Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
план-конспект занятия по теме

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posylka_lesnym_zhitelyam.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

                                                                                        Составила и провела:

                                                                                    Воспитатель    Лепенкова С.А.

                                                               2014г.

Тема: «Посылка лесным жителям»

Цель: составление рассказа с использованием наглядного моделирования.

Задачи:

1. развитие связной речи с использованием игровых приёмов;

2. развитие мелкой моторики через сочетание игр и

упражнений для тренировки пальцев с речью;

3. воспитание доброжелательного отношения детей

друг к другу и к окружающей обстановке;

4. воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование: игры шнуровки, разрезные картинки (почтовая машина), манная крупа, клей, счетные палочки; опорные модели, сделанные на картоне из самоклеящейся бумаги, модель почтовой машины в лесу (на ватмане); клейстер, кисти; магнитная доска, магниты, для крепления моделей.

                                               Ход занятия:

1.Оргмомент. (1 мин)

Звучит музыка. Дети заходят в группу, встают в круг.

- Скоро Новый год. А в Новый год дед Мороз, Взрослые и дети дарят друг другу подарки и поздравительные открытки с пожеланиями. Расскажите, что мы делаем, когда готовимся к Новому году.

 

2. Пальчиковая гимнастика «Новый год. Зимние забавы» (2мин)

Раз, два, три, четыре, пять -        

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших

Будем елку украшать        

Переплести пальцы рук, показать «ёлку»

Бусы, шарики, игрушки        

Сгибать большой и указательный пальцы в «бусы», большой и указательный, большой и средний.

Дождик, звездочки, хлопушки        

Сгибать большой и безымянный, большой и мизинец обеих рук, пальцы в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук распрямив все пальцы

Миллион на ней огней        

Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук

Можно приглашать гостей        

Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх

Приходили к ёлке        

Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой «ёлка»

Зайцы, белки, ёжики        

«ушки длинные у зайца», пальцы сжаты в кулак, указательный и средний согнуты – «белки», пальцы сжаты в кулак, большой, указательный и средний подняты вверх – «ёжик»

Новый год встречали        

Похлопать в ладоши

И подарков ждали        

Соединить ладони, слегка их округлив.

3. Рисование ниточками  ( 3 мин)

- Какого праздника мы с вами очень ждем? (мы ждем Новый год)

 Выставляется модель Ёлки.

- Мы сейчас играли с пальчиками, скажите, кто же в лесу от нас ждет подарков на Новый год?

- Подарков ждут  белочка, заяц и ёжик.

- Где они живут? (они живут в лесу)

- Как мы их назовем, раз они живут в лесу? (Мы назовем их - лесные жители)

- Вот они наши лесные жители.

 Выставляются игрушки или модели животных.

- А как же мы их поздравим? Давайте подарим им подарки (вывешивается макет подарка), которые сделаем сами.

- Вы любите рисовать? Чем вы умеете рисовать? (красками, карандашами, фломастерами, пластилином, нитками).

- Мы сделаем лесным жителям подарок, и нарисуем его ниточками.

Воспитатель выкладывает перед детьми фланелеграфы и ниточки.

- Таня, кому ты  будешь делать подарок? (Я буду делать подарок Зайцу).

- Что любит зайчик? (капусту, морковку, репу)

-  А больше всего Зайка любит морковку! (девочка «рисует» нитками морковку для зайца)

                 Аналогично разбираются подарки для белки и ежа. Дети «рисуют» нитками подарки для лесных жителей: для зайца - морковку, для еж - грибочек, для белочки - орешек.

       

4. Работа с разрезной картинкой (4 мин)

- Вот мы с вами собрали подарки для лесных жителей. Подумайте, каким образом их можно доставить в лес?  (ответы детей)

-А может - быть отправим почтой?

- Ой, наша посылка получается большой, и как письмо в почтовый ящик она не помещается. Вот у нас разрезные картинки, соберите и скажите, как по-другому можно доставить посылку?

Звучит фоновая музыка, дети выполняют задание.

- На чем же мы отправим нашу посылку в лес? (Можно отправить её на почтовой машине)

 Выставляется модель почтовой машины. 

- Теперь подарки оформили как посылку (на доску вывешивается макет посылки) и отправили на машине в лес (вывешивается макет почтовой машины). А что у нас происходит в лесу…

5. Физминутка (2 мин)

Воспитатель включает музыку, дети выполняют движения.

