Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Лазарева Елена Владимировна

Состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении  -   факторы которые влияют на тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование. Основная задача  в реализации их права – это создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

-2021г.-

 Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

-раскрыть задачи образовательной ситуации

-проанализировать условия эффективности обучения на основе компетентностного  подхода:

Состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении  -   факторы которые влияют на тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование. Основная задача  в реализации их права – это создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.

Решить проблему помогает компетентностный подход который  реализует усвоение социальных ценностей и ключевых компетенций. Такой подход в полной мере отвечает известному тезису Т.Л. Лещинской: «Хорошее специальное образование — это не то, которое обеспечивает приобретение сведений, т. е. знаний об окружающем мире, а то, которое помогает успешно работать в будущем и стать востребованным человеком в реальной жизни».

Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации,  но при этом обучать способам деятельности,  а значит. возрастает роль способности использовать полученные знания в социальной ситуации, что особенно важно для детей с ОВЗ.  Быть компетентным,  значит быть способным использовать полученные знания и опыт не только в школе, но вне ее стен.

Научное исследование, проведенное по проблеме «Трансформация содержания специального образования в контексте компетентностного подхода в условиях современной образовательной среды», позволило выделить ключевые образовательные компетенции в специальном образовании: социальную, личностную, коммуникативную, познавательно-информационную.

В коррекционной школе необходимо содержательно раскрывать основные этапы образовательной ситуации, определяя на каком этапе и  какие компетенции нужно развивать.

Этап образовательной ситуации

Описание этапа

Компетенции, которые развиваются на данном этапе

Как и в чем учитываются индивидуальные особенности детей

Образовательная напряженность

Постановка задач, определение темы урока.

ценностно-смысловая и общекультурная компетенции

Подводящий диалог в доступной для ребенка форме .

Уточнение образовательного объекта

Введение в новую тему. Постановка учебной проблеммы

Ценностно-смысловая

Натуральные объекты (гербарий)

Конкретизация задания

Построение проекта выхода из проблемы

Учебно- познавательная

Фиксация плана на доске или в тетради

Решение ситуации

Отработка навыков практического применения, закрепление изученного

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

Индивидуальная работа, помощь учителя

Демонстрация образовательной продукции

Защита работы, выставка готовой продукции

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

общекультурная компетенции

Организация обсуждения

Систематизация образовательной продукции

Систематизация полученных знаний, выводы.

