Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.
статья по теме
Предложенный матеиал способствует развитию и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовательности, отбор языковых средств необходимых для построения высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navyka_samokotrolya_v_prtsesse_raboty_nad_deformirovannym_tekstom.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыка контроля и самоконтроля
у обучающихся с речевым недостатками
в процессе работы над деформированным текстом.
Целью логопедических занятий с детьми является развитие полноценной речевой деятельности. В ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связанных высказываний (III этап).
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построение связного высказывания:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности его и последовательности;
- отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Эти цели реализуются в определенной последовательности:
- Формирование практических представлений о тексте.
Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искаженных вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений, раскрывающих основную мысль; выделение предложений из сплошного текста; редактирование текста; нахождение в тексте лишних слов или предложений; определение порядка следования предложений или смысловых частей текста).
- Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему текста; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
- Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания.
Обучение построению связной письменной речи осуществляется в процессе выполнения разнообразных упражнений, которые можно условно разделить на основные и подготовительные.
К основным относятся упражнения в составлении текста по готовому или коллективно составленному плану. Это — запись изложений и сочинений, содержание, структура и речевые особенности которых раскрыты обучающимися в процессе устной подготовительной работы. Цель этих упражнений — научить детей строить текст по логическим частям (писать по плану-вопросам), соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, не упускать в содержании главное, основную мысль, использовать разнообразные синтаксические конструкции и лексические средства.
При проведении занятий приучаю детей читать текст, предназначенный для изложения, целыми словами, а не по слогам, так как послоговое (орфографическое) чтение «десемантизирует» (Н. И. Жинкин) слово и затрудняет понимание связного сообщения. При чтении заданий использую хоровое чтение.
Наоборот, перед записью необходимо каждое предложение сначала перечитывать, а потом проговаривать по слогам, так как орфографическое проговаривание способствует выработке полноценных орфографических навыков.
К подготовительным относятся:
- упражнения, связанные со структурным анализом текста и работой над планом;
- упражнения по обучению составлению предложений;
- упражнения, направленные на формирование тех или иных коммуникативных умений.
На начальном этапе обучения связной письменной речи учащихся, некоторые подготовительные упражнения выполняют роль основных:
во-первых, упражнения в сопоставлении текста и его различных искаженных вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений, раскрывающих основную мысль; выделение предложений из сплошного текста; редактирование текста; нахождение в тексте лишних слов или предложений; определение порядка следования предложений или смысловых частей текста), т. е. восстановление деформированного текста.
Цель упражнений — помочь учащимся осознать структуру связного текста, привлечь внимание к логической стороне речи, формировать умение передавать мысли в нужной последовательности. Восстанавливая с обучающимися текст повествовательного характера, следует помогать им опираться на логику событий, повествование можно проиллюстрировать серией картин; при работе над текстом описательного характера — обращать внимание детей на последовательность описания и представить его можно лишь одной картиной; при работе над текстом рассуждением излагаются причины явлений и событий и представить высказывание в виде картины нельзя. Так, обучающиеся в практической деятельности осознают, а позднее начинают различать три типа текста: повествование, описание и рассуждение.
Правильно организованная работа по восстановлению деформированного текста способствует развитию умения замечать ошибки в тексте и совершенствовать (редактировать) написанное.
Во-вторых, это составление текста путем ответов на вопросы. Цель упражнения — формировать умения строить предложения и связывать их между собой. По мере овладения данными умениями, эти упражнения начинают выполнять роль вспомогательных на этапе подготовки к основным письменным работам — изложениям и сочинениям.
