Рабочая программа логопедических занятий для учащихся 2 классов
рабочая программа
Автором представлена рабочая программа коррекционных занятий учителя-логопеда на учебный год во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования»
г.Тарко-Сале Пуровский район
Принято на заседании методического объединения Протокол № ___ от ______________2020г. Руков. МО____________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ШИСОО» _________/__________________/ Ф.И.О. от «___ » ____________2022г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ШИСОО» ____________П.Ю.Грабельников _________ /_______________/ Приказ № от «___ »___________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедических занятий для учащихся 2 классов
на 2022-2023 учебный год, срок реализации – 1 год
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Юсупова Эльмира Хашимовна
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № ___
от «___» _________2022г.
г. Тарко-Сале
2022
Пояснительная записка
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся школ за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у многих учащихся с ОВЗ носят характер общего недоразвития речи для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Цель – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Использование инновационных технологий
Презентации, аудио и видеоматериалы.
Сетевые и профессиональные сообщества
Педсовет, Мерсибо, Инфоурок.
Методологические и теоретические основы программы
Программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса школы, где обучаются дети с ОВЗ, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Место предмета в учебном плане
Урок проводится 1 раз в неделю. Всего за учебный год - 34 часа
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звукослоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Содержание изучаемого курса
2 класс (34ч)
Первичная диагностика
Звуковой анализ
Дифференциация звонких и глухих согласных
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Дифференциация сонорных согласных
Дифференциация свистящих и шипящих согласных
Дифференциация согласных
Слоговая структура слова
Слова, обозначающие предметы
Слова, обозначающие действие и признаки предмета
Работа с предлогами
Работа с текстом
Итоговая диагностика
Календарно-тематическое планирование
Планирование Программы составлено на основе учебного пособия И.Н. Садовниковой «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М.: Владос,1995. – 256с.
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата |
Обследование | ||||
1 | Обследование речи. | Провести первичную диагностику. | 1 | 07.09 |
Дифференциация звонких и глухих парных согласных | ||||
2 | Дифференциация звуков [Б] – [П] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 14.09 |
3 | Дифференциация звуков [ В] – [Ф] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 21.09 |
4 | Дифференциация звуков [ Г] – [К] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 28.09 |
5 | Дифференциация звуков [Д] – [ Т ] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 05.10 |
6 | Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 12.10 |
7 | Дифференциация звуков [ З] – [ С] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 19.10 |
8 | Закрепление | Закрепление знаний по темам раздела | 1 | 26.10 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | ||||
9 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 09.11 |
10 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 16.11 |
11 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 23.11 |
12 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 30.11 |
13 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 07.12 |
14 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | 1 | 14.12 |
15 | Итоговое занятие по теме | Закрепить умение дифференцировать твердые и мягкие согласные | 1 | 21.12 |
Дифференциация свистящих и шипящих согласных | ||||
16 | Дифференциация звуков [С ]– [Ш] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 28.12 |
17 | Дифференциация звуков [ З] – [Ж] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 11.01 |
18 | Дифференциация звуков [ С] – [ Щ] | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 18.01 |
Слоговая структура слова | ||||
19 | Анализ одно-двусложных слов. | Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | 1 | 25.01 |
20 | Анализ трёхсложных слов. | Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | 1 | 01.02 |
21 | Деление на слоги слов со стечением согласных. | Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | 1 | 08.02 |
22 | Определение ударного слога в словах. | Учить определять ударный слог. | 1 | 15.02 |
Слова, обозначающие предметы, его действия и признаки | ||||
23 | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов. Различение профессии людей по их действиям. | Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», Учить образовывать множественное число глаголов. Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. | 1 | 22.02 |
24 | Упражнение в подборе слов, обозначающих признак предмета | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | 1 | 01.03 |
Работа с предлогами | ||||
25 | Дифференциация предлогов на – в, с - из | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | 15.03 |
26 | Дифференциация предлогов от-к | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | 22.03 |
27 | Дифференциация предлогов под – над. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | 29.03 |
28 | Диктант по теме «Предлоги» | Проверить знания по теме | 1 | 05.04 |
Предложение | ||||
29 | Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. | Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста. | 1 | 12.04 |
30 | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | Учить составлять грамматически верное предложение. | 1 | 19.04 |
Текст | 1 | |||
31 | Ознакомление с признаками текста. | Формировать умение отличать текст от группы предложений. | 1 | 26.04 |
32 | Восстановление деформированного текста. | Формировать умение отличать текст от группы предложений. | 1 | 10.05 |
33 | Составление рассказа по серии картинок. | Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | 1 | 17.05 |
34 | Итоговая диагностика | Итоговая диагностика | 1 | 24.05 |
Литература
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 2010 г.
- Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: 2011г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2010. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.-С. 80-256.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
- Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 2011.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 2011.-С. 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
Рабочая программа...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 5 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 7 классе
Методические разработки...
Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов
Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...