Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка 3 – 4 лет (ОНР – I)
учебно-методический материал на тему

Железнова Светлана Серафимовна

Индивидуальный маршрут для сопровождения ребенка младшего дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualny_marshrut.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка 3 – 4 лет (ОНР – I)

воспитанник _____________________ группа __________________________

Разделы

Содержание

I  период

Динамика

II период

Динамика

III период

Динамика

Психологическая база речи

1. развитие всех видов восприятия:

1.1. зрительного

  1. «Парные картинки»,
  2. «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
  3. «Лабиринты»;

1.2. слухового  

  1. «Угадай, что звучит?»,
  2. «Кто позвал?»,
  3. «Где звучит?»

1.3. тактильного 

  1. конструирование предметов из палочек,
  2. «Зашей коврик»,
  3. «Чудесный мешочек»;

2. развитие  памяти и внимания:

2.1. зрительной и зрительного:

  1. «Запомни, какой игрушки не стало?»,
  2. «Кто появился?»,  
  3. «Запомни игрушки и найди их среди других»
  4. «Что изменилось?»;

2.2. слуховой и слухового:

  1. «Хлопни, как я»,
  2. «Чей молоток стучит (лиса I - II; заяц II ),
  3. «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма - му, ма - па, ма -пу, ма - му - ми),
  4. «Запомни и повтори (2-3 слова),

3. развитие конструктивной зрительной памяти:  «Запомни и выложи»

4. развитие мышления:

  1. «Почтовый ящик»,
  2. «Доска Сегена»,
  3. пирамидка;
  4. «Составь целое» (картинки, кубики),
  5. «Разложи по цвету (форме),
  6. «Что едим, что надеваем»,
  7. «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,
  8. «Большой - маленький (кубики, матрешки)
  9. Сложи матрешку, (кубик в кубик).
  10. Покажи, где один - много; «много - мало».

Общая и мелкая моторика

1. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.

2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;

одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

3. Мелкая моторика:

  1. «Ладушки»,
  2. «Сорока-белобока»,
  3. «Рыбки»,
  4. «Птички клюют зерно»,
  5. «Коза»,
  6. «Заяц»,
  7. «Молоток»,
  8. «Человечки»,
  9. «Кольцо»,
  10. «Ножницы»,
  11. «Очки»,
  12. «Стол»,
  13. «Стул».

4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:  

  1. «Кулак-ладонь»,
  2. «Стол-стул»,
  3. «Собери крошки со стола»,
  4. «Бусы»,
  5. «Мозаика»,
  6. «Разложи крупу»,
  7. «Закручиваем - откручиваем, застегиваем - расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
  8. «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная моторика

Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка

  1. улыбка,
  2. трубочка,
  3. лопатка,
  4. жало,
  5. качели,
  6. маятник,
  7. широко открыть рот

Звукопроизношение

  1. Вызывать правильное произношение

 гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

  1. Закреплять правильное произношение

гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

Просодическая сторона речи

  1. Формировать длительный речевой выдох.
  2. Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
  3. Уметь произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко. 

Импрессивная речь

  1. Формирование потребности в речевом общении.
  2. Понимание слов, обозначающих:
  • предметы
  • действия
  • признаки
  1. Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
  2. Понимание инструкций:
  • одноступенчатых
  • двухступенчатых
  • трехступенчатых
  1. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  2. Различение количества предметов (много - мало - один)
  3. Различение величины (большой - маленький),
  4. Различение вкуса (сладкий - соленый),
  5. Пространственное расположение предметов,
  6. Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов).
  7. Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
  8. Узнавать предмет по описанию  (с опорой на игрушки),
  9. Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди - стой, беги – прыгай,  ложись – садись;  возьми мяч, подними его вверх,  опусти   вниз, положи на место).
  10. Различать утвердительные и отрицательные приказания:  иди - не ходи,  возьми - не бери кубик,  беги -  не беги, дай - не давай обруч.
  11. Различать, к кому обращена просьба (с группой детей: Вова, беги - Дети, бегите.  Возьми шар-шары, гриб - грибы (II скл.). Покажи, где дом - дома, лист - листья.)

Экспрессивная речь

Словарь

  1. Вызывание
  • аморфных слов
  • звукоподражаний
  1. Формирование активного словаря:
  • существительные
  • глаголы
  1. Выделять и называть части предметов.

Грамматический строй речи

  1. Словоизменение ед. и мн. число существительных;
  2. Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
  3. Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
  4. Согласование («Мой, моя, мое»).

Слоговая

Структура

  1. Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
  2. Слова разной слоговой структуры:
  1. 2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
  2.  2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата);
  3. 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
  4. 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
  5. 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).

Ф. слух

Формирование восприятия речи.

Связная речь

  1. Уметь отвечать на поставленные вопросы
  • однословным предложением (да, нет)
  • простым двусоставным предложением
  • простым распространенным предложением.
  1. Учить заканчивать фразу нужным словом
  2. Составлять предложения по картинке.

Обозначения:         - динамика положительная;                         - динамика отрицательная;  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессионального развития

«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двига...

Индивидуальный маршрут профессионального развития учителя в рамках реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут профессионального развитияучителя английского языкаМБОУ «Кулле-Киминская СОШимени С.Хакима» Атнинского МР РТХамидуллиной Ирины Васильевны...

Индивидуальный маршрут профессионального развития учителя английского языка МБОУ «Озерная СОШ» Высокогорского района РТ Галяутдиновой А.А.

Тема самообразования«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка.»Цель: повышение профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС второго поколе...

Индивидуальный маршрут профессионального развития учителя английского языка Халиковой Р.Р.

Данный материал содержит в себе индивидуальный план профессионального развития учителя. В него включены: карта учителя, цель и задачи, методическая тема, направления работы и ожидаемые результаты проф...

Индивидуальный маршрут профессионального развития

Индивидуальный маршрут профессионального развития...

Индивидуальный маршрут сопровождения на ребенка с ОВЗ

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ предназначен для работы по взаимодействию между МБОУ СОШ №1 и Бюджетным учереждением"Советский реабилитационный центр для детей и подростков с о...