Формирование предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья
Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время её актуальность обуславливается многими факторами, среди них, ключевыми выступают введение ФГОС ДО и ФГОС НОО, которые предъявляют высокие требования к современному дошкольнику и младшему школьнику. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Особой группой УУД являются коммуникативные действия. Коммуникативные умения, являясь важнейшей характеристикой в развитии личности дошкольника с ОВЗ, требуют для своего формирования целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predposylki_kommunikativnyh_uud.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время её актуальность обуславливается многими факторами, среди них, ключевыми выступают введение ФГОС ДО и ФГОС НОО, которые предъявляют высокие требования к современному дошкольнику и младшему школьнику. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Особой группой УУД являются коммуникативные действия. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
* умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
* умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
* умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
* умение вести монолог, отвечать на вопросы;
* владение невербальными средствами общения.
В дошкольном возрасте целесообразно говорить о формировании предпосылок универсальных учебных действий.
Предпосылки коммуникативных УУД:
* потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
* владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
* умение строить монологическое высказывание и диалог;
* эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
* ориентация на партнера по общению;
* умение слушать собеседника;
* умение ставить вопросы, обращаться за помощью;
* желание предлагать помощь и сотрудничество;
* умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
* стремление формулировать собственное мнение и позицию;
* умение строить понятные для партнёра высказывания.
Овладение ребенком дошкольного возраста предпосылками коммуникативных УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Однако существует группа детей, которые испытывают значительные трудности в этом процессе. Это, прежде всего, дети, имеющие нарушения в речевом развитии, дети с ОВЗ. Им в большей степени трудно овладевать коммуникативными умениями и навыками, так как нарушение речевой функции влечет за собой нарушение процесса коммуникации в целом. Многие из этих детей, при поступлении в школу, сталкиваются проблемами в овладении чтением и письмом. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют процесс обучения в целом. Коммуникативные умения, являясь важнейшей характеристикой в развитии личности дошкольника с ОВЗ, требуют для своего формирования целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Теоретическую основу методики формирования предпосылок коммуникативных действий детей с ОВЗ определяет система общепедагогических и специальных принципов.
К общепедагогическим принципам относятся:
- онтогенетический принцип, основанный на учете закономерностей развития коммуникативных умений в период дошкольного детства;
- принцип деятельностного подхода к организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ, предполагающий учет ведущего вида (игровой) и других видов деятельности;
- принцип доступности, предполагающий оптимальное соответствие уровня сложности формируемых представлений, знаний, умений и навыков, темпа обучения реальным возможностям детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Специальные принципы представлены:
- принципом коррекционной направленности обучения, который предполагает реализацию потенциальных возможностей ребенка, обеспечение компенсаторного пути его развития;
- принципом индивидуального подхода, который заключается в ориентации педагога на личность ребенка и на его индивидуальный темп обучения в соответствии с особенностями развития психической, физической и эмоционально-волевой сфер;
- принципом стимуляции коммуникативного поведения, который предполагает создание условий для речевого общения детей с взрослым, друг с другом в процессе взаимодействия.
Методика формирования предпосылок коммуникативных УУД дошкольников с ОВЗ основана на субъект-субъектном взаимодействии и включает цель, задачи, методы, этапы, содержание, средства и формы педагогической работы. Работа представлена тремя взаимосвязанными этапами формирования коммуникативных умений: содержательный, процессуальный и рефлексивный.
Основные задачи каждого из этапов:
1) содержательный – создание оптимальных условий для обучения коммуникативным умениям, формирование положительной установки на совместную деятельность путем использования специальных приемов: порядок приветствия, прощания, комплиментарные высказывания; стимулирование интереса к восприятию информации о средствах и способах коммуникации в качестве субъективно значимой цели;
2) процессуальный – разработка содержания, этапов формирования коммуникативных умений, коммуникативных заданий и игровых форм общения и осуществление обучения; формирование навыков общения и взаимодействия в имитируемых и реальных ситуациях, использование интерактивных игр и упражнений, направленных на сближение воспитанников группы; создание динамичных гетерогенных групп дошкольников в процессе выполнения заданий на занятиях;
3) рефлексивный – свободное использование изученного речевого материала в соответствии с речевой ситуацией, анализ результатов обучения и оценка динамики формирования коммуникативных умений.
