Дифференциация С-Ш
план-конспект урока на тему

Голубкова Виктория Александровна

Данный конспект занятия предназначен для логопедической группы 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon differentsiatsiya_s-sh.zip2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цель: закрепить навык учащихся правильно произносить и различать звуки С – Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить соотносить звуки/буквы с моделями;
  • Учить слышать и различать звуки по моделям и артикуляции;
  • Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого и одноклассников;
  • Обогащать словарь учащихся словами со звуками [с]-[ш], и грамматические формы речи.

Коррекционные:

  • Уточнить и сравнить артикуляцию звуков[с]- [ш];
  • Закрепить правильное произношение звуков [с]-[ш] в речи;
  • Дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развивающие:

  • Способствовать совершенствованию речевого дыхания;
  • Развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
  • Развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  • Развивать внимание, память, логическое  и ассоциативное мышление, пространственную ориентацию;
  • Развивать и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль;
  • Воспитывать желание активно работать на занятии.

Оборудование: индивидуальные зеркала, профили звуков [с], [ш], слоговые таблицы на дифференциацию звуков [с], [ш], карточки с заданием (перфокарты), презентация "Дифференциация звуков [с], [ш]".

План занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Положительный настрой на урок.
  2. Введение в тему.
  1. Основная часть.
  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Пальчиковая зарядка.
  4. Фонетическая зарядка.
  5. Чтение слоговых дрожек, дифференциация звуков С-Ш.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа над словом.
  8. Работа над предложением.
  9. Итог занятия. Оценивание учащихся.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.   Оргмомент.

1.Положительный настрой на урок.

2.Введение в тему

II.Основная часть.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Артикуляционная гимнастика.

 

3.Фонетическая зарядка.

4.Объявление темы

5.Артикуляция

звуков [ш],  [с].

6.Чтение слоговых дорожек, дифференциация звуков [ш],  [с].

7. Работа над словом.

8. Физминутка.  

9. Работа над предложением.

  • Работа над чистоговоркой

  • Вставь пропущенную букву

  • Вставь слово в предложение.

  • Работа с текстом

Итог занятия

-Ребята, знаете ли вы, какое главное событие происходило в нашей стране?

- Правильно, сейчас они уже завершились триумфальной победой наших спортсменов, но чем мы хуже? Мы тоже отправимся по пути следования Олимпийского огня и побываем в городе, в котором происходили игры.

- В каком российском городе проводилась Олимпиада?

- В какое время года?

- Какие Олимпийские игры?

- Сочи – это курортный город, здравница. Туристы приезжают не только летом, чтобы загореть, отдохнуть, но и зимой, чтобы поправить себе здоровье. Даже зимой деревья не сбрасывают листья, а остаются зелеными. В горах лежит снег и довольно холодно, но на побережье Черного моря нет снега.

- На чем же мы доберемся до Сочи? Какой самый быстрый транспорт используем?

- Все готовы к полету?

В страну белоснежную и очень полезную.

На пути нас ждут большие испытания,

А на финише - победа, радость, знания!

- Руки?

- Ноги?

- Локти?

- Спина?

- Завели моторы!

- Взлетаем!

- Чтобы в воздухе чувствовать себя комфортно выполним дыхательную гимнастику.

  • Вдох через нос – задержим дыхание – выдох через рот (2-3 раза);
  • Вдох через нос – выдох толчкообразными движениями (2 раза)

- Чтобы правильно и красиво говорить нужно сделать зарядку для языка.

- Упражнение для губ:

  • Улыбка
  • Хоботок

- Качели

- Чашечка

- Молодцы.

- Ребята, мы попали в воздушный поток, наш самолет раскачивает. Чтобы полет был нормальный, следите за самолетом. Когда он будет подниматься вверх, произносим звук [ш], а вниз - [с].

-Как вы думаете, ребята, с какими звуками будем сегодня работать?

- Молодцы.

- Как правильно произносить звук[ш]?  

- Как правильно произносить звук[с]?

- Чем  звук [ш] отличается от звука  [с]?

са-ша  ас-аш  су-шу   ус-уш  шас-си

-Ребята, кто из вас внимательный, только ли слоги мы здесь прочитали?

- Что обозначает каждое слово?

- Ребята радист получил радиограмму, а в ней непонятные слова. Помогите расшифровать.

ва  - ва   , кры  а-кры  а, ми  ка-ми  ка

- Наши приключения в воздухе закончились, мы прилетели в олимпийский город Сочи, быстрее взяли лыжи и отправились на трассу.

- На чем мы будем кататься?

- Как называется трасса, если катаются на лыжах?

- Ребята, а это кто?

Произнести чистоговорку хором, затем по одному.

- Ребята, что вы знаете о медведях?

- Медведь не знал, что проводится Олимпиада, звуки выстрелов его разбудили.

- Какой вид спорта представлен на играх стрельбой из винтовки с прицелом?

- Мы сейчас с вами тоже будем соревноваться в биатлоне. Будьте очень внимательны, не зря говорится в русской пословице:

- Приготовили сигнальные карточки.

-апка, -алат, -и-ки, ве-на, -кола, -о-на.

- Как называется вид спорта, когда на лыжах прыгают с высокой крутой горы?

- Давайте примем  и здесь участие. Будем прыгать высоко, лететь далеко, а при приземлении выполним задание.

Сладко спит в берлоге …миска,

На столе с салатом …мишка.

Положили в плошку … каску,

Надевал пожарный …кашку.

На лицо надета … Машка,

Имя нашей кошки …маска.

- Вот и пришло время возвращаться домой. На каком виде транспорта?

- Чтобы попасть на самолет выполним индивидуальное задание, закрепим полученные знания при различии звуков [ш],  [с].

- Молодцы, все выполнили правильно. Вот и мы пришли к финишу. Победа, радость знания присутствовали рядом с нами все занятие?

- Чему учились сегодня?

- Спасибо за занятие.

- Олимпийские игры.

- Олимпийские игры проводились в городе Сочи.

- Зимой.

- Зимние.

- Мы полетим в город Сочи на самолете.

- Да.

- На месте!

- На месте!

- У края!

- Прямая!

- Завели!

- Будем различать звуки [ш],  [с].

- Когда мы произносим звук [ш] губы-округлые, зубы сближены, язык-за верхними зубами, воздушная струя теплая и широкая.

-  Когда мы произносим звук [с] губы-округлые, зубы сближены, язык-за верхними зубами, воздушная струя теплая и широкая.  

- Звук [ш] отличается от звука  [с] подъемом языка вверх.

- Среди слогов есть слова Саша, сушу, шасси.

Объяснения детей.

- Мы будем кататься на лыжах.

- Лыжная трасса.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

- Зимой медведь спит в берлоге, просыпается только тогда, когда будет для него  пища.

- Этот вид спорта называется биатлон.

- Поспешишь – людей насмешишь.

-Этот вид спорта называется прыжки с трамплина.

- Возвращаться домой будем на самолете.

- Различать звуки [ш],  [с].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...