Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
статья по психологии
В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_usloviyam_dou.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование психологического здоровья у детей раннего возраста. Обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в ДОУ.
Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в ДОУ.
Гармоничное развитие — это:
— наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
— возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
— наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
— сформированность основных возрастных новообразований (см. Приложение);
— возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных функций.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.
Главные критерии психологического здоровья:
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:
— Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон), позитивное восприятие окружающего мира.
— Успешное прохождение возрастных кризисов.
— Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и образовательному учреждению).
Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.
Психологическое здоровье, в том числе ребенка, основывается на совокупности личностных новообразований. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.
Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка (они достаточно условны).
1. Креативный уровень (творческий, созидательный).
Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций.
2. Адаптивный уровень.
Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья. Это – группа относительного риска и представляет средний уровень психологического здоровья.
3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень.
Это низкий уровень психологического здоровья. (Налицо непосредственно нарушения психологического здоровья).
Рассмотрим понятия ассимиляции и аккомодации.
Для детей с преобладанием процессов ассимиляции характерна наступательная позиция.
Они впоследствии стремятся, во что бы то ни стало, изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффектированных капризах.
Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам, в ущерб своим желаниям и возможностям. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Они часто пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем усугубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.
Классификация нарушений психологического здоровья (в зависимости от времени появления и содержания внутреннего конфликта)
В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.
Преобладание ассимилятивного поведения (стиль активный) | Преобладание аккомодативного поведения (стиль пассивный) |
Младенчество. Переход к раннему возрасту. Чувство незащищенности, небезопасности. | |
Защитная агрессивность Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира. Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству. | Страхи Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность. Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни. |
Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости. | |
Деструктивная агрессивность Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций. Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль. | Социальные страхи Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации). |
Переход к младшему дошкольному возрасту. Дошкольный возраст. Чувство одиночества, покинутости, стремление к близости. | |
Демонстративная агрессивность Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии. Цель – привлечь к себе внимание. Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду. | Замкнутость, уход в себя Причина – та же. Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание; в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. |
Рассмотрим представленные в таблице нарушения психологического здоровья.
Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.
Рассмотрим нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном — социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае — стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма — разрушение чего-либо.
Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности — привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.
Факторы риска нарушения психологического здоровья.
Говоря о нарушении психологического здоровья, необходимо ответить на вопрос, а какие же условия приводят к такому нарушению? Что становится факторами риска?
Риск может исходить извне (это объективные, или средовые, факторы) и изнутри (субъективные, или индивидуально-личностные, факторы).
Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы, так как с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки.
Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы: семейные и связанные с детскими учреждениями.
Психологическая безопасность ребенка
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребёнка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надёжной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребёнка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние источники угрозы психологической безопасности
Физические:
- неблагоприятные погодные условия;
- недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребёнка на свежем воздухе;
- нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
- несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь – отсутствие режима проветривания;
- враждебность окружающей ребёнка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребёнка.
Социальные:
- манипулирование детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности – это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
- межличностные отношения детей с другими детьми. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребёнка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов;
- интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей,
однообразие будней;
- неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребёнком со стороны взрослых;
- отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребёнка
могут быть:
- сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения – в результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно – взрослыми;
- осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности – это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть;
- отсутствие автономности – прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно;
- индивидуально-личностные особенности ребёнка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания;
- патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т.п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребёнка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий – проще говоря, когда взрослые обманывают ребёнка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придёт, и малыш находится в состоянии напряжённого ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмётся» к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышении тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения (только в том случае, если они не наблюдались ранее).
Целесообразно использовать следующие оздоровительные рецепты, которые помогут ребёнку в случае угрозы психологической безопасности – это растения, помогающие организму приспособиться к вредным воздействиям физической, химической, биологической природы, а также к непривычным условиям окружающей среды. Их применение должно быть включено в лечебно-профилактическую программу. Ниже говорится о двух из них (использование других согласуйте с врачом дошкольного учреждения):
а) элеутерококк – применять его в течение 1 – 2 месяцев по 3 раза в день с третьим блюдом (из расчёта – по капле на год жизни); значительно снижается заболеваемость ОРВИ и гриппом;
б) шиповник – повышает устойчивость организма к охлаждению 30 – 40 сухих плодов заливают стаканом кипятка и кипятят 5 – 7 минут. Отвар процеживают, охлаждают. Рекомендуется пить по полстакана ежедневно в течение месяца.
Натуропатию называют разумным поведением в отношении здоровья. Её главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Натуропатия поддерживает эти усилия организма. Основные её средства – лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры. Они успешно применяются в программах реабилитационного периода и как профилактические для детей, страдающих хроническими заболеваниями.
Рекомендуется:
- при повышенной тревожности, стрессовом состоянии в период адаптации добавлять в пищу витамины группы В (по согласованию с врачом), давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику и влажные обтирания;
- при заболеваниях органов дыхания (бронхитах, длительном кашле) исключить молоко и молочные продукты, сладости, в том числе и сдобные булочки, делать специальные дыхательные упражнения, надувать по два воздушных шарика ежедневно, массировать спину, ставить горячий и холодный компрессы на спину и верхнюю часть груди, включать в рацион чесночные гренки (горячие ржаные тосты, намазанные чесночной пастой);
- при аллергических реакциях на пыльцу растений исключить молочные продукты, давать больше витамина С (по согласованию с врачом), промывать глаза и нос дистиллированной водой;
- при насморке исключить молочные продукты и сладости, давать есть чеснок (чесночные гренки), пить тёплые фруктовые соки, увеличить употребление витамина С (по согласованию с врачом);
- при простуде исключить продукты, содержащие крахмал, молоко, сахар. Поить тёплыми фруктовыми соками, травяным чаем. Увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).
Приложение
Раннее детство. Новообразования.
Центральные новообразования:
- Овладение прямохождением;
- Овладение речью;
- Овладение предметной деятельностью (с помощью соотносящих и орудийных действий).
Познавательные процессы:
Восприятие
впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Все высшие психические функции этого возраста развиваются на основе восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
Мышление
- Основная форма мышления – наглядно-действенное;
- Начинают формироваться первые элементы наглядно-образного;
- Формируются обобщения в мысленном плане;
- Начинает формироваться знаковая функция сознания.
Память
- Доминирует непроизвольная память;
- Интенсивное развитие двигательной и эмоциональной памяти.
Воображение
- Впервые появляется возможность представления;
- Первые собственные сочинения (сказки, истории).
Самосознание
- Ребенок узнает себя на фото, в зеркале, пользуется своим именем в общении;
- Начинает осознавать себя как личность;
- Изменение отношения ребенка к взрослому (стремление к автономии и противопоставлении своих желаний требованиям взрослых).
Литература
- Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999г.
- Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006г.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: Генезис, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В декабре 2012г. я закончила обучение на курсах повышения квалификации " Ранняя медико-психолого- педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии." Это моя выпускная работа....
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
Анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение"
Проверка готовности ребенка к школе...
Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения
Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...
Эффективные технологии сопровождения ребенка с РАС в условиях образовательного учреждения.
Детям с расстройствами аутистического спектра необходимы адекватные условия, способствующие формированию социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации и ориентац...
Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников
Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...