План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
календарно-тематическое планирование по теме
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_raz_mel_mot.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию.
Должность: воспитатель второй категории дошкольного отделения МАУО «Надежда»
ФИО: Новикова Алевтина Александровна
Образование: Среднее специальное. Стаж работы 31 год. Нижнекамское педагогическое училище.
Специальность по диплому: «Воспитание в дошкольных учреждениях».
Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (ДЦП, ОНР, ЗПР)
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Задачи: повысить уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, открытых занятий, работать с банком педагогической информации в системе интернет. Разработать перспективный план работы с детьми. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года; создать рабочую учебную программу. Оформить мини уголок для развития мелкой моторики Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
Актуальность.
Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром и поэтому я решила взять эту тему. И это тема всегда актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Когда начата работа над темой: сентябрь 2013 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2016 г.
2013-2014гг-развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую деятельность.
2014-2015гг-развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития.
2015-2016гг-развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисование.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших дошкольников с детьми ОВЗ.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционные техники рисования.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду групповой комнате и прогулочного участка.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование нетрадиционной пособий.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Этапы проработки материала:
1. Информационно-аналитический.
2. Практический (с детьми, с педагогами, с родителями)
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы с детьми:
- массаж кистей рук
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
- различные виды аппликаций
- рисование по трафаретам
- штриховка
- дорисовка (по принципу симметрии)
- лабиринты
- дидактические игры
- шнуровка
- игры с мелкими предметами
- паззлы, мозаика.
3.Обобщающий. Предоставление отчета о работе.
Форма отчетности: создать личный мини сайт в социальной сети для размещения всех видов материалов.
Предполагаемые результаты: Повышение качества воспитательно -образовательного процесса. Внедрение системы работы с детьми по развитию мелкой моторики. Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ.
У детей развита мелкая моторика по мере возможностей, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы, обогащенная предметно-пространственная среда.
2013-2014гг-развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую деятельность.
Список литературы для изучения:(в течение учебного года)
1. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
3. Материалы Интернет сайтов.
4.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.
Практические выходы:
1.Подбор и приобретение наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений и игр по развитию мелкой моторики, учитывая возрастные и физические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья. (сентябрь 2013)
2.Принять участие в всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок» в педагогическом клубе "Наука и творчество" с коррекционным комплексным занятием «Игрушки» -в первой младшей группе. (октябрь 2013)
3.Оформить консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика и как ее надо развивать» (ноябрь 2013)
4.Опубликовать методический материал на страницах журнала для работников образования «Метод-сборник» конспект спортивного развлечения для детей с ограниченными возможностями здоровья. (декабрь 2013)
5.Оформить папки-передвижки для родителей. Тема: «Тематические игры и задания дома для детей» (январь 2014)
6.Принять участие в общероссийском конкурсе с коррекционным занятием «Рисуем рекламу» - "Лучшее из опыта работы" в информационно-методический центре МАУМЕД "Магистр» Р.Ф. (февраль 2014)
7.Участвовать в круглом столе на тему: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - что это? на методическом объединении МАУО «Надежда» (март 2014)
8.Создать мини уголок с играми и материалами для развития мелкой моторики. (апрель2014)
9.Планирование развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития на следующий год на основании диагностики (май 2014)
2014-2015гг-развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития.
Список литературы для изучения (в течение учебного года)
1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
2. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
3. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999.
4. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010.
5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
Практические выходы:
1.Организация выставки «Фруктовая фантазия» тематическое мероприятие для родителей и педагогов на базе МАУО «Надежда» (2014г. Июнь)
2.Подготовить и провести открытое комплексное коррекционное занятия «Смотри во все глаза» для воспитателей коррекционных учреждений. (сентябрь 2014)
3.Провести мастер класс для родителей «Развиваем пальчики-стимулируем речь ребенка» (октябрь 2014)
4. Посетить открытое занятие с использованием элементов сказки в группе №7 у воспитателей Хамидуллиной Г.Р., Павловой Л.И. (ноябрь 2014)
5.Участие в выставке «Использование нестандартного оборудования, как средства формирования социальных и коммуникативных навыков у детей» на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения МАУО «Надежда» по теме «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» (декабрь 2014)
6. Выступление из опыта работы на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения МАУО «Надежда» по теме «Игровые формы организации деятельности детей с ОВЗ» «Игры, используемые для успешной адаптации и коррекции мелкой моторики детей в группах раннего возраста» (январь2015)
7.Презентация фотографий по развитию мелкой моторики «Вот как мы умеем» (февраль 2015)
8.Планирование работы на следующий учебный год по развитию мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования (май 2015)
2015-2016гг-развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.
Список литературы для изучения.
1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
3.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.
4.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
5. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11
Практические выходы:
1. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду групповой комнате и участие в конкурсе «Благоустройство и художественно-эстетическое оформление прогулочного участка». На базе МАУО «Надежда» (май, июнь 1015)
2.Подготовить воспитанников для участия в всероссийском детском конкурсе «Рассударики» по номинациям «Творчество без границ», «Рисунок», «Детский сад» (сентябрь 2015)
3.Создать личный мини сайт для размещения своего опыта работы (октябрь 2015)
4. Совместно с детьми сделать пальчиковый кукольный театр для участия выставки на методическом объединении МАУО «Надежда» (ноябрь 2015)
5.Принять участие в всероссийском конкурсе «Лучшая методическая работа-2015» -в центре дистанционного сотрудничества с конспектом коррекционного занятия «Зима» с приемами нетрадиционного рисования. (декабрь 2015)
6.Оформить видео ролик для родителей «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования» (январь 2016)
7.Школа для родителей (февраль 2016)
8.Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование дома» (март 2016)
9. Изготовление трафаретов для развития мелкой моторики (апрель 2016)
9.Подготовить краткий отчет (май 2016)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...
Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...
Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...