"Весна. Пробуждение природы. Первоцветы."
план-конспект урока по теме
Нетрадиционный урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_pervotsvety.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 5» г. Курска
Нетрадиционный урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
на тему: "Весна. Пробуждение природы. Первоцветы"
1а класс
Учитель начальных классов:
Коршунова Ирина Витальевна
Цель и задачи урока:
Познакомить обучающихся с многообразием первоцветов.
Воспитание бережного отношения к природе.
Приобщение обучающихся к миру прекрасного: музыке, литературе, поэзии.
Формирование навыков работы с дополнительной литературой, с целью выделения наиболее интересной и важной информации для сообщения.
Развитие монологической речи учащихся, способности выступать перед аудиторией.
Оборудование.
ПК, видеофильм “Первоцветы”.
Иллюстрации первоцветов.
Музыкальное сопровождение “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.
Выставка рисунков, плакатов.
Ход урока:
I.Самоопределение и мотивация к деятельности
Улыбнись с утра всему:
И росинке, и цветку,
Пестрой бабочке в лугах,
Солнцу в легких облаках.
Бабочка махнет крылом,
Солнце – ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо-радугой.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою,
Будем мир дружить с тобою.
II. Актуализация знаний
Много прекрасного человеку дарит природа. Птицы, звезды, волны и узоры на морозном стекле – многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с человеком. Мы ими любуемся и радуемся им с самой ранней весны и до поздней осени. Без них не проходит ни один праздник. Догадались, о чем идет речь?
- Правильно! Это цветы.
III.Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжаем наше путешествие по миру весенней природы и посвятим его цветам. Каждый цветок – упавшая с неба звезда. Природа потратила миллионы лет, чтобы создать такое чудо.
Но говорить мы будем только о небольшой группе цветов, которые появляются самыми первыми и называются они …первоцветы.
- Правильно, первоцветы.
IV.Объяснение нового материала
- Сейчас мы с вами посмотрим фильм о первоцветах и послушаем прекрасную музыку.
(Видеофильм о первоцветах).
(Стихи, которые использовали в видеофильме.)
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Покажет свой первый зеленый листок.
С. М. Городецкий
У природы живые краски.
Миллионы лучистых соцветий!
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
Мы с вами побывали в лесу, где растут первоцветы.
Но всё-таки, у нас сегодня необычное путешествие, и мы отправляемся сейчас в сказочный лес.
Первоцвет
Весной, один из самых ранних
На свет явился первоцвет.
Как неизвестный, дивный странник
Пришел сказать нам всем: - "Привет!"
(Учитель показывает макет подснежника)
Узнали, цветок? Конечно, Это всеми любимый подснежник.
Подснежник
Выглянул подснежник в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной;
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга;
Пусть на спящей речке неподвижен лёд, –
Раз пришёл разведчик – и весна придёт!
Мы с вами всегда с нетерпением ожидаем прихода весны.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
Давайте пригласим к нам весну, ведь она будет сопровождать нас в путешествии по лесу.
(Дети образуют круг, идут по залу, и хором декламируют закличку-веснянку).
Весна, Весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
(Учитель берёт куклу «Весна» и становится в центр круга).
Вот и я, вот и я,
Здравствуйте, мои друзья!
Я Весна - красна,
Всем издали видна.
Ветерок меня ведет,
Цветы красят мой приход.
Здравствуйте, ребята! Ну что, готовы к лесной прогулке? Тогда вперёд!
V.Физминутка
Мы приходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево,
Наклонились и присели,
На опушке посидели,
Всё вокруг мы посмотрели.
Отправляемся вперёд –
Нас дорога вдаль зовёт.
(Подходят к цветочной полянке)
Частушки о первоцветах
Только снег сошёл с полей,
Ручейки зашевелились,
На проталинках в лесу -
Цветочки появились.
Поглядите - ка на них,
Тянутся, стараются,
Любят солнышко, тепло.
Первоцветы называются.