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

Подводящий диалог для формулирования вывода

Работа с культурно-историческими аналогами

Введение культурно-исторических

(научных) аналогов

общекультурная компетенции

Сравнение полученных результатов с научными

Рефлексия

Итоги урока

Компетенции личностного самосовершенствования

Обозначение и оценка достигнутых результатов

В образовательном процессе используется жизненный опыт детей, на основе которого они познают способы разрешения жизненных ситуаций. Важно, чтобы задачи, поставленные учителем на каждом уроке, были доступны и понятны ребенку с ОВЗ ЗПР достижимы, близки и непосредственно связаны с его жизнью. На всех этапах обучения необходимо показывать обучающимся, что трудовая подготовка тесно связана не только с различными предметами в школе, но и с повседневной жизнью, например:   чтобы рассчитать количество билетов в цирк, исходя из количества желающих пойти в него; составить меню на один день из готовых к употреблению продуктов; отмерить необходимое количество воды, чтобы развести лекарство; определить по дате на упаковке срок годности продуктов необходимо изучать математику.  Включение в деятельность и формирование способов деятельности: основополагающим при реализации данного ориентира является результат обучения, учитывающий индивидуальные потребности обучающихся . Компетенции формируются лучше в соответствии с активностью и соответствующим поведением обучающихся. Одним из таких условий является моделирование жизненных ситуаций, в которых происходит «примерка» определенных социальных ролей для имитации действий, специфичных для конкретной социальной роли (например, роли именинника): угостить каждого гостя, предложить по стакану сока (раздать каждому по яблоку и т. п.), проверить, хватает ли всем гостям стульев, добавить стулья, если их не хватает, или убрать лишние). Каждый из предложенных вариантов заданий составляет фрагмент урока, коррекционного занятия в виде моделирования бытовой, игровой, практической ситуаций. В процессе практической деятельности учащиеся осознают значение терминов было, стало, осталось, всего, вместе, прибавить, отнять, которые являются основой выполнения вычислительных операций.   Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, посредством выполнения ситуативных заданий. Важно обеспечить интерес к выполнению упражнений, наполнить их витагенным смыслом, показать, какое конкретное применение они могут найти в практической деятельности (например: накрыть стол скатертью (скатерть меньше, а стол больше); разложить каждому по одной салфетке, ложке и вилке (количественные отношения каждому по одному}; заполнить пустую коробку игрушками (понятия пустой — полный); измерить объем с помощью подручных средств — чашки, столовой или чайной ложки — или длину комнаты шагами (измерение с помощью условной мерки); переложить все предметы со стола в ящик, а затем — из ящика на полку (понятие сохранения количества); принести из гардероба одну пару обуви; подобрать пары обуви или перчаток; составить тарелки в стопку по величине; взять большое ведро и собрать в него опавшие листья; совместить один предмет с другим (например, кастрюлю с крышкой) и т. д.); - актуализация ведущих сенсорных систем: в процессе решения жизненно значимых практических задач развивается зрительное, слуховое, тактильное восприятие. По мнению авторов, организуется адекватная образовательная среда, разнообразная и вариативная, способствующая расширению имеющегося опыта, наиболее полному выражению индивидуальных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Значительное внимание на уроках «Элементы арифметики» уделяется совершенствованию различных анализаторов (слухового, зрительно-двигательного, тактильного, кинестетического), что способствует развитию у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью «сенсомоторного интеллекта». Например, учащиеся отсчитывают некоторое число предметов из большего количества, воспринимая звуки на слух, тактильно, считая количество движений. С этой целью пространство класса и место учителя организуется таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно передвигаться, располагаться для совместных видов деятельности и отдыха. Для этого используются мягкие модули, моделируются сюжетные уголки для создания соответствующих практических ситуаций («Семья», «Квартира», «Магазин», «День рождения», «Аптека», «Почта»). Для обогащения жизненного опыта детей используется разнообразный природный материал (шишки, каштаны, желуди, орехи, ракушки, фасоль, рис, камешки и др.). В дидактический материал входят также натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров, ведра, сачки, сито, ковшики, лейки, пузырьки, банки, прозрачные и непрозрачные стаканы разных размеров;-       приоритетность социального развития перед когнитивным: содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем. Подвести ребенка к пониманию математических заданий можно в процессе работы над вариантами решения различных житейских проблем(например: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); на стройке работают краны разных размеров (представления о величине)). Задания, предлагаемые учителем на уроках, отвечают следующим требованиям: постоянная поддержка мотивации учебных достижений ученика; подбор упражнений, направленных на удовлетворение витальных потребностей; доступность предлагаемых заданий; повторяемость в различных жизненных ситуациях; постепенное усложнение жизненных задач. В содержании предмета «Элементы арифметики» заложены возможности для формирования у детей коммуникативных, предметно-практических, трудовых умений, которые составляют основу решения конкретных жизненных задач.

Условия эффективности обучения на основе компетентностного  подхода:

- создание и реализация соответствующего программно-методического обеспечения, направленного на формирование ключевых образовательных компетенций;

-  комплексность коррекционно-педагогической работы, обеспечивающая включение в нее учителей, воспитателей и родителей;

-   пролонгированность индивидуализации, которая учитывается на уроках и коррекционных занятиях и продолжается в системе общеобразовательной и воспитательной работы;

-   поэтапность и длительность формирования способов практической детельности (постепенная отработка и закрепление отдельных операций, дейтвий), закрепление их в социуме.

Все это требует смещения акцентов с формирования знаний на обучение, предполагающее формирование способов практической деятельности, умения выполнять их, способствующего готовности действовать в различных жизненных ситуациях.

С этой целью необходимо насыщать образовательный процесс заданиями, обучающихся в групповое взаимодействие, требующими выполнения доступной деятельности, ее осмысления и проявления личной позиции, самостоятельности. Осуществляя на уроках простые и сложные виды действий, ученики обогащают свой жизненный опыт. Они становятся более умелыми и самостоятельными, учатся работать в группе, в паре, у них формируются навыки  сотрудничества. Впрочем, это не может быть достигнуто только уроками. Ребят следует включать в деятельность и во время внеклассной работы, а также в семье. Успешной реализации компетентностного подхода способствуют деятельностные и интерактивные игры и упражнения, коммуникативные упражнения и тренинги, групповая или бригадная работа, участие в работе кружков, спортивных секций, работа в разноуровневом трудовом коллективе. В качестве результата компетентностного подхода к обучению на уроках трудовой подготовки предлагаю просмотр ролика: «Эссе обучающегося».