Дифференциация коррекционно-педагогической работы на каждом из этапов обучения осуществляется за счет усложнения и обогащения обучающего материла, а также использования вариативных методических приемов и форм организации педагогической работы. Последовательность коррекционно-педагогической работы согласуется с логикой поэтапного формирования коммуникативных умений (подготовительный, основной, завершающий этапы).
Методика формирования предпосылок коммуникативных УУД дошкольников с ОВЗ предполагает использование упражнений и игр, основанных на анализе проблемных ситуаций. Проигрывание проблемных ситуаций позволяет обыграть ситуации, доступные и близкие дошкольникам, и в совместном обсуждении вывести правила поведения. Так, например, проблемная ситуация «Ваня построил дом» отражает конфликтную ситуацию, с которой дети сталкиваются повседневно: мальчик сломал дом, построенный другими детьми. При совместном обсуждении данной ситуации необходимо подвести детей к решению конфликта и разработать модель поведения, обыграв ее в игровой ситуации. Педагог подбирает ситуации, различные по сложности, в соответствии с целью занятия, особенностями речевого развития воспитанников и особенностями их совместного обучения и воспитания с нормально говорящими сверстниками. Предлагаются следующие ситуации: «Ты пришел в группу детского сада, познакомься с детьми и расскажи о себе»; «В детский сад пришел новенький (-ая-). Ты хочешь познакомиться с ним (с ней)?»; «В гости к Диме пришел Игорь. Дима предлагает Игорю посмотреть интересную книжку с картинками, рассказывает, о чем она». Виды проблемных ситуаций:
1. Моделирование проблемных ситуаций с заданным сюжетом. В этом случае детям предлагается готовое решение проблемы.
2. Моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом. Детям предлагается придумать, чем закончился сюжет и разыграть ситуацию.
3. Моделирование реальных ситуаций. На занятиях и в свободное от занятий время моделируются различные варианты речевого общения: знакомство с взрослым в группе, на улице, предложение по поддержанию беседы с незнакомым взрослым, обращение с просьбой, вопросом к взрослому.
4. Моделирование игровых ситуаций. Ситуации создаются на занятиях или во время режимных моментов.
Моделирование и совместное проигрывание разных ситуаций общения первоначально проходит при участии педагога, который предлагает и показывает речевой образец, сопровождая его соответствующими невербальными средствами, следит за его точным воспроизведением. Педагог отрабатывает с детьми речевое и неречевое поведение в данной ситуации. Тем самым у детей формируются навыки общения в различных ситуациях: со сверстниками, взрослым и другими окружающими людьми. Таким образом, основной коррекционный эффект методики состоит в специальном обучении дошкольников с ОВЗ планированию коммуникативных действий с учётом конкретной жизненной ситуации. Методика формирования коммуникативных действий дошкольников с ОВЗ обеспечивает единство знаний и опыта поведения, способствует личностному принятию норм коммуникативного поведения.
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ОВЗ осуществляется последовательно от формулировки ролевых правил коммуникативного содержания к накоплению эмпирического опыта их реализации в игровой практике с нормально говорящими сверстниками. Предложенная методика формирования предпосылок коммуникативных УУД включает дошкольников с проблемами речевого развития в специально организованную и управляемую педагогом игровую деятельность, обеспечивая активизацию и усиление её ресурсных возможностей.
Список литературы:
1. Базарова Н. Н. Альтернативные средства коммуникации в работе дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью // Логопед. – 2016. – №1.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – Москва: Изд. центр «Академия», 2000. – 192 с.
3. Волкова Л. С. Логопедия: учебник. – Москва, 2004.
4. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. – №6.1.
5. Формирование универсальных учебных действий в предшкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Р.Р. Магомедова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная коррекционная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) с использованием компьютерной презентации.
Экскурсия по городу...
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...
Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...