Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ege_2.pptx | 114.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Однородные члены предложения Не употребляются в качестве однородных членов полные и краткие формы имени прилагательного: друг давний и весьма хорош. При двух или нескольких однородных членах неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления: любить и увлекаться спортом, помнить и верить в победу ( С р. любить спорт и увлекаться спортом, помнить победу и верить в победу). Нельзя в ряд однородных членов включать родовые понятия: Мы купили стулья , книжный шкаф , стильную мебель .
Нельзя соединить в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: изучать музыку и болезни . Нельзя опускать разные предлоги: на заводах, лабораториях и школах. (Ср. на заводах, в лабораториях и школах). Не сочетаются как однородные члены имя существительное и инфинитив: Люблю музыку и кататься на коньках. Нельзя сочетать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а так же; как – а также.
Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом : Помню всех близких людей: маму, бабушку, сестру. Не могут выступать в качестве однородных причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Подошел англичанин, хорошо говоривший по-русски и который и приехал сегодня.( Ср. Подошел англичанин, хорошо говоривший по-русски, который и приехал сегодня).
2. Употребление причастных оборотов Неправильны формы причастий с частицей бы: Это было выступление, вызвавшее бы возмущение. ( Ср .: Это было выступление, вызвавшее возмущение) Причастный оборот стоит либо перед определяемым словом, либо после него , он не должен разрываться: лежащая книга на столе. ( Ср.: книга, лежащая на столе; лежащая на столе книга)
3. Согласование сказуемого с подлежащим Сказуемое может быть выражено формами ед. и мн.ч .: - при подлежащем , имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением ( большинство, меньшинство, ряд, часть ) или выраженном количественно-именным сочетанием ( два слова, несколько языков ), сказуемое может иметь форму ед.ч . (грамматическое согласование) и мн.ч . (согласование по смыслу): Большинство учеников решило (решили) сдавать ЕГЭ; при относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч .: Все, кто не сдал зачет, пришли на экзамен; Все, кто мог прийти, собрались в зале .
Сказуемое может быть выражено формой ед.ч ., если: - собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство согласилось с моим решением; - управляемое слово стоит в род.п . ед.ч .: Часть населения пришла без опоздания; - а также при словах тысяча, миллион, миллиард : Миллион звонков пришел в редакцию; Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; - при составных числительных, заканчивающихся на один: Тридцать один день прошел ; - при обозначении меры веса, пространства, времени : Прошло сто лет ;
- при словах тройка, сотня, пара, дюжина, десяток, масса, уйма, бездна, пропасть: При составлении текста телеграммы была сделана масса ошибок; - при наличии в составе подлежащего слов всего, лишь, только (со значением ограничения ): В шахматный кружок записалось только семь человек. - при наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, столько, сколько преобладает форма ед.ч .: Много мыслей роилось в моей голове.
Сказуемое может быть выражено формой мн.ч ., если: - при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения : Все двадцать страниц переписаны заново ; - при обратном согласовании, когда связка в именном сказуемом согласуется не с подлежащим , а с именной частью: Часть обоев были виниловые; - при подлежащем стоит придаточное определительное или обособленное определение: Часть тетрадей, | проверенных ранее | , лежали на окне; Часть тетрадей, которые я проверила ранее , лежали на окне; - главные члены предложения оторваны друг от друга или при одном подлежащем есть несколько сказуемых: На перемене бегали, прыгали, скакали, кричали несколько учеников ; Большинство учеников
При подлежащем – вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое может иметь форму ед.ч ., а в прошедшем времени – м.р ., независимо от числа производителей действия или принадлежности к полу (муж. или жен.): Кто из посетительниц Дома творчества записался в кружок английского языка? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое должно стоять в форме ед.ч . (часто в форме прошедшего времени мужского рода): Никто, даже лучшие ученики, не получил высшего балла. При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое может иметь форму как ед., так и мн.ч . в зависимости от значения: Пришли бабушка с дедушкой. – Мальчик с мамой приехал. Если при этом присутствуют еще и слова вместе, совместно , то употребляется форма ед.ч .: Эту работу выполнял ученик совместно с родителями .
