно и практически без ошибок. Знает

названия всех геометрических фигур и форм,  самостоятельно называет

основные геометрические фигуры и формы, называет простые формы

предмета.

3

Задание выполнено без ошибок. Использование в самостоятельной речи

обозначений всех основных фигур и форм.

4

ПРОСТРАНСТВЕННИЕ  И ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Различение правой и левой стороны.

баллы

Не различает.

0

Различает на себе

1

Различает на другом человеке.

2

Разрезные картинки

баллы

Недостаточное  соотнесение части предмета с его целостным изображением,

неправильное расположение отдельных частей

на плоскости.

0

Складывает картинки разрезанные только  по горизонтали  или по вертикали.

1

Складывает картинки любой сложности.

2

Ориентировка в пространстве.

Понимание предлогов (простых и сложных).

баллы

Нет достаточной ориентировки в пространстве,

затруднено понимание предлогов.

0

Понимает простые предлоги, хорошо ориентируется в трёхмерном пространстве.

1

Понимает простые и сложные предлоги, ориентируется в двухмерном и

трёхмерном  пространстве.

2

Части суток.

баллы

Узнаёт только контрастные части суток день-ночь, называет их, может

определить характерные признаки, соотносит данные части суток с

режимными моментами.

0

Узнаёт  на картинках все части суток, но называет не все, может

определить их характерные признаки, соотносит данные части суток с

режимными моментами.

1

Знает основные части суток, называет их, определяет их последовательность, связывает с положением солнца, режимными

моментами и деятельностью людей.

2

Времена года.

баллы

Узнаёт на картинке 1 время года, самостоятельно не называет, не может

назвать ни один признак.

0

Узнаёт только контрастные времена года зима-лето, называет их, может определить характерные признаки, соотносит данные времена года  с изменениями, происходящими  в жизни людей.

1

Узнаёт и правильно называет все времена года, определяет их последовательность, знает характерные признаки, связывает изменения в природе с изменениями, происходящими в жизни людей, животных, растений.

2

Дни недели.

баллы

Не понимает значения словосочетания  «дни недели»,

не имеет представления о днях недели.

0

Знает несколько названий дней недели, при поддержке взрослого может их назвать.

1

Знает все дни недели, соотносит конкретные названия с определёнными

событиями определяет их последовательность.

2

УРОВЕНЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.

         Диагностический тест «Домик».

баллы

С заданием не справился, рисунка нет.

0

Выполняет задание, но допускает больше двух ошибок.

1

Выполняет задание, но допускает 1-2 ошибки..

2

Воспроизводит без ошибок.

3

Диагностический тест «Лабиринт»

баллы

Задание не понимает, после обучения с заданием не справляется. Отсутствует целенаправленная деятельность, нет сосредоточения.

0

Выполняет задание методом проб и ошибок, отвлекается,  не может добиться положительного результата.

1

Выполняет задание методом проб и ошибок, но находит правильное

решение.

2

Выполняет задание быстро на основе зрительного плана.

3

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов»-запоминание

баллы

Длительное время не может запомнить хотя бы 3 слова.

0

С каждым повторением запоминает 1-2 слова.

1

После первого предъявления запроминает 3-4 слова.

2

После первого предъявления запоминает 5-6 слов

3

Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов»-сохранение

баллы

Через час не может вспомнить ни одного слова.

0

Помнит 1-2 слова.

1

Помнит 3-4 слова

2

Помнит более четырёх слов.

3

Заучивание короткого стихотворения.

баллы

Длительное время не может запомнить хотя бы двустишие.

0

Частично заучивает стихотворение после пятого повторения, без

соблюдения рифмы.

1

Частично заучивает стихотворение после пятого повторения, рифма

соблюдена.

2

Воспроизводит стихотворение без ошибок после четвёртого-пятого

предъявления.

3

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Невербальная классификация геометрических фигур

баллы

Не понимает безречевую инструкцию, не приступает к выполнению задания.

0

Понимает инструкцию, приступает к выполнению задания, но допускает ошибки при классификации.

1

Правильно выполняет задание без помощи педагога.

2

Классификация предметов

баллы

Не понимает безречевую инструкцию, не приступает к выполнению задания.

0

Понимает инструкцию, приступает к выполнению задания, но допускает ошибки при классификации.

1

Правильно выполняет задание без помощи  педагога.

2

Способность к обобщению.

баллы

Наличие обобщающего признака не понимает.

0

Обобщает хорошо знакомые предметы.  Знает некоторые обобщающие слова.

