Деформированный текст. Построение предложений.
план-конспект занятия по теме

Ковалёва Людмила Всеволодовна

Данный материал составлен к логопедическому занятию по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для учащихся старших классов. Материал включает конспект занятия и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект занятия16.88 КБ
Package icon презентация879.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деформированные  сложноподчинённые  предложения с придаточными условия и причины

Лексическая тема: Признаки  осени в народных приметах  и поговорках

Класс: 9 класс

Цель: Закрепить умения работать  с деформированным предложением: составлять  сложное предложение  из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать умение устанавливать последовательность слов в предложении.
  • Работать над осознанием связи между словами в предложении, предложениями в тексте.
  • Закреплять навык словообразования  прилагательных, причастий.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Упражнять в  подборе синонимов, решении ребусов.
  • Развивать фонематические процессы, анализ структуры предложения.

Коррекционно-развивающие

  • Развивать  слухоречевое  внимание и память.
  • Воспитывать культуру устной и письменной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать  умение слушать учителя-логопеда, одноклассников  и действовать в 
    соответствии с инструкцией;
  •  Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Оборудование: проектор, презентация, схемы предложений, аудиозапись.

Используемые педагогические технологии:
- информационные;
- здоровьесберегающие.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организацион

ный момент.

Приветствие.

Организация учебного места. Учащиеся здороваются, садятся.

II.

 Развитие звукового анализа и синтеза

-Чтобы определить тему нашего занятия необходимо решить ребус.

Коса + мел - ал + н - к - м + ь =

- Назовите тему занятия.

- Это слово "Осень"

- Сегодня будем говорить об осени.

Слайд 1

III. Вводная беседа. Словообразование.

Звуки  осени (мелодия)

- Какие ассоциации у вас вызывает осень?

- Прочитайте высказывания.

-Образуйте  имена прилагательные или причастия.

- Из образованных слов выделите гласные звуки и запишите их в тетрадь.

- Какое настроение вызывает у вас осень?

- Опишите своё осеннее настроение соседу по парте. Если ваше настроение совпадает, то вы называете синоним к предложенному слову, если не совпадает, то антоним.

- Но в каждом времени года есть свои особенности, своя красота.

-Какое  теперь у вас настроение.

Коллективная работа.

- Дождь, ветер, листья, фрукты и ягоды, птицы, грибы....(на доске появляются облачка, на которых написаны  признаками осени)

Дожди в октябре - (октябрьские )

Заморозки в ноябре- (ноябрьские)

Погода с сильным ветром- (ветреная)

Птицы, остающиеся зимовать- (зимующие , осёдлые)

Одежда для определённого времени года -(сезонные)

Листья, лежащие  на земле - (опавшие)

Взаимопроверка.(+сравнение с образцом)

Ояие, ояие, еяая, оёые, еоые, оаие.

 

Работают в парах.

Хмурое - печальное, светлое.

Унылое - грустное, радостное.

И.т.д.

Под музыку наблюдают картины осени.

- Ответы учащихся. ( светлое, осеннее ….)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

IV

Определение темы занятия.

Медленно и неспешно наступала осень. Дальновидный народ по многим приметам осени  строил догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная.

- Соедините последовательно слоги и прочитайте получившуюся поговорку.

- Запишите предложение в тетрадь. Расставьте знаки препинания.

- Дайте характеристику первого предложения.

-Дайте характеристику второго  предложения.

- Составьте схемы к данным предложениям.

- Сформулируйте цель занятия.

- Я предлагаю вам строить сложноподчинённые предложения с придаточными условия и причины. Будем изучать приметы и поговорки об осени.

(Ес-ли        день       про-зе-вал

тог-да        у-ро-жай      по-те-рял

Жди-те      мо-ро-зов     от-то-го

    что      на       де-ре-вьях      и-ней

Учащиеся соединяют слоги, читают пословицу, объясняют её смысл.

- Если день прозевал, тогда урожай потерял.

- Ждите морозов, оттого что на деревьях иней.

- Это сложноподчинённое  предложение с придаточным условия

- Это сложноподчинённое  предложение с придаточным причины

(если …), [  ]

[  ], (оттого что …)

- Будем говорить о сложноподчинённых предложениях с придаточными условия и причины.

Карточки

Слайд 6,7,8,9

Слайд 10

V

Восстановление предложений

- Обратите внимание на слайд. Объясните различие в лексическом значении слов причина и условие.

-  Прочитайте и соедините части поговорок, используя союзы. Объясните лексическое  значение поговорок и примет осени.

- Учащие объясняют.

Учащиеся работают на карточках. Объясняют лексическое значение поговорок, осенних примет.

Совместная проверка.

