Развитие коммуникативных навыков в театрализованной и концертной деятельности у детей с особыми возможностями здоровья.
статья на тему

Данная статья  посвящена работе с детьми с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_sbornika.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков в театрализованной и концертной деятельности у детей с особыми возможностями здоровья.

 Колесник Светлана Викторовна

 муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение – Средняя школа №2 г. Мценска ( МБОУ – Средняя школа №2 г.Мценска)

        В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

       У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

      Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

   Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Для детей  с особыми возможностями здоровья искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.

  Ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как "проба" ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:

-для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего  выражения, осознание причин того или иного настроя);

-для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);

-для самовыражения и самореализации.

     Идея включения основ театрального искусства в коррекционно-развивающий процесс специального образовательного учреждения для детей  с особыми образовательными   потребностями позволила не только и не столько реализовывать в рамках специального образования вопросы художественного воспитания, формирования основы художественной культуры, сколько активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция) средствами искусства, гармонично развивать ребенка с проблемами, расширить возможности его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро– и макро – среде.

В своей практике   педагогу необходимо  использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками           формирующие у детей из классов КРО коммуникативные  способности:

 -умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

 -позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

 -умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

 -умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

 - регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

 - коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность детей  с особыми возможностями здоровья недостаточностью включает в себя следующие разделы:

 - кукольный театр;

 -участие в общешкольных мероприятиях

   Принцип коррекционной работы с детьми  классов КРО, основанный на театрализованной и концертной деятельности, построен на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

 Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

 - искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

 - под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.

 Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

 - снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

 - раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 - развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

 - преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 - включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Театрализованная деятельность способствует развитию:

 - психофизических способностей

 - психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

 - речи (монолог, диалог);

 - творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

 Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

 - разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

 - владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

 - амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

 - изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная и концертная деятельность  учит детей с особыми возможностями здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

На занятиях кружка «В мире кукол»  дети классов КРО с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

 Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа проводилась  над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы  сочиняли маленькие истории,  придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения  этого большого раздела программы.

При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделялось речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы  сочиняли маленькие истории,  придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения  этого большого раздела программы.

      Занимаясь с детьми, я старалась  вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам  расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

         На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили  в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя   роль,   ребенок   может   не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.        

    Артистические     способности     детей     развивались     от     выступления     к  выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз  уточняла     их     ролевое     поведение,     создавала     условия     для     театрально-игровой  деятельности и старалась грамотно организовать  работу как с   детьми, так и   со взрослыми.

Таким образом, сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к прекрасному, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.

     Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной  и концертной деятельности повышает эффективность  развития коммуникативных навыков у детей с особыми возможностями здоровья.

  1. Киселева О.И. развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003
  2. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997
  3. Ситкина И.Г., Румянцева Н.В. Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка: Исследовательская работа. – Я., 2005Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2004
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Формирование эталонных представлений у детей с особыми возможностями здоровья

В материале содержатся ссылки на материалы, которые можно применять приформировании представлений о форме, велисине и цвете предметов....

Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.

Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья. Обучение самостоятельности детей с особыми возм...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...

Презентация. Формирование навыков социализации у детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет).

Формирование навыков социализацииу детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет)...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка...