Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
план-конспект занятия по теме
Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posylka_lesnym_zhitelyam.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы
Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
Составила и провела:
Воспитатель Лепенкова С.А.
2014г.
Тема: «Посылка лесным жителям»
Цель: составление рассказа с использованием наглядного моделирования.
Задачи:
1. развитие связной речи с использованием игровых приёмов;
2. развитие мелкой моторики через сочетание игр и
упражнений для тренировки пальцев с речью;
3. воспитание доброжелательного отношения детей
друг к другу и к окружающей обстановке;
4. воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: игры шнуровки, разрезные картинки (почтовая машина), манная крупа, клей, счетные палочки; опорные модели, сделанные на картоне из самоклеящейся бумаги, модель почтовой машины в лесу (на ватмане); клейстер, кисти; магнитная доска, магниты, для крепления моделей.
Ход занятия:
1.Оргмомент. (1 мин)
Звучит музыка. Дети заходят в группу, встают в круг.
- Скоро Новый год. А в Новый год дед Мороз, Взрослые и дети дарят друг другу подарки и поздравительные открытки с пожеланиями. Расскажите, что мы делаем, когда готовимся к Новому году.
2. Пальчиковая гимнастика «Новый год. Зимние забавы» (2мин)
Раз, два, три, четыре, пять -
Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших
Будем елку украшать
Переплести пальцы рук, показать «ёлку»
Бусы, шарики, игрушки
Сгибать большой и указательный пальцы в «бусы», большой и указательный, большой и средний.
Дождик, звездочки, хлопушки
Сгибать большой и безымянный, большой и мизинец обеих рук, пальцы в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук распрямив все пальцы
Миллион на ней огней
Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук
Можно приглашать гостей
Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх
Приходили к ёлке
Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой «ёлка»
Зайцы, белки, ёжики
«ушки длинные у зайца», пальцы сжаты в кулак, указательный и средний согнуты – «белки», пальцы сжаты в кулак, большой, указательный и средний подняты вверх – «ёжик»
Новый год встречали
Похлопать в ладоши
И подарков ждали
Соединить ладони, слегка их округлив.
3. Рисование ниточками ( 3 мин)
- Какого праздника мы с вами очень ждем? (мы ждем Новый год)
Выставляется модель Ёлки.
- Мы сейчас играли с пальчиками, скажите, кто же в лесу от нас ждет подарков на Новый год?
- Подарков ждут белочка, заяц и ёжик.
- Где они живут? (они живут в лесу)
- Как мы их назовем, раз они живут в лесу? (Мы назовем их - лесные жители)
- Вот они наши лесные жители.
Выставляются игрушки или модели животных.
- А как же мы их поздравим? Давайте подарим им подарки (вывешивается макет подарка), которые сделаем сами.
- Вы любите рисовать? Чем вы умеете рисовать? (красками, карандашами, фломастерами, пластилином, нитками).
- Мы сделаем лесным жителям подарок, и нарисуем его ниточками.
Воспитатель выкладывает перед детьми фланелеграфы и ниточки.
- Таня, кому ты будешь делать подарок? (Я буду делать подарок Зайцу).
- Что любит зайчик? (капусту, морковку, репу)
- А больше всего Зайка любит морковку! (девочка «рисует» нитками морковку для зайца)
Аналогично разбираются подарки для белки и ежа. Дети «рисуют» нитками подарки для лесных жителей: для зайца - морковку, для еж - грибочек, для белочки - орешек.
4. Работа с разрезной картинкой (4 мин)
- Вот мы с вами собрали подарки для лесных жителей. Подумайте, каким образом их можно доставить в лес? (ответы детей)
-А может - быть отправим почтой?
- Ой, наша посылка получается большой, и как письмо в почтовый ящик она не помещается. Вот у нас разрезные картинки, соберите и скажите, как по-другому можно доставить посылку?
Звучит фоновая музыка, дети выполняют задание.
- На чем же мы отправим нашу посылку в лес? (Можно отправить её на почтовой машине)
Выставляется модель почтовой машины.
- Теперь подарки оформили как посылку (на доску вывешивается макет посылки) и отправили на машине в лес (вывешивается макет почтовой машины). А что у нас происходит в лесу…
5. Физминутка (2 мин)
Воспитатель включает музыку, дети выполняют движения.
Дует ветер, дует
Стоя дуть перед собой
Деревца качает
Стоя, подняв руки вверх наклоны вправо-влево
Белая метель
Наклониться вперед
Снегом засыпает
Махи руками в стороны
И летят снежинки
Кружиться на месте
Над лесной дорогой
Бег по кругу
даже грозный мишка спрятался в берлоге
Изобразить идущего вперевалку медведя
Под ногами елок.
Остановиться, руки чуть в стороны и повороты туловищем стоя на месте.
Выросли сугробы
Остановиться, сесть на корточки и сжаться в комочек
6. Обсыпание манкой макета. (4 мин)
- Так что же у нас происходит в лесу? (ответы детей)
- А в нашем лесу снега совсем нет. Давайте украсим наш лес, сделаем его снежным, белым, сказочным.
- Только снег у нас будет не простой, а волшебный! Посмотрите, что это?
Дети вместе с воспитателем рассматривают манную крупу.
- Как мы это сделаем? (ответы детей)
- Мы возьмем сначала все намажем клеем, а потом посыплем манкой.
Звучит фоновая музыка. Дети выполняют работу совместно с
воспитателем.
- Ребята, посмотрите, какой у нас волшебный лес получился! Мы с вами попали в метель, но подарки лесным жителям мы все, же довезли. И они были очень рады. Выставляется последняя модель.
7. Составление рассказа с опорой на модели (8 мин)
- Расскажите теперь всю историю посылки, для лесных жителей опираясь на эти модели.
«Скоро Новый год. Заяц, белочка и ежик ждут подарков. Для зайца мы сделали морковку. Для белки орешек. А для ежа грибочек. Все подарки собрали в посылку. Посылку повезли в лес на почтовой машине. Машина попала в метель. Но подарки были доставлены зайцу, белке и ежу во время».
Совместное составление рассказа. Затем весь рассказ проговаривает один ребенок.
- Молодцы. Подарки были доставлены и лесные жители были очень рады. И тоже сделали вам подарки. Они лежат вот в этом мешочке.
Раздаются шоколадные фигурки зайцев или другие сладости.
8. Итог занятия (1 мин)
-Что сегодня мы с вами делали? Что больше всего понравилось? Чем понравилось заниматься больше всего?(ответы детей)
- А сейчас пойдите в группу и расскажите другим ребятам, какую посылку к Новому году мы сделали для лесных жителей.
Тема: "Буква К, звуки (к, к'). Виды работ по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"
Задачи:
- закрепить навыки различия звуков (К, К');
- развивать навыки фонематического восприятия, звуко- буквенного анализа;
- формировать связную речь на примере словосочетаний и фраз;
- учить согласовывать существительные с прилагательными, глаголами;
- формировать общую и мелкую моторику;
- развивать тактильные, зрительные представления, внимание, мышление, память;
- воспитывать в детях чувства сопереживания, взаимовыручка.
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас на занятии гости. Давайте подарим им свои улыбки и скажем: “Доброе утро”
1.- Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяца.
- Правильно ли расставлены осенние месяцы? (нет)
- Расставьте правильно и скажите, почему вы так сделали?
2. Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Покажите на пальцах и скажите, какие изменения произошли в природе осенью?
солнце мало греет, часто прячется за тучи;
часто идут дожди;
птицы улетели на юг;
исчезли насекомые (жучки, бабочки);
медведь, еж готовятся к зимней спячке;
заяц, белка меняют свою шубку.
3. Упражнение на дыхание.
Дети рассматривают последний оставшийся листок на дереве и помогают его сдуть (листок оказался волшебным).
- Что же на нем написано?
Есть на свете очень милый,
Очень добрый и игривый,
Чудный человечек.
Он живет вдали от нас
Очень дети любят вас
Часто прилетает
В игры с вами поиграть.
(Дети отгадывают – это Трын-Трынчик).
- А где же сам Трын-Трынчик?
II. Сообщение темы занятия.
1. Релаксационная пауза.
- Ребята, представьте, что мы с вами очутились в лесу на полянке. Закройте глаза, расслабьтесь, что же вы сейчас услышите.
(Дети слушают космическую музыку. Затем открывают глаза и видят, что прилетела ракета).
Трын-Трынчик рассказывает детям, что он прилетел к своим друзьям, но не может их найти, так как злая Старуха Буквозуба заколдовала их. Он просит ребят о помощи.
- Ребята, только ваши волшебные знания помогут мне найти друзей.
(Ребята соглашаются помочь Трын-Трынчику).
- На чем прилетел к нам Трын-Трынчик? – на ракете.
- А как еще можно назвать ракету? – космический корабль:
а) - С какого звука начинается слово космический корабль – со [К] (характеристика звука, артикуляция звука [К'])
б) - Кто назовет братика звука [К] —>[К']. Что общего у них? – согласные, глухие, обозначаются буквой (КА)
- А чем отличаются? – один, другой.
3. Замените 1 звук в слове Трын-Трынчик на звук [К].
Трын-Трынчик - Крын-Крынчик
- Голова (чья?) - Крын-Крынчиковая
- Туловище (чье?) - Крын-Крынчиковое
- Ноги (чьи?) - Крын-Крынчиковые
III. Найдите эти звуки среди братьев
В “Пальчиковом бассейне” звуковички спрятали букву, которой на письме обозначаются звуки [К, К']. Оба эти звука живут в одной букве Ка.
а) - Сколько букв вы нашли?
- Расскажите о каждой из них.
- Чем они отличаются?
б) - Юра, ты птичка, покажи, как птичка острым клювом напишет эту букву в воздухе.
в) письмо буквы на руке, спине.
г) выкладывание буквы из палочек.
IV. - Ребята, вы не забыли, что нам нужно найти друзей Крын-Крыныча и расколдовать их?
- Тогда начинаем колдовать.
а) игра “Наоборот”
ка – кя ко – кё
ку – кю ак – акь
кы – ки ок – окь
б) Повтори чистоговорку
Ок – ок – ок – мы зашли в лесок.
Олк – олк – олк – по лесу бродит волк.
Айка – айка – айка – под кустом сидит зайка.
Елка – елка – елка – в дупле белка.
Ук – ук – ук – грызет орехи бурундук.
2.- А где же мы будем искать диких животных? Почему их так называют – дикими?
а) Дети идут в лес, расчищая дорогу от сухих веток (предупреждение оптической дисграфии)
б) Ребята, в названии каких животных слышится звук [К]?
Назовите животных так, чтобы в их названии тоже слышался звук [К].
в) Звуко -буквенный анализ слов:
- Сколько слогов в слове?
- Назовите 1, 2 слог…
- На который по счету слог падает ударение?
г) Игра “Скажи так”
Медвежья голова и медвежий хвост.
Зайчья голова -….
Лисья …
Кабанья…
Мышиная…
Беличья….
3. Дети слышат мяуканье кота. А это какое животное? Почему? Какой звук слышится в начале слова? [К] – твердый. Назовите кота так, чтобы звук [К] стал мягким. (киска).
а) - А как вы думаете, куда сейчас пойдет кот с киской?
Старуха – Буквозуба стерла нижнюю часть слова
б) - Что нужно с собой взять, чтобы отправиться в магазин?
Игра “Чудесный мешочек” (в мешочке буквы К, У, М, С, А, дети их наощупь отгадывают, а затем составляют из них слово - сумка)
в) Изограф:
-А вот и сумка.
- Покажите буквы из которых нарисована сумка.
4. Игра “Магазин”
Кот выбирает продукты с [К], а киска – с [К'] К: конфеты, колбаса, капуста, кабачок, лук. К': килька, кекс, кетчуп, кефир,кисель.
V. Итог.- Молодцы ребята! Благодаря вашим знаниям чары злой Буквозубы рассыпались, и мы помогли Крын – Крынычу найти и расколдовать друзей.
- Ребята, вам понравилось занятие? Какие качества вам пригодились, чтобы найти и расколдовать друзей Трын – Трынчика (находчивость, знания, смекалка, взаимовыручка).
- Ребята, мне так приятно было с вами работать. Я с нетерпением буду ждать следующей с вами встречи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....
Конспект группового занятия по развитию связной речи. Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯразвитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.ЗАДАЧИКоррекционно - образовательные:дать детям представление о людях разных профессий;пополнить и активизировать слов...
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях в развитии связной речи обучающихся с умственной отсталостью
Мнемотехника в развитии связной речи обучающихся с ОВЗ...
Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.
Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...