Дифференциация звуков и букв Ц - Ч
план-конспект занятия по теме
Логопедическое занятие с группой обучающихся 3, 4-го классов в количестве четырёх человек с логопедическим диагнозом: системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью лёгкой степени, дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (один обучающийся с системным недоразвитием речи, обусловленным умственной отсталостью средней степени, сложной формой дисграфии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_ts_-_ch.docx | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Автор занятия: Тимофеева Светлана Юрьевна, учитель – логопед МБОУ «СОШ № 5» г. Кировска
Предмет: логопедия, комбинированное групповое занятие
Тема: Звуки [Ч’] - [Ц] и буквы «Ч», «Ц»
Продолжительность: 1 занятие, 40 минут
Класс: группа обучающихся 3, 4-го классов в количестве четырёх человек с логопедическим диагнозом: системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью лёгкой степени, дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (один обучающийся с системным недоразвитием речи, обусловленным умственной отсталостью средней степени, сложной формой дисграфии).
Технологии: мультимедиа – презентация «Звуки [Ч’] - [Ц] и буквы Ч, Ц» с гиперссылками, готовый электронный продукт (логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»), ресурсы сети Интернет (картинки).
Аннотация: данное занятие проводится в соответствии с рабочей программой «Коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания», из раздела «Дифференциация согласных смешиваемых звуков». В ходе занятия обучающиеся уточняют и расширяют знания о характеристике звуков, определяют наличие заданного звука и его место в словах, актуализируют словарь по теме «Признаки весны», закрепляют изученные правила правописания гласных после шипящих «ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ».
Подробный конспект | |
Цель занятия | Уточнить и расширить знания детей по дифференциации звуков [Ч’] – [Ц] изолированно, в слогах, в словах и правильно обозначать их на письме. |
Задачи занятия | Образовательные:
Коррекционные:
Воспитательные:
развитие функции контроля и самоконтроля. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий, наглядные, игровые, словесные методы и приёмы обучения. |
Время реализации занятия | 40 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе занятия | В ходе занятия обучающиеся уточняют и расширяют знания о характеристике звуков, определяют наличие заданного звука и его место в словах, актуализируют словарь по теме «Признаки весны», закрепляют изученные правила правописания гласных после шипящих «ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ». |
Необходимое оборудование и материалы | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, символы для характеристики звуков, зеркала (на каждого ребёнка), мяч резиновый, колечки «су-джок», мячи – «ёжики», тетради, ручки. |
Дидактическое обеспечение занятия | Мультимедиа - презентация, план-конспект занятия, CD-диск с коррекционной логопедической программой «Игры для Тигры» |
Список учебной и дополнительной литературы |
|
Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников. | |
Мотивация учащихся | - Пришло письмо с сюрпризом. Увидеть его мы сможем, выполнив правильно все задания. |
I. Организационный момент. Развитие сукцессивных функций | - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Прочитайте слова на экране. (Слайд №2)
- Какое время года по календарю? (Весна). (Слайд №3) - Какое время года было перед весной? (Зима). (Слайд №4) - Какое время года настанет после весны? (Лето). (Слайд №5) -Какое время года наступает после лета, но перед зимой? (Осень). (Слайд №6) - Назовите все времена года по порядку. |
II. Основная часть. |
