Дифференциация С-Ш
план-конспект занятия на тему
Тема. Дифференциация звуков С-Ш
Цели. 1 Учить детей различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
2 Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3 Развитие зрительного и слухового внимания.
4 Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки (насос и гусь); мяч, картинки: шуба, шарф, шапка, лиса, сорока, оса, соловей, сова, соль, сыр, колбаса, лошадь, собака, самолет, сумка, санки, колесо, усы, шорты, шило, шина, кувшин, вишня, груша, мишка, матрешка, слива, абрикос, свекла, шкаф, стол, стакан, чашка.
Ход занятия
1 Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовет свое имя.
2 Постановка цели занятия
Логопед кладет перед детьми 2 картинки, а дети определяют кто из нарисованных персонажей свистит, а кто шипит.
3 Характеристика звуков С-Ш, артикуляционный уклад
Когда произносим звук «с»
- губы в улыбке, зубы видны;
- верхние и нижние зубы сближены, но не сжимая;
- широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
- по середине языка идет сильная холодная струя воздуха;
- голос спит.
Звук «ш»
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- верхние и нижние зубы сближены;
- широкий кончик языка приподнят к верхним зубам, но не прижимается;
- по середине языка идет сильная теплая струя воздуха;
- голос спит.
4 Артикуляционная гимнастика
- Накажем непослушный язычок. Положить широкий язык между губами и пошлепать его «пя-пя-пя»
- Лопаточка. Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 10.
- Трубочка. Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать трубочку из языка губами.
- Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 10.
- Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
- Лошадка. Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. На счет до 10.
- Грибок. Улыбнуться, рот открыть. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. На счет до 10.
- Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок». Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На счет до 10.
5 Игра «Внимательные ушки»
Выделение на слух изолированных звуков «с», «ш» в ряду согласных звуков
- картинки (гусь, насос);
- руки вверх, вниз;
- в ряду согласных;
6 Игра «Запомни, повтори»
- цепочки звуков
С-ш-с-ш-с-ш
Сс-ш-сс-ш-сс-ш
Шш-с-шш-с-шш-с
- слоги
Са-шаса-са-шаша-ша-са
Со-шоша-са-саса-ша-ша
Су-шуса-ша-саша-са-шасы-ши
- слова
Миска-мишка суп-шум
Крыса-крыша суд-шут
Сад-шар сайка-шайба
Сон-шов сокол-шорох
Песок-мешок носок-пушок
7 Игра с мячом «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».
Логопед бросает мяч, называя первый слог, а ребенок заканчивает слово.
Ша-шары шу-шуба
Са-санки су-сумка
Шо-шорох ши-шины
Со-сорока сы-сырок
- игровое упражнение «Назови ласково»
Сыр-сырок сарафан-сарафанчик
Сын-сынок сумка-сумочка
Сук-сучок шарф-шарфик
Шапка-шапочка машина-машинка
Шуба-шубка лиса-лисичка
Лошадь-лошадка собака-собачка
8 Игра «Подари друзьям»
Соне подарить игрушки со звуком «с», Шуре со звуком «ш».
9 Игра «Четвертый лишний»
- по звучанию лишняя
-по логическим операциям
-шуба, шарф, шапка, лиса;
-сорока, оса, соловей, сова;
-соль, сыр, колбаса, лошадь;
-лиса, лошадь, собака, самолет.
10 Динамическая пауза – Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Гусь»
«Птичка». Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены большой палец-головка, сомкнутые пальцы-крылья. Помашем ими.
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала:
Пис-пис-писсссс.
«Гусь». Предплечье-вертикаль. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой: остальные пальцы прижаты друг к другу.
Шипит сердитый гусь,
Его я вовсе не боюсь - «ш-ш-ш-ш».
11 Игра «У кого чего нет»
У Сони нет (дети добавляют слова со звуком «ш»), у Шуры нет ( слова со звуком «с»).
12 Составление предложений по сюжетной картинке.
13 Словотворчество детей.
Логопед начинает, а ребенок заканчивает.
Са-са-са-летит оса.
Ша-ша-ша-молочная лапша.
Су-су-су-мы увидели осу; прогоним осу.
Шу-шу-шу-мама сварит нам лапшу.
Сы-сы-сы-у Сони две косы; не боимся мы осы.
Ши-ши-ши-все хотят лапши; купили мне карандаши.
14 Итог занятия
С какими звуками сегодня работали?
Какие это звуки?
Что нового узнали на занятии?
