Карта наблюдения развития ребёнка
консультация на тему

Пoпова Татьяна Анатольевна

Материал предназначен для специалистов ПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_nablyudeni1.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Фамилия, имя ребенка_______________________________Даты обследования________________

________________________________________________________________________________

1. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА

 Восприятие цвета

  0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

Восприятие формы и величины

  0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

Ориентация в пространстве

  0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

Средний балл по СП-сфере

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. ВНИМАНИЕ

Концентрация внимания

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Устойчивость внимания

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Переключаемость внимания

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Средний балл по вниманию

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. ПАМЯТЬ

Способность к произвольному запоминанию

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Прочность запоминания

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Средний балл по памяти

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. МЫШЛЕНИЕ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. РЕЧЬ

Понимание речи

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Чистота речи

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Лексика

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Способность к пересказу и рассказыванию

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Средний балл по речи

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                                            7. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Импульсивность - рефлексивность

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Тревожность - спокойствий

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Агрессивность - миролюбие

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Мотивация учебной деятельности

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Мотивация трудовой деятельности

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Тенденция к самостоятельности

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Тенденция к ответственности

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Тенденция к целенаправленным действиям

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Средний балл по ЭВС

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Мелкая моторика руки

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Общая координация движений

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Мимика

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Средний балл по психомоторному развитию

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ

Навыки самообслуживания

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Социально-бытовое ориентирование

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Средний балл по СБ-адаптации

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Чтение

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Письмо

0

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

   8

9

10

Счет

Средний балл по учебным навыкам

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. КОММУНИКАТИВНОСТЬ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Описание шкал

1. Сенсорно-перцептивная сфера

Восприятие цвета.

0 - полностью выключенная сенсорная система.

1 - ребенок воспринимает мир в цвете.

2 - ребенок понимает разницу между цветами.

3 - ребенок узнает и различает 4 основных цвета - красный, желтый, синий, зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов.

4 - ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета; б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов; в) правильно выбрать заданный цвет из трех цветного ряда.

5 - ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

6 - ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

7 - ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки - оранжевый, коричневый, розовый, голубой и др.

8 - понятие о цвете глубоко усвоено и используется в деятельности.

Восприятие формы и величины.

0 - полностью выключенная сенсорная система.

1 - ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.

2 - ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.

3 - ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотябы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

4 - ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия “большой”, “маленький”, “одинаковые”, может сравнивать предметы по форме и величине.

5 - ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов круг, квадрат, треугодьник в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3 - 4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.

6 - пебенок понимает понятия “форма”. Различает предметы по высоте и длине.

7 - ребенок может различать и называть сложные формы - овал, многоугольник. Знает объемные фигуры - цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

8 - соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

Ориентация в пространстве.

0 - полностью выключенная сенсорная система.

1 - ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).

2 - ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди- сзади-, справа- слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

3 - ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.

4 - ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.

5 - ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.

6 - ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади - шкаф, справа - окно).

7 - ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия “дальше”, “ближе”, “между” и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

8 - соответствует свободному ориентированию в пространстве.

Средний балл по сенсорно-перцептивной сфере.

0 - 2. Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины, и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

3 - 5. Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

6 - 8. Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, который глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

9 - 10. Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствмтельность (сенсетивную) к цвету - полутонам и оттенкам, форме - гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

2. Внимание.

Внимание оценивается по трем параметрам: концентрация, устойчивость, переключаемость внимания. Эти параметры оцениваются в каждом задании (№ 1, 4, 5) 1 баллом. Сумма баллов отражает уровень развития внимания.

0 - 3 низкий уровень внимания.

4 - 6 средний уровень внимания.

7 - 9 внимание относительно сохранно.

3. Память.

0 - ребенок способен запомнить 1 - 2 знакомых предмета.

1 - способен запомнить 2 - 3 конкретных объекта.

2 - запоминает 2 - 3 изображения конкретных предметов.

3 - 4 запоминает последовательность из 2 - 3 объектов.

5 - 6 запоминает 2 - 3 линейных изображения предметов.