Логопед: - К нам пришло письмо. Чтобы узнать от кого, отгадайте, пожалуйста, загадку. Я раскрываю почки в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня…(Весна). - Правильно, письмо от весны с заданием собрать разрезную картинку. В ходе занятия я буду выдавать по одной детали разрезной картинки за каждое правильно выполненное задание, а в конце мы сложим и увидим, что у нас получилось. - Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май). (Слайд №7) Если дети затрудняются в ответах, логопед читает стихотворение: Идёт матушка – Весна, Отворяй-ка ворота. Первым март пришёл – Белый снег сошёл. А за ним и апрель Отворил окно и дверь. А уж как пришёл май – Солнце в терем приглашай! - Какие изменения в природе и жизни животных происходят с приходом весны. (Солнце теплее греет, снег тает – появляются проталины, сосульки тают – звенит капель, лёд на реке становится тоньше, на деревьях набухают почки, возвращаются перелётные птицы). - Каких перелётных птиц вы знаете? (Ласточки, скворцы, грачи,…) |
- Вот и к нам прилетели две птицы. Логопед загадывает загадки: Всех перелетных птиц черней, «Из дальних стран вернулся я, Чтоб вас порадовать, друзья. Весна пришла! Зиме – конец!» - Пел у скворечника…(Скворец). - Какой последний звук в слове «грач»? [ Ч’] - Какой последний звук в слове «скворец»? [ Ц] - Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии? [Ч’] и [Ц]. - Какими буквами обозначаются эти звуки? «Ч» и «Ц» - Какая тема занятия? -Тема нашего занятия: «Различай звуки [Ч’] – [Ц] и буквы «Ч» - «Ц». Дети записывают в тетрадях кратко «ч – ц». - Вспоминаем, как пишутся буквы «Ч», «Ц». Прописная «ч» похожа на летящую чайку. - Буква Ц! Такая цаца! Мастерица наряжаться, Цепи ценные носить, как царица в них ходить! Логопед показывает символы букв: ч – в виде чайки, ц – в форме цепи. | |
3.Самомассаж лицевых мышц. (Слайд №9) - Чтобы чётко произносить звуки, выполним массаж лицевых мышц. Смотрим на экран и на меня, вспоминаем направление массажных движений и повторяем. Мы весну встречаем с первыми ручьями. (Поглаживающие движения) Они весело бегут, звонко песенку поют. Первые капели в полдень зазвенели. (Постукивающие движения) Стал мороз весною слаб, снегу жарко: кап, кап, кап. Шлёпаем по лужам после зимней стужи. (Похлопывающие движения) Каждый год весной потоп. Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп. Льдинки звонкие разбились и поплыли по реке, (Зигзагообразные движения) И серёжки распушились на осине и ольхе. Землю солнышко согрело, и трава зазеленела. (Поглаживающие движения) День весенний стал длиннее, небо ярче и синее. Обогрела всех весна, пробудился лес от сна. (Спиралевидные движения) Все, кто спал, весной проснулись. Птицы с юга к нам вернулись. Логопед читает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками. Дети повторяют движения вместе с ним. | |
4.Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков [Ч’] и [Ц]. (Слайд №10) - Возьмите зеркала. Произносим поочерёдно звуки [Ч’] и [Ц], рассмотрим положение артикуляционных органов в момент произнесения и дадим характеристику этим звукам. - Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [Ч’]? Звук [Ч’] – сложный, он состоит из двух простых звуков - [Т’] и [Щ’]. Звук [Ч’] - губы округлены (○), слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх (↑). Он вначале образует смычку-преграду (→|) с передней частью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму «чашечки». Голосовые складки не работают, голоса нет. Воздушная струя тёплая (≈), быстрая, толчкообразная (●). Звук [Ч’] – согласный, так как есть преграда – язык, глухой, мягкий. Звук произносится быстро, его нельзя тянуть. - Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [Ц]? Звук [Ц] – сложный, он состоит из двух простых звуков - [Т] и [С]. Звук [Ц] - губы улыбаются ( ). Кончик широкого языка упирается в нижние передние зубы (). Передняя часть спинки языка вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Голосовые складки не работают, голоса нет. Воздушная струя быстрая (●), холодная (≈), направлена вниз по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [Ц] - согласный, так как есть преграда (→|) – язык, глухой, твёрдый. При объяснении дети показывают символы (для характеристики звуков). Для проверки эти символы появляются на экране. В тетрадях записывают таблицу со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков. | |
