Интенсификация дидактического процесса среди интровертов
материал по теме

Мирошникова Ирина Алексеевна

В работе рассмотрены проблемы учеников-интровертов, возникающие в образовательном процессе. Ставится задача найти способы повышения результативности обучения. Показана роль учителя в формировании личности школьника. Работа содержит результаты опроса школьников 5-11 классов на выявление экстраверсии-интроверсии, а также примеры личного опыта в применении найденных способов интенсификации дидактического процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grani_pedagogichnskogo_issledovaniya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Интенсификация дидактического процесса среди интровертов

                                 Автор работы:

                                                                 Мирошникова Ирина Алексеевна

Учитель немецкого и английского

                   языка

                                                      Место выполнения работы:

                                         МОУ «СОШ №60»

Саратов

2014 г.

          Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Компаративный анализ интровертированного и экстравертированного типов личности…………………………………………4

Глава II. Проблемы учеников-интровертов и пути их решения……………5

Заключение…………………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………10


         Введение

Образование объединяет в себе два неразрывно связанных друг с другом процесса: обучение и воспитание, которые в качестве своей фундаментальной базы, помимо педагогики, педагогической антропологии, философии, социологии, имеют психологию. Новые стандарты диктуют нам особые правила обучения, в центре которых рост личности школьника. В соответствии с этим, актуально говорить о личностно-ориентированном образовании. Личность – главный объект исследования психологии. Поэтому в рамках современного образования личностно-ориентированный подход всегда остаётся одним из наиболее важных. На мой взгляд, для максимального достижения целей образования, педагог должен быть и воспитателем, и учителем, и психологом одновременно. Педагог должен заботиться о развитии целостной личности и сконцентрироваться не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии индивидуума. Но все люди по тем или иным показателям отличаются друг от друга.

Одним из таких показателей является психологический тип личности. Согласно основателю теории психологических типов К. Юнгу, люди делятся, главным образом, на экстравертов и интровертов. И от того, к какому типу относится тот или иной человек, можно судить об особенностях его поведения, а также о способности воспринимать информацию. Поэтому в процессе обучения так важно различать типы восприятия информации и стили мышления разных людей, что, собственно, и создаёт предпосылки для дифференциации обучения.

Целью данной работы является поиск способов повышения результативности дидактического процесса среди учеников-интровертов.

Поставленная цель конкретизируется задачами:
1) дать определение интроверсии и выделить её основные признаки, сравнив с экстраверсией;

2) выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются интроверты в процессе общения, обучения;

3) найти основные пути решения этой проблемы.

Глава I. Компаративный анализ интровертированного и экстравертированного типов личности

Прежде чем обозначить проблемы учеников интровертов и искать пути их решения, попробуем разобраться в том, что же такое интроверсия. Единого универсального определения для интроверсии, как и для экстраверсии, нет. Обратимся к определению современного российского психолога В. М. Лейбина, который в своём «Словаре-справочнике по психоанализу» (2010) дефинирует интроверсию как «ориентацию, установку человека, в соответствии с которой жизненные интересы направлены на его внутренний мир»[1]. При определении понятия интроверсии ключевым становится словосочетание «внутренний мир». Ещё в 1910 году известный швейцарский психолог Карл Густав Юнг в работе «О конфликтах детской души»[2] описал процесс интроверсии как переход энергии внешней, натолкнувшейся на препятствия, в энергию внутреннюю, вследствие чего «вместо действия в реальности возникает усиленная деятельность фантазии». Эта работа была лишь предпосылкой более основательному, подробно описывающему и обосновывающему интроверсию и экстраверсию труду «Психологические типы»[3], впервые вышедшем в 1921 году. Уже тогда была заложена базовая типология личности, использующаяся и по сей день. К. Юнг объяснял, что интроверсия существует тогда, когда внешний мир обесценивается, а внимание субъекта  сосредотачивается на  самом себе.

