Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение квест–технологии и
и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и принятия его окружающими людьми.
У многих дошкольников, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья, в моей группе – это дети с тяжелыми нарушениями речи, наряду с нарушением звукопроизношения и фонематических функций, лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием зрительной, слухоречевой, тактильно-кинестетической памяти и связной речи все чаще наблюдаются нарушения более широкого спектра. Педагоги отмечают низкую познавательную активность, быструю утомляемость, слабость регуляции произвольной деятельности.
Анализ собственного педагогического опыта и методической литературы позволил мне сделать вывод о том, что традиционные подходы работы с детьми не всегда эффективны. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса). Исходя из этого, мой выбор остановился на следующих современных образовательных технологиях, на основе которых я выстраивала свою работу.
Квест-технология;
Элементы ТРИЗ-технологии: работа по закрытой картине.
Цель моей работы – это формирование партнерских навыков, социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях педагог-ребенок, ребенок-ребенок, стимулирование речи детей через познавательно-исследовательскую деятельность, а также обеспечение равных стартовых возможностей их обучения в школе.
Мной были поставлены образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, из которых необходимо выделить основные:
Развитие познавательных, творческих способностей, мыслительных операций, самостоятельной поисковой деятельности детей.
Стимулирование разных видов речевой активности: монолог, диалог, ЗКР, лексико-грамматическое развитие
Формировать партнерские навыки, во взаимоотношениях педагог-ребенок, ребенок-ребенок.
Работа по определению и внедрению технологий была выстроена в несколько этапов:
Подготовительный этап (аналитический, мотивационно - целевой)
В результате изучения современных тенденций в области педагогики, анализа данных психолого-педагогической диагностики детей ДОО, я выявила основные механизмы речевого нарушения, выраженность речевой и неречевой симптоматики, возможные этиологические и патогенетические факторы речевых расстройств.
Основной этап (практический, внедрение образовательных технологий)
Современный учитель-логопед, выстраивая свою работу, не должен забывать об основных видах деятельности детей дошкольного возраста, а именно: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной в соответствии с ФГОС ДО. Это и обусловило выбор квест-технологии.
Выбор сюжета квеста диктовался календарной или проектной тематикой, решением конкретной педагогической проблемы, а также заинтересованностью детей по изучающей теме.
Для того чтобы поставить ребенка в позицию думающего человека, способного правильно и четко формулировать и высказывать свои мысли, я начала применять элемент ТРИЗ-технологии: работа по закрытой картине (спрятанному предмету).
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
«В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения» [1, с.27].
Во время внедрения образовательных технологий, я стараюсь организовать взаимодействие детей: косвенно помогаю детям, подсказываю в случае любого затруднения, эмоционально реагирую на успехи детей.
3. Заключительный этап (подведение итогов).
Так как работа в данном направлении не закончена, то хотелось бы сказать о моих промежуточных результатах, которые я определила, исходя из целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.
В результате использования квест-технологии наблюдалась положительная динамика в освоении детьми основной функции речи – коммуникативной. Участники проявляли активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учились договариваться друг с другом, распределяли обязанности, действовали как команда. Применение этой технологии положительно отразилось на развитии памяти, внимания, аналитических способностей. Также при применении квест-технологии мне удалось решить конкретные логопедические задачи: совершенствование лексико-грамматического строя речи, формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие диалогической речи.
Работа с закрытой картиной помогла научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
У ребят заметно пополнился словарный запас, улучшилась монологическая и диалогическая речь, что проявилось в умении детей составлять описательные и сюжетные рассказы, вести диалог.
Мой опыт использования этих технологий говорит о положительных результатах данной работы, которые прослеживаются в динамике речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а также в повышении мотивации к занятиям, познавательной активности и самостоятельности воспитанников.
Применение в комплексе вышеназванных технологий позволяет подойти к проблеме образования детей с тяжелыми нарушениями речи целостно.
Список литературы:
- Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с.
- Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1: в 2-х частях. Ч. 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...
Формирование предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время её актуальность о...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....