Одним из продуктивных приёмов, способствующих развитию связной письменной речи, является формирование у детей контрольно-оценочных действий, осуществляемых путем организации проверки правильности выполнения заданий. В процессе проверки дети обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью производимой детьми работой, а связность – порядком выполнения учебных действий. Поскольку развитие умения строить связные высказывания вплетаются в деятельность общения, то на занятиях, осуществляю формирование и совершенствование обобщающей и коммуникативной функции речи. При работе над деформированным текстом большое внимание уделяется формированию контроля и самоконтроля путем организации проверки правильности выполнения заданий. Контроль – это умение контролировать правильность и полноту выполнения операций, входящих в состав действия. Благодаря этому учебному действию происходит овладение логопатом усваиваемого способа. Производя последовательные действия, он контролирует свои шаги, анализирует, сравнивает свой полученный результат. Задачи контроля в процессе обучения разносторонни: - установить готовность обучающихся к восприятию и усвоению материала; - выявить трудности, ошибки обучающихся и причин их возникновения; - определить эффективность методов и средств обучения; - выявить степень правильности, объём, глубину усвоенных знаний, умений, навыков. Содержание контроля должно побуждать обучающихся к развитию познавательной деятельности, поддерживать его творческую активность, ставить задачи проблемного характера, всесторонне выявлять способности и трудности ребенка, его возможности сознательного подхода к оценке своей деятельности. Самоконтроль – это осознание и оценка учеником собственных действий, предполагающих наличие эталона, и умение критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания». Существует большое количество методов и приемов контроля. Методы и приемы – это способы, при помощи которых осуществляется внешняя обратная связь (контроль со стороны учителя) и внутренняя обратная связь (самоконтроль ученика). При работе над деформированным текстом я использую следующие формы контроля и самоконтроля:
- пооперационный контроль и самоконтроль;
- устный контроль;
- редактирование и саморедактирование;
- рецензирование;
- комментирование.
Но наиболее эффективным для детей с нарушением речи считаю пооперационный контроль, т. е. контроль над правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого действия его ориентировочной основе (плану действия).
Усвоив принцип пооперационного контроля, ребенок переходит к пооперационному самоконтролю. Он сам корректирует свою деятельность, сам оценивает и сам ставит новые задачи.
Приведу некоторые примеры:
- Выделение предложений из сплошного текста.
При работе над этим видом деформированного текста я преследую следующие цели:
- научить выделять признаки предложения;
- формировать умение находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам.
Работу провожу поэтапно:
- Выделение признаков предложения. Определение границ предложения в устной речи по интонации.
Определить на слух (и показать сигнальной карточкой), сколько предложений в тексте. (Текст произносит логопед.)
Зима.
Зима Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят весёлые голоса. Хорошо зимой!
- Повторить предложение, которое произнесено с чувством.
- Ответить на вопросы: сколько в нем слов?
- Какое предложение состоит из одного слова?
- Как вы определили, сколько здесь предложений? (По паузам, интонации.)
- Как мы находим конец предложения в устной речи? (По интонации, по голосу.)
- Связаны ли между собой по смыслу эти предложения и о чем в них говорится?
- Озаглавить текст.
- Обозначение границ предложения на письме при помощи вопросов
- Прочитать текст, сначала про себя по слогам, а затем тихо вслух целыми словами.
- Ответить на вопросы:
- О чем прочитали сначала? (О зиме.)
- О чем говорится дальше? (О снеге.)
- О чем сообщается потом? (О солнце.)
- О ком говорится дальше? (О детях.)
- Что о них говорится? (Они играют.)
- В тексте высказаны разные мысли: о зиме, о снеге, о солнце, о детях. В каждом предложении сообщается одна мысль.
Сколько здесь высказано мыслей? Сколько предложений в этом тексте? Показать карточкой. Озаглавить текст.
3. Найти границы каждого предложения (его начало и конец).
Ответить на вопросы:
- О чем говорится в первом предложении? Что говорится о зиме? (Выделить голосом первое предложение.)
- О чем вы узнали из второго предложения? Что узнали о снеге (Выделить голосом второе предложение.)
- О чем сообщается в третьем предложении? Что сообщается о солнце? (Выделить голосом третье предложение.)
- О ком сообщается в четвертом предложении? Что сообщается о детях? (Выделить голосом четвертое предложение.).