Предварительный просмотр:

Доклад

-2022г.-

Тема: «Современные информационные технологии в компетентностном подходе на уроках технологии  в коррекционной школе»

Цель: Раскрыть значимость и актуальность компетентностной модели обучения на уроках технологии в коррекционной школе.

Задачи:

- использование ИТ на уроках технологии

-выстраивание процесса обучения на уроке

Относительно преподавания «Технологии» в рамках личностно-ориентированного школьного образования уместно утверждать, что компетентностный подход в данном случае подразумевает личностно-деятельностный подход, т.к. данная учебная дисциплина через продуктивную деятельность школьников обеспечивает становление их личности.

Соответственно, исходя из личностно-ориентированной модели образования, на первый план уроков технологии выходит развитие способности обучающихся к самоизменению, самореализации, т.е. знания и умения по предмету необходимы, но не столько как цели, а как важнейшее средство саморазвития, самодвижения, самоопределения личностной позиции каждого ученика как субъекта трудового обучения, своей трудовой деятельности. Но не следует забывать и то, что одной из особенностей личностно-ориентированной модели образования является развитие и становление личности самого учителя. Компетентностная модель обучения даст высокий результат, если сам учитель творческий, не жалеющий сил и времени для её реализации.

Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

Актуальность темы обусловлена потребностями практики: с одной стороны – необходимостью разработки методических рекомендаций по применению информационно – коммуникативных технологий; с другой стороны – необходимостью повышения эффективности трудового обучения в коррекционной школе.

 Компетентность учителя это есть то качество образования, получаемое обучающимся, поэтому компетентностный подход получил широкое распространение в современной образовательной практике.

Принятый на сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на освоение обучающимися жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическим и физическим возможностям) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Данный стандарт  выдвигает требования к информационно-образовательной среде (ИОС), которая является составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Задачи информационно-коммуникативных технологий в коррекционном обучении:

         развитие психических функций обучающегося: мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.;

         знакомство с информационными процессами в современном обществе;

        развитие творческих способностей;

        формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

        формирование коммуникативных способностей;

        индивидуализация обучения;

         использование компьютера как средства познания.

Компьютер позволяет обучить детей с ограниченными возможностями здоровья многим навыкам, при этом, не подвергая ребёнка и так с хрупкой психикой дополнительному стрессу.

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационных технологий (ИТ). Появление и широкое распространение ИТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. 21 век –  век «электронного общества и информационной цивилизации» и одной из компетенций выпускника коррекционной школы VII вида должно быть умение осуществлять самостоятельный поиск  информации с использованием различных источников, таких как всевозможные справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

Любой ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, он должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в более сложное предметное и социальное окружение. Он должен научиться самостоятельно, трудиться над развитием своего интеллектуального, культурного, физического уровня, выполнять различные социальные роли, быть контактным в социальных группах, быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации. Учителю нужно так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий, развить у него такие качества, как мобильность, инициативность, динамизм, конструктивность.

Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования. Компетентностный подход же является особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников.  

Список использованной литературы:

·        Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

·        Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №6.

·        Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.

·        Никольская О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей   нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. — 2010. — №1.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Доклад

-2023г.-

Тема: «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения»

Цель: Использование деятельностно-компетеностного  подхода к обучению на уроках технологии в дистанционном режиме, как условие усвоения знаний умений и компетентностей.

Задачи:

-разработать модели проведения дистанционых уроков;

- выделить методики направленные на развитие общеучебных навыков

Широкое внедрение технологий дистанционного обучения приводит к значительным изменениям образовательного пространства школы. В связи с ориентацией учебного процесса на новые образовательные результаты, существенным является разработка методики реализации деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения.

В условиях образовательной среды Купинской школы-интерната №1 значительное внимание уделено реализации творческого и исследовательского потенциала учащихся через исследовательскую и проектную формы деятельности в условиях дистанционного обучения.