Схема (опорная таблица)

Приложение 1

Приложение 2

VI работа с деформированными предложениями

- На слайде:

перелётные, осенью, снегу, так, низко, а, будут, птицы, снега, летят, если, мало, много, так, будет, высоко.

- На слайде:

коли, если, а, то, у, с, снизу, желтеть, поздней, верхушки, начинают, ранней, берёзы, зимы, зимы, ждите, листья.

- На слайде:

так как, будет, редкие, облака, и, холодно, ясно.

- Составьте и запишите предложения.

- Закончите нашу работу данным предложением.

К Т А         народегуляломного самое разное        зиму.

(Так в народе гуляло много самых разных пословиц про осень).

- Посмотрите на проделанную работу. Что получилось?

- Прочитайте текст. Озаглавьте его.

(Если …), [  ],     -.-.-.—     -.-.-.-   ---  

(Коли …),[ ],  (если…), [ ]

        _._._.       _._._. ,       ____

- Если  птицы перелетные высоко летят осенью, так снегу много будет, а низко - так мало снега будут.

- Коли листья у березы начинают желтеть с верхушки, то ждите ранней зимы, а если снизу – поздней зимы.

- Будет ясно и холодно, так как облака редкие.

- Запись в тетрадь. Уточнение лексического значения поговорок.

Работа с деформированным предложением.

-Текст о приметах осени.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд13

Приложение 3

VII

Рефлексия.

- Что было трудно на занятии?

- Каким заданиям надо уделить внимание?

Учащиеся подводят итоги.

Слайд 12

Приложение 1

СПП

Причина –

то, что порождает какое-нибудь явление

Условие  –

то, что создаёт возможным или совершается действие

Нейтр. – потому что

Книжн. – так как, поскольку, ибо

Архаич. – затем что

Разгов. – благо

Делов. – оттого что, из-за того что,

                 благодаря тому что,

                 вследствие того что и др.

Союзы

Нейтр. – если, коли, коль

если  -то

если  -так

если -тогда

Почему? По какой причине?

[        ], ( потому что   ).

Схемы

При каком условии?

В каком случае?

[        ], ( если    ).

Приложение 2

У зайцев шерсть побелела

как как

до поздней осени цветут лютики, маргаритки, клевер.

Красна ягодка

тогда

суровее будет зима.

Если много муравьёв

оттого что

на вкус горька.

Осень будет тёплой

если

зима близко.

Началась молотьба

благодаря тому, что

ударила погодка.

Приложение 3

(Если …), [  ],     -.-.-.—     -.-.-.-   ---  

(Коли …),[ ],  (если…), [ ]

        _._._.       _._._. ,      ____



Подписи к слайдам:

Коса + мел - ал + н - к - м + ь =
ОСЕНЬ
ОСЕНЬ
птицы
дождь
листья
ветер
урожай
грибыягоды
Дожди в октябре -Заморозки в ноябре-Погода с сильным ветром-Птицы, остающиеся зимовать-Одежда для определённого времени года –Листья, лежащие на земле -
Образуйте слова:
октябрьские ноябрьские ветреная осёдлые сезонная опавшие
ояие ояие еяая оёые еоые оаие
Проверьте:
ес
по
про
у
ли
вал
жай
ро
день
да
тог
зе
те
то
на
те
и
вьях
мо
го
ре
от
зов
ро
что
де
жди
рял
ней
ес
по
про
у
ли
вал
жай
ро
день
да
тог
зе
те
то
на
те
и
вьях
мо
го
ре
от
зов
ро
что
де
жди
рял
ней
то
на
те
и
вьях
мо
го
ре
от
зов
ро
что
де
жди
ней
ес
по
про
у
ли
вал
жай
ро
день
да
тог
зе
те
рял
Если день прозевал, тогда урожай потерял.Ждите морозов, оттого что на деревьях иней.
перелётные, осенью, снегу, так, низко, а, будут, птицы, снега, летят, если, мало, много, так, будет, высоко.
коли, если, а, то, у, с, снизу, желтеть, поздней, верхушки, начинают, ранней, берёзы, зимы, зимы, ждите, листья.
так как, будет, редкие, облака, и, холодно, ясно.
К Т А народегуляломного самое разное зиму.
Так в народе гуляло много самых разных пословиц про осень.
МОЛОДЦЫ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Востановление деформированного текста

открытое занятие с отзывом и оценочным листом...

Деформированный текст

Урок повторения темы "Синтаксис и пунктуация" в 9 классе...

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.

Предложенный матеиал способствует развитию  и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»

Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы про...

Деформированные тексты с ключами

Формирование навыков самоконтроля в процессе обучения русскому языку в 5-9 классе (деформированные тексты из  художественной литертатуры)...