5. Сравнение звуков [Ч’] – [Ц] по таблице. (Слайд №11) - По таблице на экране и в тетрадях определяем общее: губы округлены, язык образует преграду, нет голоса, струя воздуха – быстрая, толчкообразная (символы →|, ≈, ●) и разницу: при произнесении звука [Ч’] губы округлены, воздушная струя тёплая; у звука [Ц] – губы в улыбке, воздушная струя холодная. Символы меняем на слова «согласный, глухой, сложный». Символы различия оставляем. «Поезд мчится, и пыхтит, И колёсами стучит: Ч – Ч – Ч – Ч» (быстро произносим). Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц». - Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка, Ц – Ц – Ц! (быстро произносим). | |
По дороге долго, долго, (Маршируют.) Взявшись за руки, мы шли (Берут друг друга за руки.) Усидеть весною дома (Руки на пояс.) Мы с друзьями не смогли. Светит солнце ярко, ярко, (Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук.) От цветов пестреет луг, (Хлопают в ладоши.) В небе радуга, как арка, (В воздухе рисуют радугу.) Из семи лучистых дуг. | |
- Проговариваем чистоговорки. Слушаем, читаем и повторяем. (Слайд №12) ЧА – ЧА – ЧА - нос-то чёрный у грача. ЧУ – ЧУ – ЧУ - каши гречневой хочу! ЧУ – ЧУ – ЧУ - вот тебе я покричу! ЧО – ЧО – ЧО – греет солнце горячо. ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица яйцо. ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – летят на юг скворцы. ЦУ – ЦУ – ЦУ – дали нам по огурцу. ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – мы помыли огурцы. ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – много зёрен в огурце. | |
| |
«Перевёртыши». - Я буду бросать мяч, называя слоги, слова. Вы мне его возвращаете, меняя звук [Ц] на [Ч’] или [Ч’] на [Ц]. Ча - …, цо - …, цу - ... ,чи - …, ац - …, уч - …, оца - …, ачу - …,уцу -….
«В стране гномов» - Я буду бросать мяч, называя слова. Вы возвращаете его, проговаривая те же слова в уменьшительно-ласкательной форме. Овца – овечка, крыльцо - …, кольцо - …, пуговица - …, рукавица - …, луковица - …, водица - …, страница - …, теплица - …, птица - …, синица - …, палец - …, птенец - …, заяц - …, огурец - …, цветок - … . | |
Логопед читает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками, используя колечки «су-джок», мячики «Ёжики». Дети повторяют движения вместе с ним. Упражнение «Птенцы» (нанизывают колечки на пальцы, растирают, начиная с кончиков, последовательно соединяют все пальцы правой руки, левой руки с большим пальцем, поочерёдно загибают и разгибают пальцы, начиная с большого, и наоборот). Птичек мы окольцевали, Наблюдали, узнавали, Улетев, в какие дали, Где морозы переждали, Что пернатые клевали, Гнёзда, где свои свивали, Где вы яйца отложили, Как вы бури пережили, Сколько вы, в конце концов, В гнёздах вывели птенцов? Клювы из гнезда торчат, Птенчики в гнезде пищат: «Где же мама, где же папа? Почему к нам не летят?» Упражнение «Колючий ёж» (катают мячик между ладонями, с тыльной стороны) Я мячом круги катаю, Взад – вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. | |
Дифференцированный подход |
- Паровозик и щётка приготовили для вас картинки, они будут появляться на слайдах. Вы называете картинку, определяете какой звук в названии ([Ч’] или [Ц]) и где он находится (в начале, середине или конце слова). Запишите в тетрадях в столбик под соответствующей буквой. Запомни: ча – ща пишут с «а», Чу – щу – только с «у»! Один обучающийся со сложной формой дисграфии работает на компьютере по программе «Игры для Тигры», выполняя аналогичные задания, но на более простом речевом материале и в игровой форме. Игры «Четвёртый лишний», «Поезд». |
III. Итог занятия | - Наше занятие подходит к концу. Вы отлично справились со всеми заданиями. Давайте из частей разрезной картинки составим целую. Что получилось? Дети выкладывают изображение весны. - Вы меня порадовали. И я хочу вас похвалить и угостить чем-то вкусным, в названии которого тоже есть звук [Ч’]. Угадайте. В гости к нам приехал пупс, Под названьем …(Чупа – чупс!) (Слайд № 27) |
