Тема занятия: Весенний пейзаж « Весна – пробуждение природы».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Цель: Учить детей рисовать весенний пейзаж. Познакомить с изменениями в природе весной.
Образовательно-развивающие задачи:
1. Ознакомить школьников с весенними изменениями в неживой природе и в жизни растений.
2. Формировать эстетические представления у детей об изменениях в неживой природе.
3. Формировать эстетическое отношение к весенним изменениям в жизни растений.
4. Развивать аналитико-синтетическое восприятие и воображение у школьников.
5. Учить и развивать умение рисовать весенний пейзаж.
Оборудование: иллюстрацию с изображением весны, листы - картинки к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Весенний пейзаж" | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Весенний пейзаж « Весна – пробуждение природы».
Цель: Учить детей рисовать весенний пейзаж. Познакомить с изменениями в природе весной.
Образовательно-развивающие задачи:
1. Ознакомить школьников с весенними изменениями в неживой природе и в жизни растений.
2. Формировать эстетические представления у детей об изменениях в неживой природе.
3. Формировать эстетическое отношение к весенним изменениям в жизни растений.
4. Развивать аналитико-синтетическое восприятие и воображение у школьников.
5. Учить и развивать умение рисовать весенний пейзаж.
Оборудование: иллюстрацию с изображением весны, листы - картинки к уроку.
Ход урока.
- Орг. момент. Повторение жанров изобразительного искусства.
Угадать совсем не сложно, что изобразил художник:
Если видим ананасы, фрукты, овощи, колбасы,
Разные предметы быта, самовары и корыта,
Вещи, что вокруг лежат, и игрушки для ребят,
Чайник, чашки, вкусный торт, это будет – НАТЮРМОРТ.
Если нарисован дядя, папа, мама, друг, сосед,
Каждый, на рисунок глядя, назовет его – ПОРТРЕТ.
Коль природа на картине: роща, лес иль дворик наш,
Море, горы иль равнина, значит видим мы – ПЕЙЗАЖ..
II. Изучение нового материала.
ПЕЙЗАЖ – это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках. В Европейской живописи он появился в XVII веке, сначала в Италии, а затем в Голландии. В русском искусстве расцвет пейзажа приходится на конецXIX века. Каждый художник по-своему видит мир и по-своему показывает его на холсте. Если на пейзаже нарисовано море, то такой пейзаж называется морским, а художника, который пишет море – маринистом, например И. К. Айвазовского. Учитель рассказывает о картинах А. А. Рылова «В голубом просторе», И. Шишкина, И. Грабаря и других картинах.
Тему нашего сегодняшнего урока вы определите сами, отгадав загадки:
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
А зовут меня - …
(Весна).
Действительно, тема нашего урока рисование весеннего пейзажа «Весна – пробуждение природы».
Природа весной пробуждается медленно. В первый весенний месяц она подобна чуть-чуть заспанной юной девушке, которая едва приоткрыла глаза после сна и не очень-то торопиться расстаться со своим теплым пуховым одеялом.
´ Представьте себе нарисованный нами образ первого весеннего месяца.
А сейчас назовите первый месяц весны с помощью загадки.
¤ Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Ответы детей).
Действительно, первый месяц весны - это март.
(Учительница демонстрирует иллюстрацию с изображением марта).
«Снег дырявым в марте стал,
И почти совсем опал.
Он уже не чисто белый,
Не пушистый, словно прелый».
Подберите образное сравнение для описания мартовского снега, используя слова для справок: белый пористый шоколад, перина, лист пенопласта, серая вязаная скатерть.
(Мнения детей).
´Давайте отразим особенности весеннего солнца, выполнив задание 1.
Назовите второй месяц весны, также с помощью загадки.
¤ Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель).
Действительно, второй весенний месяц носит имя Апрель. Весна в апреле напоминает заплаканную девушку, а слезы на ее лице – это бусинки талой воды. Умылась весной земля ручьями, еще больше разрумянилось весеннее солнышко.
Представьте себе нарисованный нами образ второго весеннего месяца.
Вскрылись в апреле реки. Лед на реке весной тоже просыпался постепенно: сначала потемнел, затем нахмурился и покрылся трещинами. И только потом стал раскалываться, постепенно приходя в движение. Льдины поплыли по реке, постоянно сталкиваясь и разбиваясь.
Выполним задание 2.
Задание 2 . Дорисуйте и раскрасьте ледоход на реке.
В народе говорят: «Апрельские ручьи землю будят». В апреле земля освободилась от снежного плена. Скинула с себя зимние лохмотья. Она обрадовано оттаяла и вдоволь напилась водой.
Какую картинку вы нарисовали в своем воображении?
(Ответы детей).
Задание 3. Выберите и отметьте ü картинку, соответствующую апрельской природе.
Пригревающее солнце стало подсушивать верхний темно-коричневый слой земли. В апреле земля преет-прогревается. Журчат весенние ручьи.
Народная мудрость гласит: «Не ломай печи - еще апрель на дворе». Как вы понимаете эту поговорку?
(Мнения детей).
Действительно, в апреле еще могут быть холода. «Апрель месяц - плут, лукавец, по-своему распоряжается», нелегко угадать холода ли ждать или тепла.
