Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

Шестакова Елизавета Николаевна

Разбор особенностей общей моторики дошкольников с УО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отличается замедленностью формирования, плохой координацией, неточностью, бедностью движений.   Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.   В дошкольном детстве у детей с интеллектуальной недостаточностью часто встречаются нарушения осанки, искривление позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей  т.д. У некоторых из них задерживается процесс окостенения скелета, наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора: тремор, гиперкинезы, синкинезии (Бернштейн 1947, Павлов 1951). При  развитии ребенка на дефектной основе наблюдается неточность движений в пространстве, во времени, неумение выполнять ритмичные движения, низкий уровень дифференцирования мышечных усилий, низкий уровень развития вестибулярных функций, дискоординация движений. Более позднее освоение основных видов движений и качественные их особенности отрицательно влияют на общее развитие ребенка. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений и моторной расторможенностью (Григорьев 2000, Вайзман 1976 ,Запорожец 1960, Лебединский 1985).

Развитие общей моторики напрямую связано с психофизическим и эмоционально-волевым развитием, поэтому особенности развития двигательной функции нельзя рассматривать отдельно, данным процесс синхронизирован и зависим от степени дефекта и особенностей развития личности. Из-за недостаточного двигательного опыта аномального ребенка страдает и его общее психофизическое развитие. фундаментальными исследованиями (Е.Н. Самодумская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова) было доказано, что при использовании оптимальной среды физических упражнений, данные дефекты поддаются коррегированию.

Деятельность двигательного аппарата, прежде всего, проявляется в его локомоторных актах – ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Рассматривая своеобразие общей моторики детей с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить следующие нарушения:

Нарушения при ходьбе: сутулость, дискоординация движений рук и ног, шарканье ногами, волочение ног по полу, неритмичность движений, отклонения в ходьбе по прямой, неодинаковая длинна шагов, неодинаковые амплитуды при взмахах руками, вертикальные движения туловищем, постоянное отклонения туловища от вертикальной оси. К нарушениям также относится ходьба на прямых или полусогнутых ногах, вразвалку, а также опущенную при ходьбе вниз или наклоненную набок голову (Дмитриев 2002).

Нарушение движений при беге: чрезмерный наклон туловища вперед, чрезмерное напряжение рук. Мелкие шаги, неритмичность, чрезмерный наклон головы вперед, малая амплитуда в движениях рук, прижимание рук к туловищу, излишний разворот стоп наружу, обращение стоп носками друг к другу, раскачивание туловища в стороны, дискоординация движений рук и ног, вялость движений. Также нарушением считается бег на прямых или полусогнутых ногах.

Нарушение движений при прыжках: вместо толчка двумя ногами производится отталкивание одной ногой, дискоординация движений рук и ног, слабое финальное усилие, неумение приземляться, слабость движений рук, толчок прямыми ногами.

Нарушений движений при метании: напряженность, скованность движений туловища, торопливость, неправильных замах, слабость и дискоординация движений, излишне прямые руки или ноги (Дмитриев 2002).

 Нарушения в развитии основных двигательных способностей : отставание от нормы в показателях силы, быстроты движений, выносливости , гибкости и подвижности суставов. Нарушения двигательного развития выражаются в нарушении главным образом координационных способностей – точности движений в пространстве, ритма движений, дифференцировке мышечных усилий, затруднения в пространственной ориентировки и частой потере равновесия. В движения в одних случаях отмечается вялость, слабость и недостаток регуляции, в других – чрезмерное напряжение. Координационные способности у аномальных детей регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые имеют дефектную основу и чем тяжелее нарушение, тем более серьезные нарушения координации будут присуще детям. Эти нарушения являются главными при овладении ими сложнокоординационными движениями (Дмитриев 2002).

Выделенные особенности двигательного развития могут иметь разный характер (различную дефектную основу), выступать в разных сочетаниях и выявляться, развиваться в зависимости от индивидуальных показателей  ребенка.

Также отмечается отставание в физическом развитии мышц, силы, выносливости, скорости. За таким недоразвитием тянется неточной и угловатость движений, бедность  движений, заторможенность или наоборот предвосхищение, то есть ненормированное выполнение двигательного акта. Ограниченность в подвижности суставов препятствует полной амплитуде движений, точности в исполнении.

На степень физического и двигательного развития влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внутренним можно отнести степень поражения ЦНС, тяжесть дефекта развития, состояние психического развития и эмоционально-волевой сферы. К внешним факторам относятся социальная и культурная среда, ближайшее окружение, уровень жизни и т.д.