Чтобы проанализировать интровертированный и экстравертированный типы личности, обратимся к таким критериям оценки типа личности, как источник энергии, стиль работы, социального взаимодействия. Главное различие между интровертами и экстравертами состоит в том, как они пополняют запасы внутренней энергии. Так как «жизненные интересы» интроверта «направлены на его внутренний мир», значит, он черпает силы внутри себя. А для того, чтобы восстановить силы, ему нужно побыть в одиночестве. Поэтому интровертированные люди предпочитают тихую, спокойную обстановку. Ведь общаясь, интроверт тратит свою энергию, что может привести к утомляемости, резкому снижению активности, желанию замкнуться, закрыться от всех. В это время экстраверт ориентируется на внешний мир, а, значит, именно там ищет источники пополнения запасов своих сил. Это объясняет потребность в постоянном социальном взаимодействии. Как часто мы видим детей, бегущих на перемене в спортзал, чтобы поиграть в волейбол, или младшие классы, устраивающие игры в «салочки», «ручеёк», мы слышим оживлённую детскую речь, громкие разговоры, смех. Многие взрослые негодуют, почему дети так шумно ведут себя, не понимая при этом, что большинству это необходимо. Ведь они так отдыхают. Таким образом, экстраверты получают энергию из общения, а интроверты в пребывании наедине с собой.

 Кроме того, считается, что двум психологическим типам присущ различный стиль работы. Поскольку экстраверты – люди, ориентированные на внешний мир, черпающие энергию из общения, то для них характерно желание быстрого погружения в выполнение задания, непосредственное участие в решении сразу нескольких задач. Интроверты комфортно чувствуют себя лишь при выполнении одной поставленной задачи, работают медленно, но зато основательно.

Также источник энергии детерминирует и стиль социального общения. Поскольку экстраверты отдыхают, получают энергию, находясь в постоянном общении, то нетрудно догадаться, что этот психотип предпочитает говорить, а не молчать. У него много друзей, знакомых, и в новой компании он чувствует себя, как рыба в воде. Другое дело, интроверт. Ему трудно завести множество друзей не только потому, что он малоразговорчив, но и потому, что не особо нуждается в этом. Переизбыток общения провоцирует усталость, нежелание отвечать даже на самые простые вопросы. К тому же многие интроверты не любят участвовать в бессмысленных и пустых разговорах, предпочитая больше слушать.

К сожалению, замкнутость интроверта часто путают с застенчивостью, а порой и с надменностью. Именно поэтому его могут ошибочно называть «мизантропом» или «социофобом». Однако, стоит отметить, что застенчивость, нелюдимость – не всегда врождённые качества интроверта. Как правило, застенчивость порождается страхом унижения или неодобрения со стороны общества. Таким образом, естественная потребность в уединении, наслаиваясь на застенчивость, может сделать из человека «отшельника», что порождает дополнительные проблемы.

Глава II. Проблемы учеников интровертов и пути их решения.

Поскольку тип личности определяет стиль социального взаимодействия и работы, то уже в школьном возрасте у интровертов возникают проблемы. Задача педагога – помочь ребёнку максимально раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности, а также позаботиться о духовном комфорте личности. Для этого важно сразу понять, что экстравертированный и интровертированный типы людей очень разные. Каждый из них имеет свой собственный жизненный ритм, вторгаться в который значило бы нарушить равновесие в слаженной системе. Интроверты и экстраверты по-разному мыслят, оценивают ситуацию, воспринимают новую информацию. Справедливо сказать, что интроверт живёт в своём собственном мире. Ещё К. Юнг в работе «О конфликтах детской души» писал, что у детей интровертов вместо реальности возникает мир фантазий. По сути, человек живёт в двух мирах, реальном и мире своих мыслей, следовательно, интроверт и экстраверт разговаривают на разных языках, и нужно научиться понимать язык другого.

Зачастую интровертам не хватает навыков общения, поскольку они полностью раскрываются лишь с родными и самыми близкими знакомыми. Но, к сожалению, не каждый родитель знает всё про своего ребёнка. Как правило, взрослые, а особенно взрослые-экстраверты, хотят, чтобы их ребёнок вёл активную общественную жизнь: участвовал во всех кружках, мероприятиях, конкурсах. Печально, когда родители не понимают, что их ребёнку-интроверту это вовсе не нужно и что он совершенно не готов к активной коммуникации. В таких случаях ребёнок  должен переступать через то, что составляет ядро его личности, и зачастую такое «насилие» помимо духовного дискомфорта может развить страх перед публикой и, как следствие, застенчивость.  Экстраверты любят много разговаривать, а интроверты молчать и пребывать в спокойной обстановке, соответственно, когда экстравертированные взрослые и дети слишком часто создают шумную, беспокойную обстановку, задают одновременно много вопросов, тогда назревает конфликт между ребёнком и взрослым, возникают проблемы в отношениях с окружающей средой.