Все полянки по лесам
Превратились в небеса,
Голубые пролески
Расцвели на солнышке.
VI. Закрепление.
Давайте повторим, какие цветы относятся к первоцветам.
Отгадаем загадки:
Фиолетовый цветок
и пушистый стебелек.
Тихий нежный перезвон.
Так и клонит, клонит в сон...
(прострел раскрытый, или сон-трава)
Первый вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
Подснежник
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
(П. Соловьев)
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. (Одуванчик)
Одуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
О. Высоцкая
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Узнай цветок по картинке с описанием.
Растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато - красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели.
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет … медуница.
Е. Кожевникова
Медуница
Шмель цветочку очень рад!
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые —
розовые, синие...
Растение с сине-фиолетовыми цветками, иногда белыми. Цветки имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два вбок, один вниз. Цветки пахучие. (Фиалка)
Фиалка
На солнечной опушке фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки тихонько подняла,
В траве она хоронится, не любит лезть вперед,
Но кто-то ей поклонится и аромат вдохнет.
Весной на проталинках появляются цветы с золотисто- жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Растение лекарственное. Верхняя часть листа более холодная, чем нижняя.
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит … мать-и-мачеха.
Л. Дунина
Мать-и-мачеха
Носит мать-и-мачеха желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице –
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Молодцы, ребята, все цветы узнали! Скажите, а какие первоцветы, растут на нашем пришкольном участке?
(Ответы детей)
VII.Сообщение о первоцветах, занесенных в “Красную книгу”
Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?
Ведь недаром говориться:“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”.
VIII. Итог урока.
Вывод:Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Запомните правило:Охрана первоцветов - дело каждого из нас. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.Лучше любоваться ими в природе, этим мы сохраним красоту для будущего поколения. Вы согласны с этим, ребята?
Нам осталось дать вам некоторые советы:
Если видишь первоцвет,
Помни ты такой совет:
Не топчи его, не рви
Просто взглядом одари.
Всем хотим сказать мы это:
Вы не рвите первоцветы!
Пусть они всегда цветут!
Радость и любовь несут!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и вы,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Защищая первоцветы, целый лес спасешь при этом!
Ребята, будьте настоящими друзьями природы!
IX. Закрепление.
А сейчас, ребята, проверим, как вы запомнили первые весенние цветы
(Просмотр слайдов с проговариванием названия первоцветов)
X. Рефлексия.
Все дети:
Люди всей планеты!
Не рвите первоцветы!
Пусть будет ярким мир вокруг,
Для нас природа лучший друг.
Наше путешествие закончилось! До новой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)
Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др....
Конспект внеурочного воспитательного занятия "Весна- пробуждение природы"
Тема: «Весна – пробуждение природыЦель: уточнять и расширять представления воспитанников о признаках ранней весны.Задачи: 1. Формировать умение строить высказывание, активизировать...
Весенняя экскурсия. «Пробуждение природы ».
- Ребята, проведите наблюдение за птицами. Опишите увиденных птиц. Слышна ли их песня?- Каких животных встречали вы по ходу экскурсии? Расскажите, что вы о них знаете?- Ребята, как надо ве...
Внеклассное мероприятие «Весна – пробуждение природы»
Цели: способствовать формированию знаний обучающихся о признаках весны в живой и неживой природе;воспитывать интерес и любовь к природе, бережного отношения к ней;развивать речь обучающихся.- Прочитай...
Внеклассное занятие «Весна-пробуждение природы».
Цели: способствовать формированию знаний обучающихся о признаках весны в живой и неживой природе;развивать речь и активный словарь обучающихся.воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношени...
Урок - проект "Весна-пробуждение природы", 1 класс.
Урок проект, который позволяет учащимся проследить изменения в природе с наступлением весны....
Тема занятия: Весенний пейзаж « Весна – пробуждение природы».
Цель: Учить детей рисовать весенний пейзаж. Познакомить с изменениями в природе весной.Образовательно-развивающие задачи:1. Ознакомить школьников с весенн...