Статья «Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями»
статья на тему
Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически не обучаемыми даже в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями.
ГБОУ СКОШ VIII вида №162
Дунайцева В.А. Макурина Н.А.
В настоящее время назрела необходимость совершенствования системы помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы различных учреждений социальной защиты населения по оказанию помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, показывает, что решение данной проблемы должно одновременно идти по многим направлениям. Необходимо развивать сеть реабилитационных центров, коррекционных учреждений, учебных и воспитательных учреждений, которые уже неплохо зарекомендовали себя в работе по социальной адаптации и реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов. И, наконец, в обществе необходимо воспитать стремление морально поддерживать и понимать проблемы семьи с ребёнком-инвалидом.
Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона). Установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства, создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст.5 Закона).
В статье хотелось бы в первую очередь обратить внимание на проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически не обучаемыми даже в коррекционной школе. Однако установлено, что определённая часть таких детей может овладеть некоторыми знаниями, умениями и навыками в объёме специально разработанных для них программ.
В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии и именно теперь, наиболее остро встал вопрос о методах и приёмах работы с детьми, на которых стояла печать «необучаемые». В работе с детьми с глубокой степенью умственной отсталостью предлагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное). Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.
Конечно, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития нуждаются в постоянном внимании, помощи со стороны педагогов-дефектологов, психологов, логопедов. Им все дается тяжелее и медленнее, чем другим учащимся. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию - это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения. Справиться самостоятельно со всем новым и необычным такие учащиеся не в состоянии. И их привычные помощники - родители, в данном случае им мало, чем могут помочь - они столь же дезориентированы - многие из них в первый год обучения с трудом представляют своего ребёнка в школе, а другие, наоборот, предъявляют к ребёнку и процессу обучения, крайне завышенные требования.
Главной задачей школьного обучения и воспитания данной категории детей видится развитие их потенциальных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью коррекционно-развивающей работы в школе является приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.
Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития носит качественно иной характер в условиях специальной коррекционной школы VIII вида. Оно направлено на специально организуемое обучение и воспитание, которое подразумевает особую подготовку этих детей к жизни и работе в условиях социума, так как самостоятельная жизнь и работа детей в обычных условиях социума невозможны. Так же как и без этих специальных поддерживающих условий, работа специалистов будет малоэффективной или совсем неэффективной. Приоритетными в содержании образования детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков. Основной принцип обучения таких детей - создание наиболее оптимальных условий для развития коммуникативных и социальных навыков.
Адаптивные и интегрированные программы обучения, отбор и применение оптимальных приёмов, методов и форм обучения, создание и использование специальных учебных пособий, обязательный мониторинг для отслеживания и учёта динамики развития, коррекции и компенсации дефектов - основа работы с детьми с интеллектуальной недостаточности тяжёлой степени и комплексными нарушениями в коррекционной школе. В этих классах постоянно в мониторинговой форме проводятся педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные общеразвивающие мероприятия, содержание которых направлено на максимально возможное развитие ребёнка. Важно помнить, что дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода.
Занятия с детьми строятся по индивидуальному плану, исходя из особенности восприятия и определённых навыков ученика. Только в атмосфере уверенности, защиты, доверия, можно достичь взаимопонимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребёнком создаётся атмосфера переживания событий, которая в своё время даст эффект длительного положительного взаимодействия. При организации и оценке знаний детей мы исходим от достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребёнка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Этот аспект учитывается в практической работе.
Формирование и развитие основных навыков и умений предлагается вести по следующим направлениям:
- Формирование социального поведения, коммуникативных умений, расширение социальных контактов, умение адекватно обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.
- Формирование адекватного поведения планируется и осуществляется по ситуации, которые отбираются по возрасту и жизненному опыту ребёнка.
- Формирование и развитие коммуникативных функций речи.
- Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.
- Включение учащихся в домашний, хозяйственный труд.
- Мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе.
- Эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим.
- Развитие умения занять себя в свободное время.
- Развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
- Укрепление и охрана здоровья.
- Физическое развитие ребёнка
Важным направлением в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями является работа с родителями. При работе с такими детьми необходимо обращать внимание на выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребёнка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребёнка.
Значимой составной частью работы в коррекционной школе является психолого-педагогическая (просветительско-профилактическая) подготовка родителей. Методологическим основанием программы просветительско-профилактического образования родителей является положение, что семья - это та среда, в которой у ребёнка формируется о себе - «Я - концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Задача семейного воспитания – помочь детям с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства достоинства и достижения определённого общественного положения.
Психолого-дефектологическое сопровождение родителей с детьми с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями предполагает систематическую теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания таких детей и использование родителей в качестве ассистентов педагогов. Ещё одно направление работы - психологическая поддержка родителей, нивелирование негативных проявлений, депрессивных, угнетённых настроений - все это сказывается на ребенке и затрудняет для него адаптацию в школьном учреждении. Так же, важным моментом в этом направлении является выработка совместной стратегии родителей, дефектолога, психолога - единство требований и подхода.
В первоочередном внимании школьного психолога оказываются такие сферы, как поведенческая, моторная и коммуникативная. Разумеется работа по остальным направлениям (таким как познавательная сфера, эмоционально-личностная, произвольная) также ведётся, однако для наиболее успешной коррекционной работы и обучения в начале важен непосредственный контакт с ребенком, нахождение подхода с учётом его своеобразия и научения самого ребенка адекватно взаимодействовать со взрослым (педагогом) и другими детьми.
Следует отметить, что только совместная работа педагогов-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, и родителей в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями позволит решить проблемы развития личности ребёнка, его социальной реабилитации и адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...
Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Разбор особенностей общей моторики дошкольников с УО...
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....
Особенности профориентационной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого чел...
Статья «Особенности трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью»
Методическая работа...