1

Самостоятельно обобщает предметы, может обосновать правильность их обобщения,  называет обобщающие слова.

2

Исключение лишнего предмета из ряда однородных.

баллы

Не понимает принцип исключения, с заданием не справился.

0

Для выполнения задания требуется помощь педагога в виде наводящих вопросов.

1

Самостоятельно справился с заданием.

2

Понимание картинок со скрытым смыслом

баллы

Нет понимает скрытый смысл картинки.

0

Анализирует картинку с помощью наводящих вопросов.

1

Самостоятельно анализирует картинку.

2

Понимание текста со скрытым смыслом

баллы

Не понимает скрытый смысл текста.

0

Анализирует текст с помощью наводящих вопросов.

1

Самостоятельно анализирует текст, понимает его смысл, может ответить на вопросы по его содержанию.

2

Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом.

баллы

Не устанавливает связь между картинками, описывает каждую картинку отдельно.

0

Устанавливает последовательность событий с помощью наводящих вопросов.

1

Самостоятельно устанавливает последовательность событий.

2

Придумывание начала и конца рассказу.

баллы

С заданием не справился.

0

Для выполнения задания требуется помощь педагога.

1

Самостоятельно справился с заданием.

2

Методика «Загадки».

баллы

Поисковая деятельность снижена, не может объяснить смысл загадки, фиксирует внимание на деталях, что приводит к ошибочным ответам.

0

Понимает загадку, правильно находит ответ, может частично объяснить смысл.

1

Самостоятельно находит правильный ответ и обосновывает свой выбор.

2

Способность к установлению причинно-следственных связей.

баллы

Не устанавливает причинно- следственные связи.

0

Устанавливает с помощью педагога.

1

Самостоятельно справился с заданием.

2

Умение абстрагировать.

баллы

Нет способности.

0

Способность снижена, требуется помощь педагога.

1

Есть способность к абстрагированию.

2

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

                     Понимание словесной инструкции

баллы

Понимание словесной инструкции затруднено.

0

Понимает простую инструкцию.

1

Понимает сложную инструкцию.

2

Объём пассивного словаря

баллы

Все задания или большинство из них не выполняются.

0

Задания  выполняются с помощью стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказки.

1

правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

2

Объём активного словаря

баллы

Все задания или большинство из них не выполняются.

0

Задания  выполняются с помощью стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказки.

1

правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

2

Особенности фразовой речи

баллы

Фразовая речь отсутствует или находится на бытовом уровне.

0

Ребёнок использует в самостоятельной речи простые фразы, состоящие  из двух- трёх слов.

1

Фраза развёрнутая, использует сложные грамматические конструкции.

2

Рассказ по малосюжетной картинке

баллы

С заданием не справился. Рассказ отсутствует или носит характер перечисления отдельных предметов, явлений.

0

Составляет небольшой рассказ, фразы простые, без достаточной связности и логичности. Может потребоваться помощь педагога.

1

Самостоятельно составляет рассказ. Фраза развёрнутая, соблюдается связность и логичность.

2

Рассказ по серии сюжетных картинок

баллы

С заданием не справился. Рассказ отсутствует или носит характер перечисления отдельных действий, предметов, явлений.

0

Составляет небольшой рассказ, простые фразы без достаточной связности и логичности. Может потребоваться помощь педагога.

1

Самостоятельно составляет рассказ. Фраза развёрнутая, соблюдается связность и логичность.

2

Пересказ короткого текста

баллы

Пересказ даже по наводящим вопросам недоступен

0

Осуществляет пересказ с помощью педагога. Отмечаются пропуск частей текста,  бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.

1

Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом.

2

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Пересчёт предметов до 5-10.

баллы

Смысла счёта объектов не понимает. Устойчиво называет 1 объект, других числительных не знает.

0

Знает  несколько числительных  и пытается использовать их при пересчёте, но итогового числа нет.

1

Устойчиво называет 2-3 объекта.

2

Устойчиво пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах пяти,

но итоговое число не называет и при расположении объектов хаотично

затрудняется в их пересчёте.

3

Устойчиво пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах пяти,

называет итоговое число, может допускать ошибки при пересчёте объектов

расположенных хаотично.

4

Пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах шести – десяти,

называет итоговое число, но  могут быть ошибки, как при

пересчёте объектов расположенных в ряд, так и при пересчёте объектов,

расположенных хаотично.

5

Пересчитывает объекты, расположенные в ряд в пределах десяти, правильно

называет итоговое число.

6

Соотнесение данного кол-ва  с кол-ом

пальцев.