На развитие общей моторики и физического развития в целом, влияет степень выраженности дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения и особенности психической и эмоционально- волевой сферы детей. Развитие основных двигательных и физических  способностей подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у детей с интеллектуальной недостаточностью данные процессы созревают позже, то есть темп развития ниже на 2-3 года по сравнению с нормой (Воронкова 1994, Черник 1997).Выделяя особенности развития общей моторики у дошкольников с задержкой психического развития,  Т.А. Власова, К.С. Лебединская  и И.Ф. Марковская  указывали на запаздывание (по сравнению с нормой) становления произвольных двигательных и статических функций у детей с ЗПР. Также отмечается наличие психомоторной расторможенности, относящейся к числу психических нарушений, усугубляющих их интеллектуальную недостаточность. При этом по данным ряда исследователей (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, У.В.Ульенкова и др.), недостатки двигательной сферы у детей с задержкой психического развития проявляются в меньшей мере, чем у дошкольников с легкой умственной отсталостью. Для детей с ЗПР двигательная активность в ходе выполнения физических упражнений может стать мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций (А.А.Дмитриев, О.В.Защиринская, Е.М. Мастюкова, В.М.Мозговой, Б.В.Сермеев и др.).

Большие трудности дети с умственной отсталостью испытывают в овладении произвольными движениями. При повторении предложенного взрослым образца действия они допускают неточности, не выдерживают заданной амплитуды, угла наклона, ритма и темпа движения. Процесс автоматизации требует длительного времени и большого количества упражнений. В большей степени у таких детей нарушены сложные двигательные акты, требующие осмысления, словесного сопровождения, регуляции коркового уровня. Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является также недоразвитие выразительных движений ( Катаева, Стребелева 2001).

Причиной нарушений двигательного развития, в первую очередь, является первичный дефект (интеллектуальная недостаточность), вследствие которого все функции организма априори будут нарушены. В объяснении двигательной недостаточности детей стоит опираться на многоуровневую теорию построения движений, разработанную Н.А. Бернштейном. Сущность этой теории заключается в том, что чем выше по уровню поражена центральная нервная система, тем менее вероятной становится возможность управлением смысловой организацией движений. Нижележащие церебральные уровни, как правило,  являются менее пораженными, а значит и более сохранными. С их помощью регулируется управление лишь элементарными движениями, не требующими смысловой организации. У детей с проблемами развития наблюдаются трудности в формировании условно- рефлекторных связей, обусловленные слабость замыкательной функции коры головного мозга, поэтому требуется большее количества повторений для формирования отчетливого образца движения. Однако, даже сформированные двигательные навыки имеют тенденцию быстро утрачиваться.  Этот недостаток приводит к тому, что у данной группы детей формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы. В свою очередь, слабость протекания нервных процессов и неуравновешенность процессов торможения и возбуждения затрудняют локализацию активности при формировании навыка.

У детей с умеренной степенью умственной отсталости страдает согласованность, точность и темп движений. Все эти факторы также влияют на процесс формирования двигательных навыков и степенью их овладения

 В то же время практика работы (А.А.Катаева, Е.М.Мастюкова, Е.А.Стребелева и др.) подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие (Бабенкова 1971, Дмитриев 1991, Козленко 1987, Лубовский 1955, Мастюкова 1972, Правдина-Винарская, Г.Е. Сухарева, Певзнер, Лубовский 1963).

Таким образом, исследования многих авторов (Козленко 1962,Вайзман 1976, Мозговой 1982)подтверждают, что у детей с интеллектуальным недоразвитием формирование двигательной сферы  затруднено. Затруднения связаны как к тяжестью диагноза, так и со вторичными отклонениями. Установлено, что отклонения в двигательном развитии влияют на все психофизические процессы.

Соответствующая работа по коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития оказывает положительное влияние. Существует необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитию общей и мелкой моторик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....

Формирование представлений о форме у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Рассматриваются воспросы о современных подходах к проблеме восприятия в психолого – педагогической литературе,раскрываются методы изучения восприятия у детей дошкольного возраста и отражены ...

Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.

Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....

Система обучения игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью как средство подготовки к школе

В материале представлена система обучения игре дошкольников с умственной отсталостью, план работы и конспекты занятий....

"Развитие мелкой моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".

Рекомендации по развитию мелкой моторики для детей с интеллектуальной недостаточностью. Дидактические игры предназначаются: учителям-дефектологам, психологам, воспитателям, родителям, с целью совершен...

Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на м...

Статья "Особенности восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Статья "Особенности восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"...