Задание 4.Выберите и отметьте с помощью üприметы, по которым люди подмечают, что в этом году апрель будет теплым.
¨Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.
¨Из березы течет много сока - к прохладному, дождливому лету.
¨Синие облака в апреле - к теплу и дождю.
¨Днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.
¨Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит - что-то будет?
Чтопришло весеннее тепло можно определить и по растениям. В апреле природа как бы приоткрывает свои сокровищницы:зацветают красная верба, орешник, мать-и-мачеха, одуванчики.
¤Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
(А.Фет)
Почему поэт Афанасий Фет в своем стихотворении называет весну душистой?
(Мнения детей).
Чем для вас пахнет весна?
(Мнения детей).
Минутка здоровья.
¤ Весна, весна! Пришла весна:
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепеке
С поднято гордой головой
Расцвел подснежник голубой.
Он весь пушистый, серебристый
На солнце маленький стоит,
Посланец он весны надежный
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
Третий месяц весны - май. Май можно сравнить с красивой, улыбающейся девушкой, с широко открытыми глазами, в волосы которой вплетены яркие цветы. Она гордой походкой идет по земле, покрытой зеленым ковром.
Представьте себе нарисованный нами образ третьего весеннего месяца.
Май в народе не зря называют - травень, цветень. В этом месяцеповсюду зеленеют и цветут кроны деревьев. Растут крокусы, сон-трава, лютики и другие весенние цветы. В садах зацветают нарциссы, тюльпаны, маргаритки и др. Поднимаются пионы, лилии, ирисы. Через месяц после зацветания мать-и-мачехи цветут шиповник, липа, крыжовник, смородина, зеленеют яблони.
Задание 5.Рассмотрите картинки. Выберите и отметьте с помощью ü ту из них, которая, по вашему мнению, символизирует месяц май.
Зацвела береза - через неделю зацветет черемуха. Говорят: «Когда цветет черемуха - всегда живет холод». Холода в мае называют «черемуховыми». Про погоду в мае народ так и говорит: «Майское тепло ненадежно».Средняя температура воздуха в мае переходит за + 10 С.
Прослушайте стихотворение Федора Тютчева и назовите важнейшую примету этого весеннего месяца.
¤ Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
(Мнения детей).
Задание. Рисование весеннего пейзажа. Показ сложных элементов учителем.
- Сначала весь лист закрасим красками весны: салатовый, светло зеленый, зеленый, изумрудный, светло - желтый. Для воды и неба нежно – голубой, розоватый. Можно изобразить весенние цветы, пусть ваш пейзаж выглядит по-весеннему радостным.
- Черной или коричневой гуашью рисуем деревья. Они должны быть разными: молодыми (тонкими и стройными), старыми (толстыми и кривыми), красивые, развесистые, среди них пусть будут ели, березы. На веточки можно «набросать» немного светло – зеленой, изумрудной краски.
Как рисовать дерево? Представим себе, что мы воткнули в землю обычный прутик. Он пускает корни, растет. Тянется вверх, к солнышку. Копит силы. И вот, наконец, накопив достаточно сил, наш прутик дает жизнь новой веточке. Растет эта веточка вверх и немного в сторону. Вторую веточку рисуйте тоже вверх и немного в сторону. Если первую веточку вы нарисовали справа от ствола дерева, тогда вторую рисуйте слева от него. Деревце толстеет, растет, все больше появляется веточек. Каждая подросшая ветка дает жизнь новой тоненькой веточке, а та, в свою очередь, тоже разветвляется. И чем больше деревце ветвится, тем оно становится красивее. Старое рисуют так же, только и ствол и ветки у него гораздо толще и извилистее.
Самостоятельная работа учащихся.
Итог урока.
Перечислите признаки прихода весны.Назовите весенние месяцы.
Почему холода в мае называют «черемуховыми»?
Организация выставки работ.
¨ Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.
¨Синие облака в апреле - к теплу и дождю.
¨Днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.
¨Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит - что-то будет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"
Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...
Конспект внеурочного воспитательного занятия "Весна- пробуждение природы"
Тема: «Весна – пробуждение природыЦель: уточнять и расширять представления воспитанников о признаках ранней весны.Задачи: 1. Формировать умение строить высказывание, активизировать...
"Весна. Пробуждение природы. Первоцветы."
Нетрадиционный урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 классе....
Тема занятия: Весенняя аппликация «Подснежники»
ТУчебное занятие классической формы для детей 6-7 лет. Цель занятия: научить детей изготавливать цветок подснежника с помощью техники оригами.Задачи: 1. Формировать у детей универсаль...
Внеклассное мероприятие «Весна – пробуждение природы»
Цели: способствовать формированию знаний обучающихся о признаках весны в живой и неживой природе;воспитывать интерес и любовь к природе, бережного отношения к ней;развивать речь обучающихся.- Прочитай...
Внеклассное занятие «Весна-пробуждение природы».
Цели: способствовать формированию знаний обучающихся о признаках весны в живой и неживой природе;развивать речь и активный словарь обучающихся.воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношени...
Урок - проект "Весна-пробуждение природы", 1 класс.
Урок проект, который позволяет учащимся проследить изменения в природе с наступлением весны....