В рамках дистанционного обучения педагогам школы-интерната приходится разрабатывать

Модели  ведения интернет-уроков, направленных на реализацию широкого спектра педагогических задач.

ЗАДАЧИ:

-   Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения школьников.

-   Планирование проведения интернет-урока в онлайн режимах.

-   Организация работы с творческими и проблемно-поисковыми заданиями.

-   Организация групповой деятельности в условиях дистанционного обучения.

 Использование деятельностного подхода позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, и тогда универсальные учебные действия представляют собой  результат образовательного процесса, и условия усвоения знаний, умений и компетентностей.

Обеспечивает высокую мотивацию обучающихся к познавательной деятельности и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

Организация учебной деятельности включает развитие учебно-познавательных мотивов, при  использовании  методики индивидуализации учебной деятельности на основе знаний об индивидуальных особенностях и предпочтениях каждого обучающегося. Интернет-уроки позволяют в значительной степени разнообразить учебные задания, предоставить широкий выбор способов и форм деятельности;    Выбор конкретных методов и приёмов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в заданиях. Для этого в интернет-уроках предусмотрена система планирования, которая позволяет обучающемуся осознанно выстраивать собственную образовательную траекторию при освоении учебного материала. Кроме того, в системе дистанционного обучения предусмотрена превентивная методическая работа с учеником на базе специально разработанных рекомендаций по освоению предметного материала, которые включены в каждый интернет-урок.

В школе –интернате организованы  такие форм ы учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива ученика.  

Методики обучения направлены на:

 

Общеучебные навыки

1

Общая осведомлённость

2

Навык запоминания и воспроизведения

 

Адекватное использование терминов и понятий

 

Воспроизведение отдельных фактов и понятий

 

Воспроизведение дефиниций, норм, правил

3

Навык интерпретации и использования знаний для решения задач

 

Навык аргументации

 

Усвоение правил действия

 

Решение типовых учебных задач

4

Навык анализа

 

Определение общего

 

Определение различий

 

Умение выделять значимое

 

Умение классифицировать

 

Умение систематизировать

 

Навык логического обобщения

 

Навык индукции и дедукции

 

Способность делать умозаключения и суждения

 

Умение устанавливать аналогии

5

Навык переноса знания

 

Умение выявлять и описывать факты и процессы

 

Навык оценки (уровня эффективности, степени доказанности и т. п.)

 

Решение нестандартных учебных задач

6

Навык постановки проблем

 

Умение распознавать и формулировать проблемы

 

Умение решать проблемные задачи и ситуации

7

Готовность перехода на новый уровень мыслительной деятельности

 

Навык выведения закономерностей

 

Умение синтезировать новое знание

 

Сформированность системы взглядов по вопросу, проблеме, предмету

C:\Users\User\Downloads\3a4d5aa4d70c85b4dbdab3d02c2a9367.jpg

 В качестве примера приведу разработку дистанционного урока по разделу Кулинария

                  Приложение 1

План-конспект дистанционного урока

Тема «Приготовление холодных десертов»

  1. ФИО: Лазарева Е.В.
  2. Место работы: Купинская школа-интернат№1
  3. Должность: учитель технологии
  4. Класс: 7
  5. Базовый учебник: урок составлен в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией О.А. Кожиной по курсу «Технология 7 класс» ООО «ДРОФА» 2014
  6. Цели и задачи урока:

- Углубить знания обучающихся о различных видах холодных десертов, познакомить с технологией приготовления десертов из ягод  и фруктов, с  их  ролью в кулинарии и питании человека, и ролью в праздничном обеде.

- Вырабатывать навыки и умения в приготовлении компотов  и киселей.

- Прививать санитарно-гигиенические навыки при работе с пищевыми продуктами на кухне.

- Воспитывать чувство эстетического удовлетворения в ходе практической работы.

  1. Тип урока: постановка и решение учебной задачи
  2. Форма обучения: дистанционная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, программа Skype

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Звонок ученику в скайпе

- Добрый день!

Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», на столе должны лежать тетрадь, учебник, ручка.

Приветствие.

Проверяет готовность к уроку, слушает учителя

2.

Повторение

1

-На прошлом уроке мы изучали тему «Виды теста и выпечки.

Технология приготовления изделий из пресного слоенного, песочного теста».

