Проект "Развитие сотрудничества и общения со взрослыми у ребенка раннего возраста в условиях детско-родительской группы».
методическая разработка по психологии по теме
Данный материал представлен на Ярмарке инноваций в 2009 году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В аспекте проведения психокоррекции можно выделить основные часто встречающиеся проблемные позиции у родителей :
Самообвинение и обвинение, направленное вовне.
Обе позиции несут разрушительный компонент. Перед психологом стоит задача помочь понять несубъективный характер
возникшей проблемы, осознать бессмысленность затрат на поиск виноватых, помочь направить энергию на решение проблемы;
Борьба с болезнью.
Нужно уберечь родителей от ожидания сиюминутного результата. Донести до родителей, что потребуются настойчивые усилия родителей, специалистов,
чтобы добиться позитивных сдвигов. Если это не осознать ,то борьба с проблемой может стать борьбой с ребенком (мамы срываются ,кричат, имеют место вспышки агрессии и т.д.)
Психолог помогает матери занять конструктивную позицию : «Я знаю ,что моему ребенку со временем будет лучше, я помогаю, я поддерживаю, я его опора.» Эта позиция неагрессивна, милосердна, способна выдержать испытание временем.
Желать многого, но уметь радоваться малому.
Психолог объясняет родителям, что при задержках развития и других аномалиях даже небольшие сдвиги в развитии могут быть ключевыми и служить залогом будущих скачков. Мать должна сравнивать своего ребенка только с самим собой. Данная позиция не только грамотна в психокоррекционном плане , но одновременно является источником положительных эмоций для всей семьи.
Здоровье мамы является залогом выздоровления ребенка.
Тяжелый груз, связанный с болезнью ребенка, нередко служит причиной дезадаптации матери , в ряде случаев приводит к психосоматическим патологическим состояниям. Поэтому многие из них нуждаются не только в консультации психолога, но и в медицинской помощи. Важная задача психолога сконцентрировать внимание матери и на своем здоровье.
Предварительный просмотр:
Личностные характеристики матери ребенка с особыми
потребностями.
В аспекте проведения психокоррекции психолог обращает дополнительное внимание на состояние матери, так как во многом успешность коррекционного процесса зависит от позитивного влияния близкого взрослого. Проблемный ребенок –это хронический стресс , который истощает и невротизирует семью.
Для эффективной терапии представляется весьма важным оценить, к какому типу личности относится мать :
Зависимые.Характерна повышенная тревожность, ипохондрики, трудности в принятии решения,склонны тщательно планировать свое поведение,на конфликт реагируют интрапунитивно,т.е. испытывают чувство вины или увеличивают социальную дистанцию.Часто снижено настроение, больше других реагируют на стрессы, нуждаются в дружеских контактах. Такие мамы не являются ведущими в диаде,занимая зависимое положение, усугубляя состояние ребенка.Нуждаются в обучении приемам снятия стресса, релаксации, им нужно вселять уверенность ,оптимизм);
Стеничные (импульсивные и доминантные)- для ИМПУЛЬСИВНЫХ характерно повышенное настроение, большое количество планов, характерен повышенный уровень активности, переоценка своих возможностей и недооценивают тяжесть состояния ребенка, способность планировать свои действия снижена, снижен контроль, их контакты с миром поверхностны, но вместе с тем безграничный оптимизм «импульсивных» оказывает положительное влияние на ребенка и порождает веру в его возможности и восстановление
для «ДОМИНАНТНЫХ» характерна жесткость во взаимоотношениях с ребенком, тяжесть состояния ребенка недооценивается, недостатки своего ребенка видят более серьезными ,чем другие люди; часто борются с ситуацией ,которая их не устраивает, обвиняя при этом окружающих. Свою активность направляют на многочисленные обследования, изучают медицинскую литературу.
Индивидуалистичные. Погружены в мир собственных переживаний, матерей этого типа характеризует нарушение контактов, внутренняя напряженность, пессимизм, ориентировка только на собственные внутренние критерии неблагоприятно сказываются на реабилитационном процессе. Часто такие матери неспособны поставить себя на место другого, в связи с этим нарушается адекватное эмоциональное реагирование. Психокоррекционные мероприятия по отношению к такой маме должны быть направлены на увеличение эффективности деятельности адаптационных механизмов : медикаментозная терапия, консультирование, релаксационные мероприятия снижают уровень эмоционального напряжения. Психолог должен постоянно подчеркивать положительные сдвиги ребенка , поощрять развитие положительной самооценки.