Что понравилось?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyat-e_5.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Дифференциация звуков С-Ш
Цели. 1 Учить детей различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
2 Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3 Развитие зрительного и слухового внимания.
4 Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки (насос и гусь); мяч, картинки: шуба, шарф, шапка, лиса, сорока, оса, соловей, сова, соль, сыр, колбаса, лошадь, собака, самолет, сумка, санки, колесо, усы, шорты, шило, шина, кувшин, вишня, груша, мишка, матрешка, слива, абрикос, свекла, шкаф, стол, стакан, чашка.
Ход занятия
1 Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовет свое имя.
2 Постановка цели занятия
Логопед кладет перед детьми 2 картинки, а дети определяют кто из нарисованных персонажей свистит, а кто шипит.
3 Характеристика звуков С-Ш, артикуляционный уклад
Когда произносим звук «с»
- губы в улыбке, зубы видны;
- верхние и нижние зубы сближены, но не сжимая;
- широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
- по середине языка идет сильная холодная струя воздуха;
- голос спит.
Звук «ш»
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- верхние и нижние зубы сближены;
- широкий кончик языка приподнят к верхним зубам, но не прижимается;
- по середине языка идет сильная теплая струя воздуха;
- голос спит.
4 Артикуляционная гимнастика
- Накажем непослушный язычок. Положить широкий язык между губами и пошлепать его «пя-пя-пя»
- Лопаточка. Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 10.
- Трубочка. Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать трубочку из языка губами.
- Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 10.
- Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
- Лошадка. Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. На счет до 10.
- Грибок. Улыбнуться, рот открыть. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. На счет до 10.
- Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок». Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На счет до 10.
5 Игра «Внимательные ушки»
Выделение на слух изолированных звуков «с», «ш» в ряду согласных звуков
- картинки (гусь, насос);
- руки вверх, вниз;
- в ряду согласных;
6 Игра «Запомни, повтори»
- цепочки звуков
С-ш-с-ш-с-ш
Сс-ш-сс-ш-сс-ш
Шш-с-шш-с-шш-с
- слоги
Са-ша са-са-ша ша-ша-са
Со-шо ша-са-са са-ша-ша
Су-шу са-ша-са ша-са-ша сы-ши
- слова
Миска-мишка суп-шум
Крыса-крыша суд-шут
Сад-шар сайка-шайба
Сон-шов сокол-шорох
Песок-мешок носок-пушок
7 Игра с мячом «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».
Логопед бросает мяч, называя первый слог, а ребенок заканчивает слово.
Ша-шары шу-шуба
Са-санки су-сумка
Шо-шорох ши-шины
Со-сорока сы-сырок
- игровое упражнение «Назови ласково»
Сыр-сырок сарафан-сарафанчик
Сын-сынок сумка-сумочка
Сук-сучок шарф-шарфик
Шапка-шапочка машина-машинка
Шуба-шубка лиса-лисичка
Лошадь-лошадка собака-собачка
8 Игра «Подари друзьям»
Соне подарить игрушки со звуком «с», Шуре со звуком «ш».
9 Игра «Четвертый лишний»
- по звучанию лишняя
-по логическим операциям
-шуба, шарф, шапка, лиса;
-сорока, оса, соловей, сова;
-соль, сыр, колбаса, лошадь;
-лиса, лошадь, собака, самолет.
10 Динамическая пауза – Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Гусь»
«Птичка». Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены большой палец-головка, сомкнутые пальцы-крылья. Помашем ими.
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала:
Пис-пис-писсссс.
«Гусь». Предплечье-вертикаль. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой: остальные пальцы прижаты друг к другу.
Шипит сердитый гусь,
Его я вовсе не боюсь - «ш-ш-ш-ш».
11 Игра «У кого чего нет»
У Сони нет (дети добавляют слова со звуком «ш»), у Шуры нет ( слова со звуком «с»).
12 Составление предложений по сюжетной картинке.
13 Словотворчество детей.
Логопед начинает, а ребенок заканчивает.
Са-са-са-летит оса.
Ша-ша-ша-молочная лапша.
Су-су-су-мы увидели осу; прогоним осу.
Шу-шу-шу-мама сварит нам лапшу.
Сы-сы-сы-у Сони две косы; не боимся мы осы.
Ши-ши-ши-все хотят лапши; купили мне карандаши.
14 Итог занятия
С какими звуками сегодня работали?
Какие это звуки?
Что нового узнали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Уровневая дифференциация на уроках математики
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. ...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....