Я предлагаю карточки-задания, необходимо ответить на 2 вопроса и оценить выполненную работу по соответствующим критериям.

Выполняет задание, оценивает выполненную работу.

3.

Изучение нового материала

  1. Создание проблемы

  1. Изложение новой темы

2 (слайд 1-4)

3

Сегодня мы будем обсуждать тему, любимую и знакомую каждому из нас и готовить любимые блюда. Назови свои любимые блюда, напитки.

Слайд 1-3

- Как называются блюда, изображенное на слайдах?

Слайд 4

- Какова тема нашего урока?

-Умешь готовить какое-нибудь сладкое блюдо?

Демонстрация и пояснения

Отвечают на вопросы

- Сладости, соки, коктейли.

- Тема урока «Приготовление холодных десертов»

Запись в тетради.

4.

Физкультминутка

4

Демонстрация видео

Выполнение упражнений

5.

Практическая работа

5

Практическая работа «Приготовление киселя из замороженных фруктов или ягод».

Обговариваются требования к качеству приготовления

Выполняют практическую работу, готовят кисельь.

Дегустируют блюда. Оценивают вкусовые качества, внешний вид

6.

Закрепление изученного материала

Игра в «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

• «Почему»,

• «Объясни»,

• «Назови»,

• «Предложи»,

• «Придумай»,

• «Поделись»

Учитель бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу для учащегося по той грани, на которую выпадет кубик. Остальные отвечают на вопросы.

Отвечает на вопросы и придумывает вопросы.

7.

Рефлексия

6

Соотнесение цели урока и его результатов. Самооценка работы на уроке.

Беседа.

Продолжи предложение

8.

Домашнее задание

7

Составьте технологическую последовательность приготовления вашего любимого домашнего десерта или напитка. Найти информацию о русских национальных сладких блюдах

1. Составляют технологическую последовательность приготовления любимого домашнего десерта или напитка.

2. Находят информацию

9.

Завершение урока

Спасибо за урок! До встречи! Завершаем звонок.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Повторение

Информационный, интерактивное средство

Демонстрация экрана ученика

https://drive.google.com/file/d/1Cg4d9-0Hsqn9D22h-3lJzr9d0hXW7MQu/view?usp=sharing

2

Создание проблемы

Информационный, интерактивное средство

Демонстрация экрана учителя

 

3

Изложение новой темы

Информационный, интерактивное средство

Демонстрация экрана учителя

 

4

Физкультминутка

Информационный, интерактивное средство

Демонстрация экрана ученика

 

5

Практическая работа

Информационный, интерактивное средство

Просмотр видео

https://www.youtube

6

Рефлексия

Информационный, интерактивное средство

Демонстрация экрана учителя

 

7

Домашнее задание

Информационный, интерактивное средство

Просмотр видео

 



Предварительный просмотр:

 Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

- 2024г.-

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

Лазарева Елена Владимировна

учитель технологии, высшая категория

МБОУ Купинская школа-интернат №1

 Формирование функциональной грамотности, которая подразумевает уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий оптимальное функционирование личности в системе социальных отношений является актуальной проблемой на сегодняшний день. В современном образовании необходимо, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя технологии, научить ребенка ориентироваться в житейских проблемах и справляться с задачами в быту. Уроки технологии играют важную роль в развитии самостоятельности обучающихся, потому, что независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.  

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках технологии обучающиеся учатся: выдвигать, обосновывать идеи, моделировать, конструировать, шить, вязать, вышивать, готовить, составлять меню, пересаживать растения, ухаживать за домашними животными, выполнять экономические расчеты, подбирать необходимые продукты и материалы и т.д.. Изучение предмета «Технология» направлено на приобретение общетрудовых и семейно-бытовых, профессионально - трудовых навыков, обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития [1].

Именно технология объединяет знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира. Например: алгебра и геометрия нужна при проведении расчётных операций, графических построений, расходов материалов, себестоимости изделия, маркетинга; химия - при изучении свойств текстильных материалов, пищевых продуктов; биология - при анализе преобразования объектов живой природы; физика - при изучении принципов работы механизмов; история и искусство - при изучении ДПТ; иностранный язык - при трактовке терминов и понятий; рисование и черчение – при разработке эскизов; ОБЖ – при организации рабочего места, техники безопасности при работе с тканью, термопистолетом, 3Д-принтером.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы)) от 26 декабря 2017 г. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни [2].

 Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям и увлекали учеников, а это значит, должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого обучающегося.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому необходимо сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения через применение на практике.

Мы живем в мире удивительных, порой загадочных и труднообъяснимых явлений. Почему запах мандарин разносится по всей комнате? Для чего в хлебницу ставят солонку с сухой солью? Почему чаинки, которые выглядят, казалось бы, одинаково, создают чай разных цветов?  А одинаковые на первый взгляд волокна при горении пахнут по- разному. То, что знают взрослые, ребята только открывают для себя и законы физики, и  швейные хитрости и кулинарные чудеса .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При работе с текстом ребята формируют способность к общему пониманию смысла, заложенного в тексте, и делают выводы на основе поступающей информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие обучающиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Задавая вопрос, «Почему?» - ребёнок устанавливает причинно-следственные связи. «Что изменилось бы..», «Что будет, если..» ученик выдвигает предположение, прогноз, отвечает творчески. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как, где можно применить..?», «Что можно сделать, приготовить из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать…?

Например: найдите известный в России фразеологизм, (как сыр в масле катается)  и допишите пропущенные строки из произведения П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Поясните, с какой технологией хранения пищевых продуктов в кулинарии связан, этот фразеологизм.

«Делать нечего, придется

При дворе тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

И словно в масле сыр кататься[4].

В этом задании прослеживается метапредметная связь, так как необходимы знания из химии и биологии; одновременно формируется как читательская грамотность, так и естественнонаучная, которая учит детей рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения.

Чтобы способствовать лучшему усвоению нового материала, его можно представить в виде схем, загадок, анаграмм.

 Например, при изучении темы: «Химические волокна» подберите рисунки или загадки (уголь, нефть, газ, древесина). Разбираем с детьми, что их объединяет? Перечисляем, что получают из этих продуктов.  Рассуждаем можно  ли из них изготавливать ткани и шить одежду? После изучения темы, решаем ситуационную задачу: «Объясните, что произойдёт с праздничным платьем из вискозного шелка после стирки в горячей воде и отжима в стиральной машине»? Рассуждая, вместе с детьми сформулировать ответ: если не учесть особенностей ухода за вискозой, новая яркая одежда уже после первой стирки и отжима в стиральной машине потеряет вид, т.к. волокно теряет половину своей прочности, использовать электрические сушки не рекомендуется, вискоза не только быстрее изнашивается, но и садится.

Для поддержания умственной активности обучающихся  разработать интерактивные задания, например, «Распределите животных и их названия, от которых получают шерстяные волокна, в соответствие со страной их обитания», «Установите соответствие между тканью и способом ухода». Разобрать на практике, что нужно сделать, чтобы продлить срок службы любого предмета гардероба и сохранить его безупречный внешний вид. Особые требования могут касаться как стирки, так и сушки, и глажения. Очень важно научить ребят самостоятельно, разбираться в знаках на ярлыках одежды и уметь ими пользоваться при уходе за ними. Изучая, текстильные изделия, можно разобрать причины, которые могут спровоцировать контактную аллергию (контактный дерматит, экзему) или «текстильный дерматит». ИЛИ  Решить ситуационную задачу: «Ребенок одел вязанный овечий свитер. После носки стал покрываться красными пятнами, на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте. Вместе с детьми вспомнить, что в шерсти содержится шерстяной воск и логическим путем сформулировать вывод, что из жировых частиц овечьей шерсти получают ланолин, а именно он и вызывает аллергическую реакцию.

Работа в парах формирует позитивное отношение к предмету. Для лучшего усвоения, потребуется не только учебник, но и дополнительный распечатанный материал. Ребята читают, отвечают на вопросы, кратко формулируют и записывают результаты в тетрадь. Проверить можно «по цепочке» - первая пара отвечает на первый вопрос, вторая на второй и так далее, другие дополняют ответами. Например: «Охарактеризуйте приведённые ткани: шерсть, бамбук, вискоза, шелк. Запишите в таблицу вид сырья, положительные и отрицательные свойства.

Для работы в паре очень эффективен приём «Верно – не верно». После изучения темы предлагаю детям составить 5 верных и 5 неверных утверждений по теме урока на одном листе, предварительно раздайте один на пару. Предлагаю парам обменяться по часовой стрелке и отметить в листочках верные утверждения, затем вернуть и проверить работы. В ходе урока обсуждаем, кто и какие варианты отметил, что осталось непонятным.  