7 - 8 запоминает и воспроизводит 4 - 5 слов.

9 - 10 способен запомнить фразы, двустишия и воспроизвести по требованию.

4. Мышление.

0 - ребенок устанавливает тождества конкретных объектов.

1 - ребенок устанавливает отличия конкретных объектов.

2 - ребенок может устанавливать сходства, выделять общие признаки.

3 - 4 - ребенок делает простейшие обобщения между предметами.

5 - 6 - ребенок устанавливает обобщенные связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.

7 -8 - ребенок устанавливает последовательность событий, процессов. При работе ребенок действует целенаправленно, замечает ошибки и исправляет их.

9 - 10 - ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

5. Речь.

Примечание. Оценивание по подшкалам “Чистота речи”, “Лексика”, “Способность к пересказу и рассказыванию” не проводится, если у ребенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценивание производится только по подшкале “Понимание речи”.

Понимание речи.

0 - 1. Полное непонимание ребенком обращенной и контекстуальной речи.

2 - 4. Среднее понимание речи (понимает, но не всегда).

5 - 8. Достаточно хорошее понимание речи.

9 - 10. ребенок понимает произнесенную речь.

Чистота речи.

0 - 1. У ребенка “каша” во рту или немота.

2 - 4. Речь ребенка недостаточно чистая и внятная, есть логопедические проблемы, слишком быстрый или слишком замедленный темп речи.

5 - 8. Достаточно внятная соразмерная речь с правильным звукопроизношением.

9 - 10. Речь ребенка более внятная и чистая, чем у диктора телевидения.

Лексика.

0 - 1. Ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания.

2 - 4. Речь ребенка довольно скудная (односложные фразы), ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями.

5 - 8. Речь достаточно развитая (употребляет сложные предложения и фразы от 5 слов) и грамматически правильная.

9 - 10. Речь ребенка не менее красочная, чем у классиков русской литературы, очень богатый словарный запас.

Способность к пересказу и рассказыванию.

0 - 1. Ребенок неспособен пересказывать и рассказывать.

2 - 4. Ребенок рассказывает с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, теряет сюжетную линию, эффект “заблудившегося рассказчика”.

5 - 8.         Ребенок может довольно связно рассказать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр.

9 - 10. Ребенок показывает прекрасное артистическое мастерство рассказчика.

6. Представление о себе.

0 - ребенок знает свое имя.

1 - 2 знает имя и возраст.

3 - 4 знает имя, возраст и фамилию.

5 - 6 знает имя, возраст, фамилию, пол.

7 - 8 знает имя, возраст, фамилию, пол, состав семьи.

9 - 10 знает имя, возраст, пол, фамилию, состав семьи, место проживания (город, деревня и тд.).

7. Эмоционально-волевая сфера.

Импульсивность - рефлексивность.

0 - 1 соответствует крайней импульсивности: внимание ребенка крайне рассеяно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реякции. Ребенок крайне неуправляем, асоциален.

2 ребенок чрезмерно эмоционален, неусидчив, плохая саморегуляция поведения.

3 - 5 характеризует “среднюю” степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, может забывать отдельные элементы задания, недостаточно внимательно слушает, может иногда проявлять неадекватные эмоциональные реакции.

6 - 8 отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошую саморегуляцию поведения, глубокое восприятие, интровертированность.

9 - 10 отражают крайнюю степень рефлексивности: замкнутость на себя и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокую интроверсию.

Тревожность - спокойствие.

0 - 1 отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен срахами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, демонстрирует параноидальные состояния.

2 характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.)

3 - 5 отражают средний уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

6 - 8  показывают спокойную миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.

9 - 10 отражают крайнюю степень спокойствия, неэмоциональность, некоторую эмоциональную черствость, отсутствие сопереживания.

Агрессивность - миролюбие.

0 - 1 характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.

2 отражает высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-либо нравится или он в чем-то заинтересован.

3 - 5 отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуативно задирает других, может драться или ругаться, если его “задели”, Однако он довольно отходчив, может переключить свое внимание ни что-то другое. Идет на сотрудничество и перемирие.