баллы

Не соотносит, не понимает смысла действия.

0

Смысл действия не всегда понимает, но при небольшом кол-ве (1-2) соответствие устанавливает.

1

Смысл действия не всегда понимает, но при небольшом кол-ве (3-4) соответствие устанавливает.

2

Устойчиво соотносит заданное кол-во в пределах трёх - четырёх.

3

Устойчиво соотносит заданное кол-во в пределах пяти.

4

Устойчиво соотносит заданное кол-во в пределах семи.

5

Хорошее соотнесение в пределах восьми – десяти, использует пальцы при выполнении счётных операций.

6

Выделение из множества

баллы

Не выделяет самостоятельно даже одного предмета.

0

Выделяет по слову 1- 2 предмета.

1

Выделяет по слову 3-4 предмета.

2

Выделяет по слову 5-6 предметов, дальше допускает ошибки.

3

Устойчиво выделяет по слову 5-6 предметов.

4

Выделяет по слову 7-10 предметов, но часто допускает ошибки.

5

Устойчиво выделяет по слову заданное количество предметов в пределах 10.

6

Сравнение множеств.

баллы

Не понимает смысла сравнения.

0

Участвует в совместном со взрослым равнении на основе использования

приема образования пар из эл-ов (по одному) двух множеств, вывод

взрослого о неравноценности множеств не понимает.

1

Осуществляет сравнение множеств путём образования нескольких пар (в пределах пяти) из эл-ов (по одному) двух множеств, подражая действиям взрослого, способен указать с помощью взрослого где много и где мало.

2

Осуществляет сравнение множеств путём образования нескольких пар (в пределах пяти) из эл-ов (по одному) двух множеств, по образцу, способен показать где больше, а где меньше, но может допускать ошибки.

3

Осуществляет сравнение множеств путём образования нескольких пар (в пределах десяти) из эл-ов (по одному) двух множеств, по образцу, устойчиво  показывает  где больше, а где меньше.

4

Осуществляет сравнение разнообразных множеств путём их зрительного соотнесения или образования пар из эл-ов двух множеств, самостоятельно делает выводы об их равенстве или неравенстве.

5

Осуществляет сравнение разнообразных множеств путём их зрительного соотнесения или пересчёта, самостоятельно делает выводы об их равенстве или неравенстве.

6

Счётные операции на конктретном материале

открытый результат.

баллы

Не понимает смысла уменьшения, увеличения множества.

0

Выполняет  счётные операции в пределах двух-трёх по подражанию действиям взрослого.

1

Самостоятельно выполняет  счётные операции в пределах двух-трёх.

2

Выполняет  счётные операции в пределах четырёх - пяти +/- 1(2), но может допускать ошибки.

3

Свободно выполняет счётные операции в пределах пяти, в пределах шести – семи выполняет  +/- 1, допускает ошибки.

4

Свободно выполняет счётные операции в пределах шести-семи, счётные операции в пределах восьми - десяти +/- 1(2), но может допускать ошибки.

5

Свободно выполняет счётные операции в пределах  десяти и более.  

                                                                                                                                                                                                                                                       

6

Счётные операции на конкретном материале – закрытый результат.

баллы

Не понимает смысла, задание не выполняет.

0

Выполняет счётные операции в пределах двух-трёх, по образцу.

1

Самостоятельно выполняет  счётные операции в пределах двух-трёх.

2

Выполняет  счётные операции в пределах четырёх - пяти +/- 1(2), но может допускать ошибки.

3

Свободно выполняет счётные операции в пределах пяти, в пределах шести – семи выполняет  +/- 1, допускает ошибки.

4

Свободно выполняет счётные операции в пределах шести-семи,  счётные операции в пределах восьми - десяти +/- 1(2), но может допускать ошибки.

5

Свободно выполняет счётные операции в пределах  десяти и более.                                                                                                                                                                                                                                                                    

6

Решение простых задач с открытым результатом.

баллы

Решить задачу не может, не понимает её смысл.

0

Решить задачу не может, не понимает её смысл, но вместе со взрослым решает задачу в пределах двух.

1

Решает задачу вместе со взрослым в пределах трёх –четырёх на основе конкретных указаний.

2

Нет достаточного понимания условия, решает задачу в пределах  пяти с помощью взрослого.

3

Понимает условие, самостоятельно решает задачу в пределах пяти .

4

Понимает условие, самостоятельно решает задачи в пределах шести-восьми, устно находит ответ, проверяет с помощью пересчёта.