При подлежащих – несклоняемых аббревиатурах иноязычного происхождения сказуемое может иметь форму ср.р .: НАТО решило (хотя НАТО – блок) объявить встречу стран, входящих в его состав . Несклоняемые русские аббревиатуры согласуются по форме главного слова: ФСБ сделала заявление (главное слово – служба). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы , то сказуемое ставится в ед.ч .: Не ты, но сестра моя виновата; Восторг или ужас кажется вполне естественным в эти минуты.
4. Согласование определений и приложений с однородными членами , выраженными существительными Определение может быть выражено формой ед.ч ., если по смыслу понятно, что оно относится к обоим существительным: морской прилив и отлив ; или между определяемыми существительными стоит разделительный союз: надеть модную юбку или брюки ; Определение может быть выражено формой мн.ч . для уточнения значения при однородных существительных: купить модные пальто и шляпу. Определение может быть выражено формой ед.ч ., если оно следует за существительным : Готовим каталог или журнал, рассказывающий о творчестве писателя.
5. Приложения – географические названия Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном ( родовом названии), согласуются или не согласуются с определяемыми словами. Согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, за Москвой-рекой, на реке Волге. В специальной литературе они могут выступать в начальной форме: в городе Москва , за городом Великие Луки, за рекой Волга. Обычно согласуются названия сел и деревень: жить в селе Горюхине , за хутором Гремячим , в деревне Сосновке. Не согласуются остальные названия (озер, островов, гор, заливов, каналов, астрономические названия ) : за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, на планете Меркурий.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1. По приезду в Петербург наша съёмочная группа сразу приступила к работе над фильмом о восстании декабристов. 2. На рубеже веков Россия находилась в преддверии великих потрясений, и об ожидании перемен одними из первых заговорили герои Чехова. 3. В статье «О назначении поэта» А. Блок писал, что «нельзя сопротивляться гармонии, внесённой в мир поэтом». 4. В договоре князя Игоря с византийцами упомянут особый посол княгини Ольги, занимающий третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах . Ответ: 1 ( предлог по означает после и должен употребляться с существительным в предложном, а не в дательном падеже, т.е. правильно по приезде, по окончании школы и т.п .)
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1. Самым «кровожадным хищником» считается автомобиль, превзошедший по количеству человеческих жертв всех тигров, акул и гадюк вместе взятых. 2. Овладев эллинским миром, римляне не стали подавлять его культуру, а во многом восприняли её. 3. Старые северные города России расположились среди лесов на берегах судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море. 4. Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением — это повесть для него ». Ответ: 4 (неправильно употреблено местоимение первого лица мне в цитате, оформленной не как прямая речь, а как продолжение предложения. Правильные варианты: Набоков писал о «Шинели»: «Подайте мне читателя…» или Набоков писал, что нужен читатель « с творческим воображением – это повесть для него »)
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1. В «Медном всаднике» сформировался особый образ столицы государства, создавший устойчивую традицию в последующей литературе. 2. Грядущее потепление представляет угрозу для человечества не непосредственно, а благодаря некоторого побочного эффекта. 3. К югу от Эвереста находится одно из самых страшных, по общему убеждению, мест на Земле, — высочайший перевал Южное седло. 4. Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава Мудрого было составление свода письменных законов, получивших название «Русская Правда ». Ответ: 2 (С предлогом благодаря должен употребляться дательный падеж, а не родительный; правильно благодаря побочному эффекту .)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ: задание 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 16: Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами...
Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"
Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...
Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )
В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....
Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"
Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"...
Урок русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор предложения с однородными членами".
Урок, завершающий тему "Однородные члены предложения", в процессе которого обобщаются знания об однородных членах и знаках препинания при них. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора та...
Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...