6 - 8 характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.

9 - 10 крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.

Мотивация учебной деятельности.

0 - 1 полное нежелание ребенка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано.

2 отрицательное отношение к школе, учебному процессу, преподавателям и одноклассникам.

3 - 5 характеризуют отношение к школе от прохладно-равнодушного до отношения как необходимости, которую нельзя избежать.

6 - 8 позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками.

9 - 10 ребенок относится к школе как к сверхценности, “днюет и ночует” в школе, старается не только выполнять школьные задания, но и брать, как можно больше поручений домой. Тяжело переживает даже недолгие перерывы в общении с преподавателями и одноклассниками.

Мотивация трудовой деятельности.

0 - 1 полное нежелание ребенка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы выполнять какую-либо работу.

2 показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений.

3 - 5 достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности желание при первой же возможности “улизнуть” от выполнения задания, выполнение задания “лишь бы отделаться”. Ребенок не получас удовольствия от процесса труда.

6 - 8 характеризуют положительную мотивацию трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда любовь к различным видам трудовой деятельности.

9 - 10 гиперлюбовь к труду: это трудоголики, которые не могут расслабиться и отвлечься от работы, они постоянно чем-то заняты, делает работу через “не могу”, стремятся взять на себя как можно больше работы, не доверяют работу другим из-за опасения, что другие сделают работу хуже.

Тенденция к самостоятельности.

0 - 1 полная беспомощность и дезадаптированность ребенка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.

2 беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.

3 - 5 средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.

6 - 8 высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя “шефство” над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией, предложение своих творческих решений.

9 - 10 гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, непринятие каких-либо советов или помощи.

Тенденция к ответственности.

0 - 1 полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.

2 низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличен к общему злу, ему “ни до чего нет дела”.

3 - 5 средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что  поручено и пр.

6 - 8 высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает пределенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенку понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба его зависит от собственных действий и поступков.

9 - 10 характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как атлант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается, неврастения, завышенные требования к себе.

Тенденция к целенаправленным действиям.

0 - 1 полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, “скользящее внимание”.

2 беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.

3 - 5 средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.

6 - 8 ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.

9 - 10 крайняя целенаправленность, “зацикленность”, навязчивость.

8. Психомоторное развитие.

Мелкая моторика руки.

Объект наблюдения — движение пальцев и кистей рук.

0 - 1 практически полностью парализованы кисти рук и пальцы.

2 ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захвата предметов, не может удержать даже достаточно легкий немелкий предмет.

3 - 5 средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.

6 - 8 хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать, плести и пр.

9 - 10 мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов.

Общая координация движений.

0 - 1 соответствуют возможностям практически парализованного тела.

2 ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.  

3 - 5 среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках.

6 - 8 хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр.

9 - 10 координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов.

Мимика.

0 - 1 соответствуют “каменному” лицу.

2 чрезвычайно малая подвижность лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.

3 - 5 средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы.

6 - 8 хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и д.).

9 - 10 артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой.

9. Социально-бытовая адаптация

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

— личная гигиена;

— одевание и раздевание;

— прием пищи.

0 - 2 делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно.

3 - 5 может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержку.

6 - 8 справляется самостоятельно.

9 - 10 справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.

Социально-бытовое ориентирование.

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

— знание и определение частей тела человека;

— знание своего адреса и членов семьи;

— знание частей помещения;

— знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;

— ориентация на улице;

— знание элементов и особенностей флоры и фауны;

— ориентация во времени (дни недели-времена года-часы);

— усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

0 - 2 не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только мести приема пищи.

3 - 5 знает части тела, может их показать на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.

6 - 8 пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него и может справиться с неожиданными ситуациями, может самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Может как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.

9 - 10 социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.

10. Учебные навыки.

В данном разделе оценивается уровень учебных достижений ребенка по чтению, письму и счету. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам.

Чтение.