- О ком говорится в пятом предложении? Что сообщается о детях? (Выделить голосом пятое предложение.)
4. Как надо исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок записать его в тетрадь?
- Какие слова надо написать с большой буквы? (Прочитать их хором.)
- Как мы произносили предложения — спокойно, с чувством или с вопросом? - Какой знак надо поставить в конце каждого предложения?
- Последовательно записать каждое предложение. (Перед записью предложение прочитывается хором по слогам.)
- Вывод. По смысловым вопросам (о чем говорится? и что именно говоритcя?) можно выделить предложение в сплошном тексте.
Пришла зима выпал пушистый снег солнце ярко светит дети выбежали на улицу они играют в снежки им весело.
7. Проверка.
- Посчитайте сколько у вас предложений? Поднимите карточку с соответствующей цифрой.
- Прочитайте предложения (по цепочке) и докажите, что вы правильно выделили предложение (опора на вывод).
3. Самостоятельное членение сплошного текста на предложения.
1. Прочитать текст сначала про себя, затем тихо вслух целыми словами.
Выделить голосом каждое предложение. По интонации определить, сколько предложений в тексте. Показать их количество сигнальной карточкой.
2. Проверить себя. Ответить на вопросы: о ком и что именно говорится в первом предложении? Сколько в нем слов? (Показать сигнальной карточкой.) Как надо обозначить границы этого предложения на письме? Произнести предложение, хором.
О ком говорится дальше? (Показать сигнальной карточкой, сколько в этом предложении слов.) Что же говорится в нем о Пете? Как надо обозначить начало и конец этого предложения? Произнести предложение хором. (Аналогично выделяется и записывается следующие предложения.)
3. Выбрать из записанных на доске заглавий («Зимой», «Елка в лесу», «Друзья») наиболее подходящее. Обосновать свой выбор.
Ребята нарядили в лесу елку Петя повесил на ветках кусочки хлеба Ваня принес морковку и кочан капусты лакомились гостинцами птицы и зайцы.
- Проверка выполнения работы. На доске вывешивается текст и организуется сопоставление в порядке самопроверки. Каждый докладывает о результатах проверки.
- Составление текста из отдельных предложений.
Цель: формирование умения замечать логические ошибки в тексте и совершенствовать написанное.
- Прочитать с доски предложения. (У каждого ребёнка карточки с номерами предложений).
Ответить на вопросы:
- Связаны ли эти предложения общим содержанием?
- Можно ли их озаглавить и составить из них связный текст?
- Встал Миша, отряхнулся.
- Весело ребятам зимой!
- Миша въехал в сугроб и упал.
- Ребята катались на лыжах с горы.
- Подъехал Вася и смеется.
- Какое заглавие подойдет к тексту: «Зимой», «На горке», «В мороз»?
2. Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом?
- Что нужно сделать, чтобы их связать? (Установить порядок.)
- О ком здесь рассказано?
- Чтобы установить порядок предложений в тексте, надо представить себе, что делали эти ребята.
- О каком случае здесь сообщается?
- Из какого предложения вы об этом узнали?
- Показать номер этого предложения сигнальной карточкой. Прочитайте предложение хором
- Нарисовать к предложениям три воображаемые (словесные) картинки и расположить их в такой последовательности, в какой все могло произойти в жизни.
- О чем расскажет первая картинка? Показать сигнальной карточкой номер предложения, которое относится к ней. (4-е.) Прочитать предложение. (Ребята катались на лыжах с горы.)
- Представьте себе вторую картинку. Каким предложением нужно подписать ее? (3-м.) Прочитать предложение. (Миша въехал в сугроб и упал.)
- Опишите словами третью картинку. Назовите предложения к ней. (Встал Миша, отряхнулся. Подъехал Вася и смеется.)
- Каким предложением заканчивается рассказ? (2-м.) Прочитать его хором, с чувством. Почему его надо читать с чувством?