Дует ветер, дует        

Стоя дуть перед собой

Деревца качает        

Стоя, подняв руки вверх наклоны вправо-влево

Белая метель        

Наклониться вперед

Снегом засыпает        

Махи руками в стороны

И летят снежинки        

Кружиться на месте

Над лесной  дорогой        

Бег по кругу

даже грозный мишка спрятался в берлоге        

Изобразить идущего вперевалку медведя

Под  ногами елок.        

Остановиться, руки чуть в стороны и повороты туловищем стоя на месте.

Выросли  сугробы        

Остановиться, сесть на корточки и сжаться в комочек

6. Обсыпание манкой макета. (4 мин)

- Так что же у нас происходит в лесу? (ответы детей)

- А в нашем лесу снега совсем нет. Давайте украсим наш лес, сделаем его снежным, белым, сказочным.

- Только снег у нас будет не простой, а волшебный! Посмотрите, что это?

Дети вместе с воспитателем рассматривают манную крупу.

- Как мы это сделаем? (ответы детей)

- Мы возьмем сначала все намажем клеем, а потом посыплем манкой.

                  Звучит фоновая музыка.  Дети выполняют работу совместно с

                                                        воспитателем.

- Ребята, посмотрите, какой у нас волшебный лес получился! Мы с вами попали в метель, но подарки лесным жителям мы все, же довезли. И они были очень рады.      Выставляется последняя модель. 

7. Составление рассказа с опорой на модели (8 мин)

- Расскажите теперь всю историю посылки, для лесных жителей опираясь на эти модели.

«Скоро Новый год. Заяц, белочка и ежик ждут подарков. Для зайца мы сделали морковку. Для белки  орешек. А для ежа грибочек. Все подарки собрали в посылку. Посылку повезли в лес на почтовой машине. Машина попала в метель. Но подарки были доставлены зайцу, белке и ежу во время».

Совместное составление рассказа. Затем  весь рассказ проговаривает один ребенок.

- Молодцы. Подарки были доставлены и лесные жители были очень рады. И тоже сделали вам подарки. Они лежат вот в этом мешочке.

 Раздаются шоколадные фигурки зайцев или другие сладости.

8. Итог занятия (1 мин)

-Что сегодня мы с вами делали? Что больше всего понравилось? Чем понравилось заниматься больше всего?(ответы детей)

- А сейчас пойдите в группу и расскажите другим ребятам, какую посылку к Новому году мы сделали для лесных жителей.

Тема: "Буква К, звуки (к, к'). Виды работ по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

Задачи:

- закрепить навыки различия звуков (К, К');

- развивать навыки фонематического восприятия, звуко- буквенного анализа;

- формировать связную речь на примере словосочетаний и фраз;

- учить согласовывать существительные с прилагательными, глаголами;

- формировать общую и мелкую моторику;

- развивать тактильные, зрительные представления, внимание, мышление, память;

- воспитывать в детях чувства сопереживания, взаимовыручка.

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас на занятии гости. Давайте подарим им свои улыбки и скажем: “Доброе утро”

1.-  Какое сейчас время года?

- Назовите осенние месяца.

- Правильно ли расставлены осенние месяцы? (нет)

- Расставьте правильно и скажите, почему вы так сделали?

2. Упражнение на развитие мелкой моторики. 

- Покажите на пальцах и скажите, какие изменения произошли в природе осенью?

солнце мало греет, часто прячется за тучи;

часто идут дожди;

птицы улетели на юг;

исчезли насекомые (жучки, бабочки);

медведь, еж готовятся к зимней спячке;

заяц, белка меняют свою шубку.

3. Упражнение на дыхание.

Дети рассматривают последний оставшийся листок на дереве и помогают его сдуть (листок оказался волшебным).

- Что же на нем написано?

Есть на свете очень милый,

Очень добрый и игривый,

Чудный человечек.

Он живет вдали от нас

Очень дети любят вас

Часто прилетает

В игры с вами поиграть.

(Дети отгадывают – это Трын-Трынчик).

- А где же сам Трын-Трынчик?

II. Сообщение темы занятия.

1. Релаксационная пауза.

- Ребята, представьте, что мы с вами очутились в лесу на полянке. Закройте глаза, расслабьтесь, что же вы сейчас услышите.

(Дети слушают космическую музыку. Затем открывают глаза и видят, что прилетела ракета).