5

Понимает условие, самостоятельно решает задачи в пределах десяти, устно находит ответ, проверяет с помощью пересчёта.

6

Решение простых задач с закрытым  (отвлечённым)  результатом

баллы

Решить задачу не может, не понимает её смысл.

0

Решить задачу не может, не понимает её смысл, но вместе со взрослым решает задачу с закрытым результатом  в пределах двух.

1

Решает задачу с закрытым результатом вместе со взрослым в пределах трёх–четырёх на основе конкретных указаний.

2

Нет достаточного понимания условия, решает задачу в пределах  пяти с помощью взрослого.

3

Понимает условие, самостоятельно решает задачу в пределах пяти.

4

Понимает условие, самостоятельно решает задачи в пределах шести-восьми с закрытым и отвлечённым результатом.

5

Понимает условие, самостоятельно решает любые задачи пределах десяти.

6

Составление арифметических задач.

баллы

Составить задачу не может, не понимает её смысла.

0

Составляет задачу на конкретном материале, вместе со взрослым.

1

Составляет задачу на конкретном материале по по образцу, предложенному взрослым.

2

Составляет задачу по хорошо знакомым  ситуациям с помощью взрослого (в пределах пяти).

3

Составляет задачу по хорошо знакомым ситуациям преимущественно по словесной инструкции взрослого (в пределах пяти).

4

Самостоятельно составляет задачу по очень хорошо знакомой ситуации в пределах (пяти – десяти).

5

Самостоятельно составляет задачи по различным ситуациям в пределах (пяти-десяти).

6

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конструирование по образцу.

баллы

Строит только на основе совместных с педагогом действий.

0

Воспринимает и анализирует простой образец с помощью взрослого.

1

Самостоятельно анализирует простой образец  и  выполняет предложенную конструкцию.

2

Самостоятельно анализирует сложный образец и правильно выполняет конструкцию.

3

Самостоятельно анализирует простой  графический образец , выполняет постройку .

4

Самостоятельно анализирует сложный   графический образец анализ, выполняет постройку, но  может допускать неточности при её создании.

5

Самостоятельно анализирует графический образец, правильно выполняет конструкцию любой сложности.

6

Самостоятельное конструирование.

баллы

Не проявляет интереса.

0

Включается в совместное конструирование простых построек, но интереса не испытывает, быстро устаёт, может разрушить постройку.

1

Включается в совместное конструирование простых построек, проявляет интерес к их выполнению.

2

Выполняет простые постройки из кубиков, но не может объяснить, что он хотел построить, интерес к постройке кратковременный.

3

Выполняет простые постройки из кубиков, даёт им определение, может обыграть.

4

Выполняет разнообразные постройки, обыгрывает их, может зарисовать несложную конструкцию.

5

Выполняет разнообразные постройки, проявляет интерес к конструированию из различных материалов.  Обыгрывает и зарисовывает выполненные конструкции.

6

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

баллы

интерес к заданиям не проявляет; застревает на одном эмоциональном состоянии из которого сложно вывести; целенаправленность деятельности и наличие самоконтроля  отсутствуют, переноса показанного способа действия нет; критичность в оценке деятельности отсутствует; понимание эмоционального смысла  картинки, текста недоступно; контакт со взрослыми и сверстниками затруднён.

0

Интерес к заданиям неустойчивый, способен действовать целенаправленно непродолжительное время; способность к самоконтролю недостаточна; критичность к оценке своей деятельности снижена; может осуществлять перенос показанного способа действия; понимание эмоционального смысла  картинки, текста недоступно; контакт со взрослыми и сверстниками избирательный; отмечается эмоциональная лабильность.

1

Интерес к заданиям избирательный, способен действовать целенаправленно продолжительное время при условии, что задание ему нравится; способность к самоконтролю недостаточна; критичность к оценке своей деятельности снижена; может осуществлять перенос показанного способа действия; понимание эмоционального смысла  картинки доступно, понимание текста затруднено; контакт со сверстниками затруднён, со взрослыми носит избирательный характер; отмечается эмоциональная лабильность.

2

Интерес к заданиям устойчивый, способен действовать целенаправленно продолжительное время; способность к самоконтролю недостаточна; критичность к оценке своей деятельности снижена; может осуществлять перенос показанного способа действия; понимание эмоционального смысла  картинки и текста доступно; контакт со сверстниками и взрослыми достаточно хороший; отмечается эмоциональная лабильность.