- В каком предложении заключена основная мысль рассказа? (В 3-м.) Почему заглавие «На горке» подходит к рассказу больше, чем заглавие «Зимой»?
3. Записать составленный текст.
При записи текста использую комментирование – как средство развития у детей самоконтроля. Каждый комментирует свое предложение и обосновывает, почему именно его предложение должно стоять в тексте. После записи всего текста идет общая оценка работы. Комментирование не может быть эффективным без тщательной предварительной работы. Только когда текст тщательно разобран, ребенок комментирует свой выбор.
- Итог.
- Получился ли текст? Докажите.
- Какова его тема?
- Какова основная мысль?
- Назовите последовательные события.
- Восстановление деформированного текста (устранение лексических повторов)
1. Чтение изложения ученика.
Внимательно вдуматься в содержание. Доказать, что оно соответствует заглавию. Проверить, нет ли ошибок в построении текста, хорошо ли построены предложения, удачно ли выбраны слова для выражения мысли.
2. Чтение текста учащимися про себя. Обдумывание ответа.
Зайка.
По лесу гулял Коля. Коля увидел под кустом зайку. У зайки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнёс зайку домой. Коля сам смастерил для зайки клетку.
- Свободные высказывания учащихся, в процессе которых
устанавливается, что содержание соответствует заглавию, но
есть ошибки: в изложении повторяются слова Коля, зайка. (Повторяющиеся слова подчеркиваются). Далее учащиеся подбирают слова для замены — мальчик, он; зайка, зайчишка, бедняга,— которые также могут быть написаны на доске рядом с текстом или под ним.
- Анализ и коллективное редактирование текста.
а) Прочитать предложения, в которых сообщается о том, что
случилось с зайкой. (3-е и 4-е.) Ответить на вопросы: почему-
следует считать ошибкой выбор слов болела нога? Как лучше
выразить эту мысль? (У зайки была сломана лапка.)
б) Перечитать про себя текст, заменяя повторяющиеся слова.
Найти два соседних предложения, в которых надо изменить порядок слов, чтобы связать их между собой и добиться большей
связности всего текста, (Отрабатывается порядок слов в двух первых предложениях: учащиеся перечитывают оба предложения вслух, а учитель нумерует слова в них.)
в) Ответить на вопросы: ясно ли из текста, как мальчик
отнесся к зайке, оказавшемуся в беде? Какое предложение следует
вставить в текст, чтобы читателям стало яснее, почему Коля
решил взять зайчика домой? (Коля пожалел зайку.)
Обосновать место нового предложения в тексте (галочкой показать, где следует вставить предложение.)
г) Найти два соседних предложения, которые можно соединить в одно и тем самым сократить текст. (Два последних.)
Заменить повторяющиеся в этом предложении слова другими и записать предложение в виде схемы: ____ ___ ____ ___ и ___ для него __ .
- Исправление и запись текста.
Чтение двумя-тремя учащимися отредактированного текста по своим тетрадям.
(Перед письменным выполнением работы учащимся дается задание перечитать текст про себя, внося в него нужные исправления, а затем вслух — можно хором.)
Зайка.
Гулял Коля по лесу. Под кустом он увидел зайку. У зайки была сломана лапка. Бедняга не мог бежать. Коля пожалел зайчишку. Он отнёс зайчика домой и смастерил для него клетку.
После проведения работы по редактированию текста, даю работу на саморедактирование.
Саморедактирование – это способ самоконтроля, который позволяет предупреждать ошибки с целью перевода устной речи в письменную.
Со времён глухой старины вошла в нашу жизнь __________ .Мила __________ русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названы в честь ___________ : река Березина, село Берёзово, город Березняки. Любит наш народ свою ___________ .
Выясняется, какое слово пропущено и читается текст с этим словом. Детям предлагается устранить лексические повторы. Подбираются слова, которыми можно заменить слово береза (слова записываются на доске). Читается текст, устно вставляются слова и затем записывается в тетрадь.