0 - 1 имитирует чтение, держа и листая книгу.

2 - 3 соотносит картинку и подпись.

4 - 5 знает некоторые буквы и подбирает их к картинкам.

6 - 7 читает отдельные слоги и показывает картинку, в названии которой есть этот слог.

8 - 9 узнает и читает заученные слова (мама, папа, сок, нос).

10 - сливает слоги самостоятельно и простые слова с помощью.

Письмо.

0 - 1 держит карандаш, проводит по бумаге, имитируя письмо.

2 - 3 проводит любые линии, ориентируясь на разлиновку в тетради.

4 - 5 обводит простые по написанию буквы.

6 - 7 пишет по обводке любые буквы и цифры.

8 - 9 пишет (печатает) самостоятельно несколько букв.

10 - списывает с печатных букв, слогов рукописные графемы.

Счет.

0 - 2 имеются представления об устойчивости числового ряда при счете.

3 - 4 понимание принципа присчета по-одному

5 - понимание итога счета на конкретном материале.

6 - понимание, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

7 - умение считать объекты в пределах 10.

8 - узнает цифры и соотносит их с количеством пальцев и предметов.

9 - изображает некоторые цифры как результат счета.

10 - решает задачи на сложение и вычитание по конкретной ситуации в пределах 2 - 5.

11. Трудовые умения и навыки.

0 - 2 ребенок ничего не умеет делать.

3 - 5 ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью).

4 - 5 умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто.

6 - 8 ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может что-либо полезное мастерить своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.

9 - 10 индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.

12. Коммуникативность.

0 - 2 явная интровертированность, замкнутость, аутичность.

3 тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах.

4 - 6 биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах.

7 - 8 экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.

9 - 10 крайняя экстраверсия.

Карта наблюдений составлена Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой на основе принципа семантического дифференциала, предложенного Чарльзом Осгудом (1972г.) Карта опубликована в сборнике «Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями»  под редакцией Беличевой С.А. М. 1997г.  Из-во Консорциума «Социальное здоровье России».

Данная карта может использоваться для оценки актуального опыта ребенка с умеренной умственной отсталостью, а также для описания этого опыта при обследовании ребенка в ПМПК. Карта позволяет проводить сравнительный анализ динамики развития ребенка.

Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка с умеренной умственной отсталостью опубликован в учебном пособии «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями», под ред. Бойкова Д.И., М., Из-во «Новый учебник», 2003 г.

Бланк содержит перечень когнитивных, хозяйственно-бытовых и социальных навыков, которые позволяют оценить уровень развития ребенка. В когнитивные навыки входят: сенсорно-перцептивные, сенсорно-двигательные, графомоторные, навыки невербальной коммуникации, навыки общения и речи. Социальные навыки ограничены умением пользоваться телефоном, ориентироваться на проезжей части улицы, пользоваться общественным транспортом. Особенно важна система качественной оценки навыков, которая включает четкое описание уровней осуществления деятельности ребенком, градацию и условные обозначения для фиксации результатов в бланке.

Бланк может использоваться как для отслеживания динамики развития ребенка, так и для описания уровня развития при обследовании ребенка в ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта речевого развития ребёнка с множественными нарушениями

Определение уровня речевого развития детей с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями, проживающих в детских домах-интернатах. Один из разделов карты индивидуального сопровождения ребёнка....

Карта индивидуального развития ребёнка, состоящего на динамическом наблюдении

Образец карты индивидуального развития ребёнка, состоящего на динамическом наблюдении школы №21, рекомендованным коррекционным отделом Министерством образования Краснодарского края....

Карта индивидуального развития ребёнка

Образец карты развития ребенка для работы ведущего специалиста ученика, и работы ПМПк школы...

Индивидуальная дефектологическая карта развития ребёнка

Данная карта представляет интерес для учителей-дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Дневник педагогических наблюдений за ребёнком "группы риска"

В дневнике собран необходимый примерный перечень материалов для работы с ребёнком группы риска...

Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детей социально-коммуникативной области

Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детей социально-коммуникативной области...