3

Устойчивый интерес к заданиям; способен действовать целенаправленно продолжительное время, хороший самоконтроль, присутствует критичность в оценке своей деятельности, хорошо понимает эмоциональный смысл картинок, текстов, эмоционально устойчив, контактен.

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Представления ребёнка о себе.

Представления ребёнка о ближайшем окружении.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ оценивается суммой баллов:

8 – высокий уровень

6-7- выше среднего

4-5 средний уровень

2-3 ниже среднего

  1. -низкий уровень

ВОСПРИЯТИЕ  КАРТИНКИ, ПРЕДМЕТА.

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Пересекающиеся контурные изображения

Выделение в предмете существенных деталей и частей.

Методика «Дорисуй предмет»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ВОСПРИЯТИЕ  СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ.

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Величина

Цвет

Форма

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ВОСПРИЯТИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИ.

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Различение правой и левой стороны

Разрезные картинки

Ориентировка в пространстве, понимание предлогов

Части суток

Времена года

Дни недели

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ВОСПРИЯТИЕ  оценивается суммой баллов:

11-12 – высокий уровень

9-10 выше среднего

6-8 средний уровень

3-5 ниже среднего

0-2 низкий уровень

УРОВЕНЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Диагностический тест «Домик»

Диагностический тест «Лабиринт»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

УРОВЕНЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

уоценивается суммой баллов:

 

6 – высокий уровень

5 - выше среднего

4 - средний уровень

3- ниже среднего

0-2 низкий уровень

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Запоминание 10 слов (запоминание)

Запоминание 10 слов (сохранение)

Стихотворение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ оцениваются суммой баллов:

9 – высокий уровень

7-8- выше среднего

5-6- средний уровень

3-4- ниже среднего

0-2 -низкий уровень

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Невербальная классификация геометрических фигур

Классификация предметов

Способность к обобщению

Исключение лишнего предмета

Понимание картинок со скрытым смыслом

Понимание текста со скрытым смыслом

Понимание серии картинок связанных единым сюжетом

Придумывание начала и конца рассказу

Способность объяснить загадку

Способность к установлению причинно-следственных связей

Умение абстрагировать

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ - оцениваются суммой баллов:

21-22 - высокий уровень

16-20- выше среднего

11-15- средний уровень

6 – 10- ниже среднего

0 – 5- низкий уровень

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Понимание словесной инструкции

Объём пассивного словаря

Объём активного словаря

Особенности фразховой речи

Рассказ по малосюжетной картинке

Рассказ по серии сюжетных картинок

Пересказ короткого текста

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ - оцениваются суммой баллов:

14 - высокий уровень

10-13 выше среднего

7-9 - средний уровень

4-6 - ниже среднего

0-3 - низкий уровень

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

начало учебного года

середина учебного года

конец

учебного года

Пересчёт предметов в пределах 5-10

Соотнесение данного количества с количеством пальцев

Выделение из множества

Сравнение множеств

Счётные операции на конкретном материале с открытым результатом

Счётные операции на конкретном материале с закрытым результатом

Решение простых задач на конкретном материале – открытый результат

Решение простых задач на конкретном материале – закрытый (отвлечённый)результат

Составление арифметических задач

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ   оцениваются суммой баллов:

49 -54 высокий уровень развития.

37- 48 выше среднего

27-36 средний уровень развития

10-26 ниже среднего

0-9 низкий уровень

КОНСТРУИРОВАНИЕ

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

По образцу

Самостоятельное конструирование

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - оценивается суммой баллов:

11-12 – высокий уровень

9-10 выше среднего

6-8 средний уровень

4-6 ниже среднего

0-3 низкий уровень

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

Особенности эмоционально-волевой сферы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

 - оцениваются суммой баллов:

4 - высокий уровень

3 - выше среднего

2 - средний уровень

1 - ниже среднего

0 - низкий уровень

Перечень используемой литературы:

  1. «Комплексная диагностика дошкольников»  сост. Р.А.Кирьянова; Издательство КАРО; Санкт-Петербург 2004 г.;
  2. «Диагностика познавательной сферы ребёнка» Т.Г. Богданов, Т.В.Корнилова; Роспедагенство; Москва 1994 г.;
  3. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду» Р.Р. Калинина; Речь; Санкт-Петербург 2003 г.;
  4. «Диагностика развития ребёнка»; Паритет; Санкт-Петербург 2007г.;
  5. «Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» А.П.Зарин; Издательство РГПУ; Санкт-Петербург 2009 г.;
  6. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР» ДЕТСТВО-ПРЕСС; Санкт-Петербург 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Формирование предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время  её актуальность о...

Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....