При проверке этой работы использую устную рецензию. Этот вид деятельности предполагает определенный уровень развития слуховой и речевой памяти, а также умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, т.е. достаточный уровень развития восприятия текста и умения построить собственное высказывание.
- Восстановление деформированного текста (убрать лишнее предложение)
На зелёных ветвях ели мальчики увидели клестов. По календарю уже давно была зима, а снега всё не было. Они достают семена из жёлтых еловых шишек. Эти птицы не боятся зимних холодов и вьюг. Детей клесты выводят не только летом, но и зимой. В лютый мороз кормят они своих детей.
- Прочитайте 1 предложение. О ком говорится в предложении?
Подчеркните предложение красной линией
- Прочитайте 2 предложение. О чем говорится в предложении?
Подчеркните предложение синей линией.
- Прочитайте 3 предложение. О ком говорится в предложении?
Подчеркните предложение красной линией.
- Прочитайте 4 предложение. О ком говорится в предложении?
Подчеркните предложение красной линией.
- Прочитайте 5 предложение. О ком говорится в предложении?
Подчеркните предложение красной линией.
- Прочитайте 6 предложение. О ком говорится в предложении?
Подчеркните предложение красной линией.
Разбор предложений идет с опорой на вывод, который дети сделали раньше.
Вывод. По смысловым вопросам (о чем говорится? и что именно говоритcя?) можно выделить предложение в сплошном тексте.
- Прочитайте предложения подчеркнутые красной линией
- Прочитайте предложения записанные синей линией.
- Как вы думаете, какое предложение будет лишним и почему?
- Запишите предложения.
- После записи проводится взаимопроверка. После взаимопроверки дети сообщают о результатах/
- Деформированный текст (неоконченный текст).
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу.
I вариант.
В школьной мастерской дети сделали кормушки для пернатых друзей. Они развесили их на деревьях в парке. Снегири и синички слетелись к кормушкам. Теперь птицам будет не так голодно.
II вариант.
Всё живое замёрзло от стужи. Только иногда потрескивают от мороза деревья.
Детям предлагается прочитать текст. Выясняется, имеет ли текст законченную мысль. Почему рассказ представленный в таком виде, является неполным? Чего здесь недостает? Можно ли догадаться о чем будет рассказ? Читается заголовок, определяется тема и основная мысль. Детям предлагаются два варианта окончания текста. Определив логическую последовательность, выбирается нужный вариант. После разбора текст записывается в тетради. На данном этапе провожу взаимопроверку путем обмена тетрадями. Каждый после проверки докладывает о результатах написания соседа по парте.
- Определение порядка следования смысловых частей по готовому плану.
Неудача.
Вдруг он увидел лису. Она вышла из ельника и поползла к воде. Птицы спокойно кормились и весело разговаривали на своём птичьем языке. Лиса ловко ползла, прижимая острую мордочку плотно к земле. Но птицы заметили её. Они быстро отплыли от берега и улетели. В дни осеннего перелёта птиц охотник вышел к заливу. Там всегда садились дикие утки. Лиса встала, отряхнулась и медленно поплелась к ельнику. Так кончилась её неудачная охота. Вдруг он увидел лису. Она вышла из ельника и поползла к воде.
План | Опорные слова |
1. Утки кормятся в заливе. (1—2) 2. К заливу вышла лиса. (2) 3. Охота. (3—4) 4. Не повезло! (2) | поползла на своём птичьем языке заметили отряхнулась |
- Чтение с доски плана и словаря. Определение примерного
содержания текста по заголовкам и опорным словам (до чтения
текста). - Разбор содержания. Рисование словесных картин к плану.
Определение границ каждой части. Определение примерного
количества предложений в каждой части. - Лексическая и словарно-орфографическая подготовка.
Как показал автор осторожность лисы? Какими глаголами переданы ее движения? (Ловко ползла, медленно поплелась.) Как переданы действия птиц?
- Чтение текста. Пересказ текста.
- Повторное чтение и запись текста.