  Работа в группе. При изучении тем:  «История возникновения швейных машин» или  «Истории возникновения каких- нибудь видов декоративно-прикладного искусства» я использую  приём «Лови ошибку».   При пересказе материала 1 ученик  специально включает в рассказ ошибки или неточности. Задача остальных: найти ошибку в рассказе.

Эти приёмы учат ребят  работать самостоятельно и анализировать информацию. Качество знаний повышается, процесс обучения становится более успешным.

Практика групповых технологий очень уместна при составлении технологических карт по изготовлению швейных изделий. Группе выдаются карточки с заданием. (составить технологическую карту изготовления наволочки, или рукавички- прихватки. ) Отвечая на вопросы, обучающиеся мысленно повторяют и выстраивают весь процесс изготовления изделия.  Например: «Перечислите материалы, которые Вам потребуются для изготовления этого изделия. Перечислите оборудование, которое Вам потребуется».  Такой подход позволяет глубоко продумать, проанализировать  группе, что им потом потребуется для изготовления аналогичного изделия на практическом занятии.

Использование ситуационных задач, учат детей самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Например: Нам нужно  сделать аппликацию.  Какие материалы необходимы для этого? Все ли ткани подходят для этого проекта?  Какой тканью можно заменить кожу при ее отсутствии?

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы, одна из задач функциональной грамотности.

  Например:  

6класс. Тема: Заправка верхней и нижней нити.

Задание: заправить машину используя инструкцию. Предупреждаю: если допустите ошибку, машина шить не будет.

Ангелина Иккерт и Калинина Ира.

Перед детьми находится стенд, на котором цифрами обозначена последовательность заправки. И швейные машины. Есть разница в дизайне машин. Дети сравнивают, анализируют и заправляют машины. Обе делают ошибку в заправке челнока. Машины не шьют. Смотрят на меня. Я говорю делаем вывод.

Калинина: Ваша машина –плохая. Дайте мне другую, умную и я справлюсь с заданием.

Иккерт: обреченно вздыхает и последовательно шаг за шагом начинает искать ошибку самостоятельно.

В первом случае приходится прибегать к убеждению: Если я докажу тебе, что твоя машина хорошая и умная и умеет делать красивые строчки ты будешь на ней шить? Ребенок соглашается. Я перезаправляю сама, показываю, что машина шьет. Затем убираю заправку и Ира начинает снова, но уже более внимательно.

Математика частый гость на уроках технологии, где обучающиеся могут на практике применить свои знания. Так, например, записывать мерки в половинном размере, рассчитать, сколько ткани нужно купить для пошива фартука, сумки-шопер и т.д. Например: «Выполните расчет расхода ткани на размер: 164-92-100 на юбку, представленную на эскизе, при ширине ткани 140 см, если Ди = 60 см, Пб=4см, глубина складки=8см». «Рассчитайте длину пояса, если От = 64см». «Постройте базовую сетку чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, если ширина изделия 24см, а длина – 75см» [6].

Экономическая грамотность позволит учащимся грамотно управлять своими финансами.  

При изучении темы: «Интерьер жилого дома» и «Освещение жилого помещения». Можно дать задание: «В комнате перегорела лампочка. Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Какие из них более экономичные? Как утилизировать перегоревшие лампочки?  

Отличительные черты функциональной грамотности на уроках технологии - это направленность на жизненные ситуации, на решение бытовых проблем, на развитие умений осуществлять полученные в школе знания в реальной жизни.

Результат этой работы:

Применение функциональной грамотности дают нашим ребятам ощутимые положительные результаты: это и участие  Абилимпиксе, и в конкурсе «Лучший по профессии», и в публичных выступлениях, показах мод, фестивалях различных уровней.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный идифференцированный  подход  в обучении умственно отсталыхшкольников....

Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.

Использование личностно-ориентированных технологий (разноуровневое планирование речевого материала по РСВ, дифференцированный подход, модульное обучение), коррекционно-педагогических технологий (ручно...

Доклад. ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКАМ ПОВАРСКОГО ДЕЛА

Среди детей, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения, особое место занимает категория обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).Наши дети различаются не...