Предварительный просмотр:
Психолог встречает детей группы, предлагая им пройти в помещение. Когда все дети собрались к определенному времени звонит колокольчик. Педагог нараспев проговаривает (3-4 раза) «Колокольчик звонит. Собираться всем велит». Дети собираются на коврик в кружок (при помощи взрослых).
Приветствие: пение приветственной песенки-потешки:
1.Здравствуй Митя (2 раза)наш дружок, (2 раза)
2. Звонкий колокольчик (2 раза)
динь-динь-дон (2 раза).
Педагог поет поочередно каждому из сидящих в кругу детей песенку-потешку. На 1 куплете педагог звенит колокольчиком, здоровается за руку с каждым ребенком, а на 2 куплет передает колокольчик ребенку (ожидается что ребенок также позвенит колокольчиком в ответ)
Педагог здоровается и с каждым из сопровождающих ребенка родителем по имени. «Здравствуйте Петя и мама Таня».
Зарядка:
Хома, хома, хомячок | Все маршируют на месте, высоко поднимая колени. |
Полосатенький бочок | Поглаживают себя по бокам. |
Хома рано встает | Потягиваются на носочках, руки поднимают вверх |
Щечки моет, | Руками потирают щечки. |
Шейку трет. | Трут руками шею. |
Подметает хома хатку. | Взмахи двумя прямыми руками одновременно влево- вправо. |
И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять. | Все маршируют на месте, высоко поднимая колени. |
Хома сильным хочет стать. | Показывают силу, сжимая кулаки и сгибая локти. |
Игра на взаимодействие: «Прятки».
Поочередно набрасываем платочек на детей или на мам(если ребенок боится, то платочек может быть прозрачным) ,все поют песенку и хлопают в ладоши: «Нет Пети нет, нашего Пети нет ,песенку споем ,Петю позовем.Петя,Петя!»Пока песенка не закончилась ,ребенок сидит под платочком. Все радуются появлению ребенка.
Игра на музыкальных инструментах.
Пока звучит музыка, исполняемая педагогом, дети играют на музыкальных инструментах: громкая музыка –дети играют громко, тихая –играют тихонько.
Песенка Е.Железновой « Автобус» .Раздаются « билеты» - разноцветные прищепки ,ребенок выбирает прищепку определенного цвета или называет цвет той, которую берет. Сажаем на стульчики игрушки,им тоже можно дать «билеты». Слова «бип-бип» сопровождаем ударом по бубну.
Игра в кругу: «Мы гуляли далеко…»
Встаем в хоровод вместе с мамами.
Мы гуляли далеко. Расходимся.
Мы гуляли близко. Сходимся.
Мы летали высоко. Поднимаем руки вверх.
Мы летали низко. Опускаем руки вниз.
Хоровод.
Песенка «Летняя (под музыку «Жили у бабуси два веселых гуся»).
Дети, взявшись за руки вместе с родителями, встают в хоровод, выполняют движения, имитирующие действия слов песни.
Обсуждение летнего отдыха детей, кто где отдыхал и что там видел.
Творчество.
После обсуждения психолог, хлопая в ладоши в такт словам, говорит: «Раз и два, раз и два вот и кончилась игра»,
Все дети приглашаются за стол творчества. Аппликация – «Лето» (деревня, море) – каждый из детей разукрашивает вырезанную фигуру животного, человека, дерева, домика(могут намазать клеем, посыпать крупой) – затем на большом ватманском листе делается общая аппликация).
,Прощание.
Задувание свечки в тишине при назывании педагогом имени ребенка. «До свидания Петя.» Пете подносится свеча и ребенок задувает ее. После называния имен всех присутствующих детей, все берутся за руки, образуя круг, и говорят: «До свиданья, до свиданья с вами было хорошо. До свиданья, до свиданья приходите к нам еще». Все машут друг другу и расходятся.
Задание на дом: принести летние фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы городского Центра развития ребенка раннего возраста на 2011-2012 учебный год
ТЕМА: « Современные подходы к воспитанию детей раннего и младшего возраста»Цель: Научно - методическое обеспечение обновления воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.Задачи...
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ...
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком раннего возраста с ОВЗ.
Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 1 г. 11 мес. с ДЦП, ЗПРР (грубая задержка, доречевой период, дизартрический синдром). Девочка инертна, с низким уровнем развития зрительно-моторн...
Роль игры в развитии ребенка раннего возраста
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и ...
Презентация " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"
Презентация экспериментальной работы " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"...
Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка.
Обследование уровня нервно-психического развития детей. Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование в Доме ребенка проводится на основе диагностики нервно-психического дете...
Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...