- Проверка проводится по плану.
- Составление текста по плану-вопросам на тему «Помощь птицам зимой»
1. Составление текста по вопросам.
Вопросы | Схема |
|
а) Прочитать вопросы. Подумайте, о ком или о чем будет рассказ.
- Как звали детей
- Из какого вопроса вы узнали, как звали девочку?
- Почему думаете, что этот рассказ — о воробье?
б) Свободные рассказы детей. Озаглавливание.
2. Чтение текста логопедом. (Перед чтением дается задание:
прослушав текст, ответить, о ком он. Текст читается без заглавия.)
Кто прав?
Это было зимой. Дети насыпали корм птицам. На нитку привязали корку хлеба. Ребята смотрели в окно. Воробей летал, а клюнуть корку не мог. Корку относило ветром. Глеб смеялся, а Таня сердилась. Воробей голодный, а Глебу смешно.
3. Беседа по содержанию текста.
Какой случай описан в рассказе? Почему сердилась Таня? О ком этот рассказ: о детях или о воробье? Кто же из детей прав? Почему не прав Глеб? Как можно озаглавить текст? Почему рассказ назван: «Кто прав?» Сопоставить свои рассказы, составленные по плану-вопросам, с прочитанным текстом; установить, в чем разница.
4. Словарно-офографическая подготовка.
Внимательно прочитать план, обратить внимание на написание трудных слов. Составить (устно) предложения-ответы на вопросы, выделить слова, написание которых может вызвать затруднение. Работа над предложением с союзом а. Запись схемы предложения. (Схемы предложения пишутся напротив вопросов плана. С помощью схем дети составляют предложения при самостоятельной записи изложения.)
5. Повторное чтение текста учителем.
Запись учащимися заглавия и начала рассказа по 1—4 вопросам самостоятельно.
(Ответы на следующие вопросы подготавливаются перед записью коллективно. Перед записью текста пишут в тетради вид работы и заглавие).
6. Проверка работ. Проводится рецензирование работ с опорой на схему.
Этот вид деятельности предполагает определенный уровень развития слуховой и речевой памяти, а также умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.
Перед учителем-логопедом стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». Только усвоив порядок выполнения операций, входящих в состав действия может произойти овладение способом контроля. Производя последовательные действия, ребенок контролирует свои шаги, анализирует, сравнивает полученный результат.
Каждое из предложенных мною заданий имеет коррекционную направленность, т.е. способствует формированию речевых навыков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Волкова Л.С. Логопедия — М. «Просвещение», 1989 г.
- Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. . – М. АСТ – Астрель-Транзиткнига, 2006.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. М.: Аквариум, СП6.: дельта, 1995.
- Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., Просвещение, 1992.
- Елецкая Е.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко С. И. Организация работы на школьном логопункте. М., 1991.
- Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма //Принципы и методы коррекции нарушений речи. –СПб.: Образование, 1997.
- Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. М., 2004
- Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. – М. АСТ – Астрель-Транзиткнига, 2005.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- СПб.: Речь, 2003.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С.-П., 2001.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
- Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1993.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С.-П., Стройлеспечать, 1995.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., ВЛАДОС, 1995.
- Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. М., Просвещение, 1972.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)
Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...
Развитие навыков самооценки и самоконтроля обучающихся среднего звена через регулятивные УУД в рамках проектной технологии.
Данная статья даёт понятие о приёмах развития самооценки у обучающихся....
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы
В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...
Работа с деформированным текстом 6 класс
Конспект урока для специальной (коррекционной) школы, 6 класс: Работа с деформированным текстом....
«Развитие навыка чтения и творческого потенциала личности школьника с ОВЗ в процессе работы над выразительными средствами языка»
laquo;Развитие навыка чтения и творческого потенциала личности школьника с ОВЗ в процессе работы над выразительными средствами языка» Учить детей языку – это значит учить...
Карточка №2. Работа с деформированным текстом
Работа с деформированным текстом...