Психологические особенности трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_trudovom_vospitanii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Психологические особенности трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью»

Подготовила Борисова С. А.

Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми коррекционной школы. Основная задача этого важного раздела работы - выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

  • Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно - гигиеническом обслуживании себя;
  • Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно - умение выполнять несложные виды этого труда;
  • Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
  • По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;
  • Научить работать совместно с товарищами по поточно - бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Соответствующая трудовая подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью должна дать возможность этим лицам после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе

Формирование трудовых навыков у умственно-отсталых детей.

Очень важно развитие трудовых умений у детей с интеллектуальной недостаточностью, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

Трудовая подготовка для  детей с интеллектуальной недостаточностью даже более значимы, чем для нормально развивающихся воспитанников. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.

Труд для аномального ребёнка имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Главными задачами трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи.

Общественно-социальное значение труда детей связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

В нашей школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности, например: работа на огороде(посадка овощей, поливка, прополка, уборка урожая; дежурство в столовой, по вестибюлю, игровой, туалетам.

Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий нашей школы; формирование трудовых навыков в процессе дежурств в столовой, вестибюле, игровой, туалетах. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, здесь нужно  не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание рассады. Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта. Для них подобраны педагогически целесообразные виды труда с учетом возраста.

Ведение домашнего хозяйства у детей формируются следующие умения и навыки: по уходу за жилищем, приусадебным хозяйством, умение использовать различные орудия труда и бытовую технику.

Дети, проживая в условиях нашей школы, обучаются трудовым навыкам и умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей, выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Дети нашей школы, приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по дому, а также на территории школьного участка..

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Работая по данному направлению с детьми своей группы, в которой находятся дети с нарушением интеллекта, мною проводились различные: беседы, игры, практические занятия “Моя квартира, мое лицо; меблировка и т.д.”. Выполняя трудовую работу по школе и по группе, дети соблюдают график дежурства, который был ими согласован.

Дети выполняют обязанности дежурного по спальне, в классе, столовой, на постах: в вестибюле, туалетах, игровой. Специфические особенности психики воспитанников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании детей. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. Труд может протекать в процессе учебной и практической деятельности. Используются такие его виды, как: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива детей с нарушением интеллекта достаточно условно, однако воспитатели используют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.

Основными методами трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать  индивидуальные особенности воспитанников с нарушениями интеллекта, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированности у детей различных трудовых умений и навыков.

Важным направлением является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на занятиях по профориентации. Дети знакомятся с разнообразием  профессий. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проб.

Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей.

Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка с ОВЗ на основе православных духовных ценностей....

Автореферат "Экологическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью"

Современное содержание воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Немаловажную роль в реализации этой проблемы отводится экол...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....

Презентация на тему «Психологические особенности физического воспитания детей с избыточным весом»

Презентация на тему «Психологические особенности физического воспитания детей с избыточным весом»...

Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

Особенности развития, обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....