Трын-Трынчик рассказывает детям, что он прилетел к своим друзьям, но не может их найти, так как злая Старуха Буквозуба заколдовала их. Он просит ребят о помощи.

- Ребята, только ваши волшебные знания помогут мне найти друзей.

  (Ребята соглашаются помочь Трын-Трынчику).

- На чем прилетел к нам Трын-Трынчик? – на ракете.

- А как еще можно назвать ракету? – космический корабль:

а) - С какого звука начинается слово космический корабль – со [К] (характеристика звука, артикуляция звука [К'])

б) -  Кто назовет братика звука [К] —>[К']. Что общего у них? – согласные, глухие, обозначаются буквой (КА)

- А чем отличаются? – один, другой.

3. Замените 1 звук в слове Трын-Трынчик на звук [К].

Трын-Трынчик - Крын-Крынчик

- Голова (чья?) - Крын-Крынчиковая

- Туловище (чье?) - Крын-Крынчиковое

- Ноги (чьи?) - Крын-Крынчиковые

III. Найдите эти звуки среди братьев

 

В “Пальчиковом бассейне” звуковички спрятали букву, которой на письме обозначаются звуки [К, К']. Оба эти звука живут в одной букве Ка.

а) - Сколько букв вы нашли?

   - Расскажите о каждой из них.

   - Чем они отличаются?

б) - Юра, ты птичка, покажи, как птичка острым клювом напишет эту букву в воздухе.

в) письмо буквы на руке, спине.

г) выкладывание буквы из палочек.

IV. - Ребята, вы не забыли, что нам нужно найти друзей Крын-Крыныча и расколдовать их?

- Тогда начинаем колдовать.

а) игра “Наоборот”

ка – кя         ко – кё

ку – кю         ак – акь

кы – ки         ок – окь

б) Повтори чистоговорку

Ок – ок – ок – мы зашли в лесок.

Олк – олк – олк – по лесу бродит волк.

Айка – айка – айка – под кустом сидит зайка.

Елка – елка – елка – в дупле белка.

Ук – ук – ук – грызет орехи бурундук.

2.-  А где же мы будем искать диких животных? Почему их так называют – дикими?

а) Дети идут в лес, расчищая дорогу от сухих веток (предупреждение оптической дисграфии)

б) Ребята, в названии каких животных слышится звук [К]?

Назовите животных так, чтобы в их названии тоже слышался звук [К].

в) Звуко -буквенный анализ слов:

       

- Сколько слогов в слове?

- Назовите 1, 2 слог…

- На который по счету слог падает ударение?

г) Игра “Скажи так”

Медвежья голова и медвежий хвост.

Зайчья голова -….

Лисья …

Кабанья…

Мышиная…

Беличья….

3. Дети слышат мяуканье кота. А это какое животное? Почему? Какой звук слышится в начале слова? [К] – твердый. Назовите кота так, чтобы звук [К] стал мягким. (киска).

а) - А как вы думаете, куда сейчас пойдет кот с киской?

    Старуха – Буквозуба стерла нижнюю часть слова

       

 

б) - Что нужно с собой взять, чтобы отправиться в магазин?

Игра “Чудесный мешочек” (в мешочке буквы К, У, М, С, А, дети их наощупь отгадывают, а затем составляют из них слово - сумка)

в) Изограф:

 -А вот и сумка.

 - Покажите буквы из которых нарисована сумка.

       

4. Игра “Магазин”

Кот выбирает продукты с [К], а киска – с [К'] К: конфеты, колбаса, капуста, кабачок, лук. К': килька, кекс, кетчуп, кефир,кисель.

V. Итог.-  Молодцы ребята! Благодаря вашим знаниям чары злой Буквозубы рассыпались, и мы помогли Крын – Крынычу найти и расколдовать друзей.

- Ребята, вам понравилось занятие? Какие качества вам пригодились, чтобы найти и расколдовать друзей Трын – Трынчика (находчивость, знания, смекалка, взаимовыручка).

- Ребята, мне так приятно было с вами работать. Я с нетерпением буду ждать следующей с вами встречи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....

Конспект группового занятия по развитию связной речи. Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯразвитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.ЗАДАЧИКоррекционно - образовательные:дать детям представление о людях разных профессий;пополнить и активизировать слов...

Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.

Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием мнемотехники.

Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей): дети с тяжелыми нарушениями речиТема: «Наши папы»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой деяте...