Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
статья по психологии

Королева Наталья Александровна

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_k_usloviyam_dou.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование психологического здоровья у детей раннего возраста. Обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в ДОУ.

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в ДОУ.

Гармоничное развитие — это:

наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;

— возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

— наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;

— сформированность основных возрастных новообразований (см. Приложение);

— возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных функций.

Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

Главные критерии психологического здоровья:

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:

Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон), позитивное восприятие окружающего мира.

— Успешное прохождение возрастных кризисов.

Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и образовательному учреждению).

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Психологическое здоровье, в том числе ребенка, основывается на совокупности личностных новообразований. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка (они достаточно условны).

1. Креативный уровень (творческий, созидательный).

Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций.

2. Адаптивный уровень.

Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья. Это – группа относительного риска и представляет средний уровень психологического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень.

Это низкий уровень психологического здоровья. (Налицо непосредственно нарушения психологического здоровья).

Рассмотрим понятия ассимиляции и аккомодации.

Для детей с преобладанием процессов ассимиляции характерна наступательная позиция.

Они впоследствии стремятся, во что бы то ни стало, изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффектированных капризах.

Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам, в ущерб своим желаниям и возможностям. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Они часто пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем усугубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.

Классификация нарушений психологического здоровья (в зависимости от времени появления и содержания внутреннего конфликта)

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Преобладание ассимилятивного поведения (стиль активный)

Преобладание аккомодативного поведения (стиль пассивный)

Младенчество. Переход к раннему возрасту. Чувство незащищенности, небезопасности.

Защитная агрессивность

Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.

Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.

Страхи

Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.

Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.

Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости.

Деструктивная агрессивность

Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.

Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Социальные страхи

Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Переход к младшему дошкольному возрасту. Дошкольный возраст.

Чувство одиночества, покинутости, стремление к близости.

Демонстративная агрессивность

Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Цель – привлечь к себе внимание.

Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Замкнутость, уход в себя

Причина – та же.

Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;

в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

Рассмотрим представленные в таблице нарушения психологического здоровья.

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Рассмотрим нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном — социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.                                                                                                                                               Детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае — стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма — разрушение чего-либо.                                

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности — привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

Факторы риска нарушения психологического здоровья.

Говоря о нарушении психологического здоровья, необходимо ответить на вопрос, а какие же условия приводят к такому нарушению? Что становится факторами риска?

Риск может исходить извне (это объективные, или средовые, факторы) и изнутри (субъективные, или индивидуально-личностные, факторы).

Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы, так как с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки.

Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы: семейные и связанные с детскими учреждениями.

Психологическая безопасность ребенка

        Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье»  и  «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние,     когда обеспечено успешное психическое развитие ребёнка и                  адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

        Само содержание понятия «безопасность»  означает отсутствие опасностей или возможность надёжной защиты от них.  Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными,            дестабилизирующими жизнедеятельность ребёнка, угрожающими развитию    его личности.

        Предусмотреть возникновение  опасности довольно сложно.  В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации      угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении.  Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь  эффективной.

        Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы:  внешние и внутренние.

        Внешние источники угрозы психологической безопасности

        Физические:

  1. неблагоприятные погодные условия;
  2. недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребёнка на свежем воздухе;
  3. нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
  4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь – отсутствие режима проветривания;
  5. враждебность окружающей ребёнка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребёнка.

Социальные:

  1. манипулирование детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности – это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
  2. межличностные отношения детей с другими детьми.  Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления.  В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребёнка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую  также нет должной реакции педагогов;
  3. интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за  нерационально  построенного   режима  жизнедеятельности  детей,

               однообразие будней;

  1. неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребёнком со стороны взрослых;
  2. отсутствие понятных ребёнку правил,  регулирующих его поведение в детском обществе.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребёнка

            могут быть:

  1. сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения – в результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно – взрослыми;
  2. осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности – это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть;
  3. отсутствие автономности – прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно;
  4. индивидуально-личностные особенности ребёнка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых)  боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания;
  5. патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и  т.п.

          Общим же источником угроз психологической безопасности ребёнка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир,  т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий – проще говоря, когда взрослые обманывают ребёнка.  И это может привести к психологическому срыву. Например:  убеждают, что мама скоро придёт, и малыш находится в состоянии напряжённого ожидания.

        Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

        - в трудностях засыпания и беспокойном сне;

        - в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

        - в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

        - в рассеянности, невнимательности;

        - в беспокойстве и непоседливости;

        - в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмётся» к ним;

        - в проявлении упрямства;

        - в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

        - в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

        - в игре с половыми органами;

        - в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук;

        - в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

        - в повышении тревожности;

        - в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

        Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения (только в том случае, если они не наблюдались ранее).

        Целесообразно использовать следующие оздоровительные рецепты, которые помогут ребёнку в случае угрозы психологической безопасности – это растения, помогающие организму приспособиться к вредным воздействиям физической, химической, биологической природы, а также к непривычным условиям окружающей среды.  Их применение должно быть включено в лечебно-профилактическую программу. Ниже говорится о двух из них (использование других согласуйте с врачом дошкольного учреждения):

а)  элеутерококк – применять его в течение  1 – 2  месяцев по  3 раза в день с третьим блюдом (из расчёта – по капле на год жизни); значительно снижается заболеваемость ОРВИ и гриппом;

б)  шиповник – повышает устойчивость организма к охлаждению  30 – 40 сухих плодов заливают стаканом кипятка и кипятят  5 – 7 минут. Отвар процеживают, охлаждают. Рекомендуется пить по полстакана ежедневно в течение месяца.

        Натуропатию называют разумным поведением в отношении здоровья. Её главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения.  Натуропатия поддерживает эти усилия организма.  Основные её средства – лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры.  Они успешно применяются в программах реабилитационного периода и как профилактические для детей, страдающих хроническими заболеваниями.

        Рекомендуется:

  • при повышенной тревожности, стрессовом состоянии в период адаптации  добавлять в пищу витамины группы  В  (по согласованию с врачом), давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику и влажные обтирания;
  • при заболеваниях органов дыхания (бронхитах, длительном кашле) исключить молоко и молочные продукты, сладости, в том числе и сдобные булочки, делать специальные дыхательные упражнения, надувать по два воздушных шарика ежедневно, массировать спину, ставить горячий и холодный компрессы на спину и верхнюю часть груди, включать в рацион чесночные гренки (горячие ржаные тосты, намазанные чесночной пастой);
  • при аллергических реакциях на пыльцу растений исключить молочные продукты, давать больше витамина  С  (по согласованию с врачом),  промывать глаза и нос дистиллированной водой;
  • при  насморке исключить  молочные продукты и сладости, давать есть чеснок (чесночные гренки), пить тёплые фруктовые соки, увеличить употребление витамина  С  (по согласованию с врачом);
  • при  простуде исключить  продукты, содержащие крахмал, молоко, сахар.  Поить тёплыми фруктовыми соками, травяным чаем. Увеличить дозы витамина  С  (по согласованию с врачом).

Приложение

Раннее детство. Новообразования.

Центральные новообразования:

  • Овладение прямохождением;
  • Овладение речью;
  • Овладение предметной деятельностью (с помощью соотносящих и орудийных действий).

Познавательные процессы:

Восприятие

впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Все высшие психические функции этого возраста развиваются на основе восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

Мышление

  • Основная форма мышления – наглядно-действенное;
  • Начинают формироваться первые элементы наглядно-образного;
  • Формируются обобщения в мысленном плане;
  • Начинает формироваться знаковая функция сознания.

Память

  • Доминирует непроизвольная память;
  • Интенсивное развитие двигательной и эмоциональной памяти.

Воображение

  • Впервые появляется возможность представления;
  • Первые собственные сочинения (сказки, истории).

Самосознание

  • Ребенок узнает себя на фото, в зеркале, пользуется своим именем в общении;
  • Начинает осознавать себя как личность;
  • Изменение отношения ребенка к взрослому (стремление к автономии и противопоставлении своих желаний требованиям взрослых).

Литература

  1. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999г.
  2. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006г.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: Генезис, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В декабре 2012г. я закончила обучение на курсах повышения квалификации " Ранняя медико-психолого- педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии." Это моя выпускная работа....

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

Эффективные технологии сопровождения ребенка с РАС в условиях образовательного учреждения.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходимы адекватные условия, способствующие формированию социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации и ориентац...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...