Эссе "Я - учитель"
статья по теме

Андраханова Татьяна Георгиевна

Автор - составитель: Андраханова Татьяна Георгиевна, учитель профессионально трудового обучения высшей категории Муниципального казенного специального(коррекционного)образовательного учреждения для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат VIIIвида»

Аннотация

 Эссе познакомит Вас с моими педагогическими принципами, убеждениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon esse_ya-_uchitel_andrakhanova_t.g.zip20.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Я – УЧИТЕЛЬ»

                                  Если   учитель   имеет    только   любовь  к  делу, 

 он   будет хороший     учитель. 

Если  учитель  имеет  только любовь к ученикам,  как  отец,   мать   он  будет лучше  того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам. 

 Если  учитель  соединяет  в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

        Л.Н. Толстой

       Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Когда размышляешь над этими вопросами, то понимаешь, что каждый человек неповторим. И у каждого человека есть определенная «миссия» в этом мире.

Моя «миссия» - быть учителем. Для меня никогда не стоял вопрос: «Чем я хочу заниматься в жизни?», все получилось как-то само по себе: в детстве очень хотела заниматься спортом – записалась в секцию конькобежного спорта. Влюбилась в этот вид, добилась определенных результатов. В школе  училась в специализированном педагогическом классе.  После окончания школы, без каких – либо мучительных раздумий поступила в университет и успешно его закончила. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда,  некоторые  детские переживания проносится с нами в течение колоссального промежутка времени  и определяют наши поступки и наши отношения с людьми  уже во взрослой жизни. Став педагогом – я многое для себя открыла и переосмыслила. 

           Попав в коррекционную школу VIII вида для детей с отклонениями в развитии, я поняла, что учить этих детей придётся всему тому, чему в обычных семьях учат родители: умываться, убирать постель, мыть пол и многому другому. Вот и получается, что педагоги давно взяли на себя роль семьи. Все в руках школы – воспитание, обучение. Мы должны подготовить ребенка к реальной жизни, вырастить из него не потребителя, а человека – созидателя.  Научить его адоптироваться в современном обществе, найти свое место в жизни. Сформировать навыки практической деятельности, которые пригодятся им в самостоятельной жизни.

 Главный человек в школе – это ребенок. Наши учащиеся – особенные дети, они «другие». Я не хочу сказать, лучше они или «хуже», просто они другие. У них совершенно другое восприятие мира, оценка событий и задают порой такие сложные вопросы, на которые не сразу ответишь.

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.

Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.

Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в училище, в техникуме, в университете, и о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как  ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих уроках.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…

   Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя: Моя практика работы с детьми и поиск путей организации их учебной и профессиональной деятельности, творческое и трудовое сотрудничество, способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения.

1.Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам.

2.Эмоциональный настрой уроков, познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение школьного дня. Поэтому особое значение я придаю созданию положительного психологического климата на своих уроках и внеклассных мероприятиях. Бывает, что легкая улыбка помогает разрядить обстановку, снять напряжение и «потушить пожар» готовой разразиться ссоры.  Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель, используют те же жесты, мимику. Учитель для ребенка – это идеал, которому он хочет подражать. Это требует больших знаний, навыков и педагогического мастерства.

3.Дети – мои учителя, мои воспитатели! Для того, чтобы мне было легче воспитывать и учить их, для того, чтобы они радовались каждому дню в школе, для того, чтобы плоды моих усилий умножались, мне необходимо предвидеть завтрашний день, строить этот день по возможности ясно и целенаправленно. Когда я готовлюсь к урокам, то стараюсь найти больше интересного и занимательного материала. Ведь вместе с детьми я тоже «учусь».

4.Но этого недостаточно: важно также искусство подачи учебного материала, искусство преподавания своего предмета. Как тонко заметил А.П.Чехов, учитель должен быть «…артист, художник, горячо влюбленный в свое дело…». И об этом тоже нужно думать заранее, потому что от качества подачи, оказывается, зависит возникновение положительного отношения детей к знаниям, к познавательной деятельности, к самому педагогу.

5.Необходимо постоянно помнить о значимости своей профессии. Одна из главных задач отечественной школы – не только дать ребенку определенную сумму знаний, но и научить его применять эти знания в жизни. А преподаваемый мною предмет более всего соответствует решению данной задачи. По словам Ж.-Ж.Руссо, «…час работы научит ребенка большему, чем день объяснений, ибо…его руки работают в пользу его ума».

              6.Очень важно искренне любить свое дело, отдавать все силы выбранной тобою профессии. Дети очень чувствительны к любой фальши, их невозможно обмануть разглагольствованием о том, что «нужно освоить профессию», что «человек должен работать». Учитель не добьется доверия со стороны учеников, если его слова не наполнены собственным убеждением и верой в свои силы. Секрет успеха – в уважении к каждому ученику и в уверенности в их способностях и возможностях.

Хочу поделиться своими «нравственными правилами настоящего Учителя», которые помогают мне достигать высоких результатов в работе:

        Не нужно входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей;

        Не нужно входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений;

        Не нужно входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие;

        Лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своем педагоге. Лучше потому, что УЧИТЕЛЬ стоит у истоков личности каждого ребенка и своими собственными руками, своей деятельностью закладывает БУДУЩЕЕ!

… И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.

Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Но что я твердо усвоила за годы работы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».

Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Я как учитель – дефектолог, учитель трудового обучения буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к учащемуся. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...