Рефлексия деятельности на занятии | - Какие звуки мы сегодня сравнивали на занятии? - Чем они похожи и чем отличаются? - О каком времени года мы говорили? - Назовите приметы весны. - Что вы сегодня узнали на занятии? - Какое задание вам понравилось? |
Домашнее задание | Раскрасить картинки перелётных птиц. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://tajine.ru/chaynik-bordoviy-91010038060000-le-creuset.html - чайник http://forum.myrybinsk.ru/attached_img/171209.jpg - рукавицы http://ugabuga.ru/files/monsters/drev_mif/bochka2.jpg - бочка http://aquadomik.ru/wp-content/uploads/2009/11/raspisnaya-cherepaha.jpg - черепаха http://baikal24-sport.ru/public/images/upload/image1382938740372.jpg - кольца http://www.photoshop.kulichki.net/lessons/photofx/37/final.jpg - мяч http://storage.azh.kz/archive/5008/fd/72/a85f88/78/75/030/000/photos/3867305010.jpg/full.jpg- солнце http://akak.ru/recipes/pictures/000/001/820_big.jpg - очки http://img.second.by/u2/lots/30086/55069899575479_480.jpg - огурцы http://www.motto.net.ua/pic/201209/1600x1200/motto.net.ua-8461.jpg - цветы http://900igr.net/datai/literatura/Blok-Aleksandr/0012-008-Svecha.jpg - свеча http://images.colourbox.com/thumb_COLOURBOX6045896.jpg - индеец http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kluc.html - ключ http://uralpolit.ru/sites/fedpress/files/daktry/news/ciplyata.jpeg - цыплята http://www.tourblogger.ru/sites/default/files/tournews/anons/winter_0078.jpg - зима http://www.newizv.ru/images/photos/big/20080318105259_grach_B.gif - грач http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/434/94434198_535.jpg - скворец http://slovco.in/images/bukva_ch.png - буква «ч» http://yahooeu.ru/uploads/posts/09/05/01/24/yahooeu_ru_20.jpg - буква «ц» http://detkivkletke.ru/wp-content/uploads/2011/04/85acd8b597ddt.jpg - паровозик http://caricatura.ru/parad/euro/pic/21412.jpg - цапля http://900igr.net/data/tsvet-i-forma/Zvuki-tuk.files/0006-009-Kolokolchik-zvenit-DIN-DIN.jpg - колокольчик http://www.o-prirode.com/photo/37-0-2569 - лето http://discovery-ru.livejournal.com/pics/catalog/273/4895 - карамель (чупа – чупс) |
В помощь учителю | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Использование мультимедиа презентаций в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем по дифференциации звуков. Яркие картинки, анимация привлекают внимание учащихся и поддерживают интерес к упражнениям на протяжении всего занятия. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Данная презентация используется на последующих этапах по дифференциации звуков «Ч» - «Ц» в словосочетаниях, предложениях и текстах, выборочно некоторые слайды – при изучении лексических тем «Зима», «Лето», «Осень», «Перелётные птицы». Подобные презентации целесообразно применять при изучении различных дифференциаций звуков (гласных – согласных, твёрдых – мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Дифференциация звуков и букв У-О
Логопедическое занятие для учащихся вторых классов с использованием специальных ЭОР,воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске....
Групповое занятие"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"
В занятии дифференцируются звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах, предложениях....
«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»
Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи....
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв с - з" (обобщающий урок)
Представлен план-конспект группового занятия в коррекционном 4 классе VII вида ....
"Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях" 2 класс
Конспект открытого логопедического урока по теме " Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях "...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»
Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...