Как же найти подход к ребёнку-интроверту? Известно, что интроверты – это люди, ориентированные на себя, на свой внутренний мир переживаний и грёз, склонные к уединению для восстановления сил. Их личное пространство несоизмеримо ýже, чем у экстравертов. Если бесцеремонно вторгаться в личное пространство интроверта, он может стать замкнутым, уйдёт в свой мир, где будет чувствовать себя безопаснее, отвлечётся от внешнего мира, а значит, выпадет из дидактического процесса. Работа в командах для такого ученика будет неэффективна. Поэтому, по возможности, нужно планировать дидактический процесс так, чтобы это были либо индивидуальные задания, либо работа в парах. А так как ребёнок-интроверт наиболее полно раскрывается лишь с близкими людьми, то будет правомерно позволить ему выбрать себе партнёра.

Кроме того, интроверты медленно работают, склонны обдумывать свои мысли и испытывают сложности с тем, чтобы дать быстрый ответ. В таком случае, нельзя требовать немедленной реакции: ребёнок растеряется и не найдёт ответа на полученный вопрос. В таких случаях, необходимо опросить сначала весь класс, чтобы дать интроверту время проанализировать новую информацию и сформулировать своё мнение. Однажды, я подняла ребёнка с целью услышать ответ на мой вопрос, который все очень активно обсуждали, но он вдруг резко замкнулся и замолчал. Может показаться, что ученик был невнимательным, не слушал учителя, плохо готовился дома… Однако, в конце урока я дала группе письменное задание, и молчаливый ученик лучше всех выполнил его.  Этот пример помогает сделать вывод, что именно письменные, а не устные, формы работы показывают истинные знания школьника-интроверта, а также раскрывают его потенциал. Причина такого поведения интровертов обуславливается не только особенностями их психологии, но и физиологии. Считается, что у интровертов высокий уровень электрической активности мозга. Это означает, что у них высокое возбуждение коры головного мозга, отчего они склонны ограничивать своё общение, чтобы избежать перевозбуждения. Поэтому им легче даются письменные работы, письменное общение, так как это вызывает меньше возбуждения, чем устный вид общения.

Также особое значение для интровертов имеет планирование. Ели перед ними поставить большую цель, особенно в условиях жёстких временных рамок, это может опустошить их и демотивировать. Следует разбивать большую задачу на подзадачи, чтобы ребёнок маленькими шагами шёл к большой цели. Кроме того, желательно, сообщать о крупной работе, важном проекте заранее. В условиях цейтнота интроверт не успевает всё обдумать и, не сформулировав своего мнения, замыкается, потому что возникает перерасход энергии. Это естественная реакция его организма на перевозбуждение.

Работая в группе продленного дня, я часто наблюдала следующую картину: вокруг одной парты собрались самые активные мальчики для общей игры, за другой партой сидели почти все девочки с куклами и прочими игрушками, у третьей парты сосредоточился «интеллектуальный кружок» детей, соревнующихся по чтению, отгадывающих загадки, рассматривающих энциклопедии. И в самом дальнем углу кабинета, за последней партой сидел молчаливый мальчик Саша. Он почти никогда не участвовал в конкурсах и играх, общался только с парой других, знакомых ему с детского сада мальчиков. Однажды, к нам пришло спонтанное решение устроить театр бумажных кукол. Все дети, ярко выраженные экстраверты, объединившись в свои кружки, моментально нарисовали кукол, разыграли сказки. После «представления» ко мне неожиданно подошёл Саша и сказал: «Я тоже хочу». Я с удовольствием поддержала его идею, но в тот день так ничего не смогла добиться от него. Он, молча, сидел за своей партой. Через неделю Саша подошёл ко мне и протянул своих кукол. Он всем показал сказку, которую сам сочинил. Похвала способствовала укреплению уверенности в себе ребёнка-интроверта и мотивировала к дальнейшему творческому и интеллектуальному развитию. Мальчику потребовалась неделя, чтобы сосредоточиться на идее кукольного театра и проявить свои способности.

Чтобы сблизиться с ребёнком-интровертом, войти в круг близких людей, которым можно доверять, педагог должен начать с лёгких вопросов («Как прошёл день?», «Какой твой любимый цвет?» и т.д.). Главное, показать заинтересованность, и тогда ребёнок будет чувствовать себя нужным. Для него важно знать, что его мнением интересуются, ведь когда он говорит, вкладывает в это свою душу.

Опрос учеников 5-11 классов в МОУ «СОШ № 60» показал, что 20% школьников являются либо интровертами, либо амбивертами (средний показатель экстравертированности-интровертированности).

Ученикам предлагалось положительно или отрицательно ответить на следующие вопросы:

  1. Я предпочитаю беседы тет-а-тет взаимодействию с группами людей.
  2. Мне лучше удается выражать свои мысли письменно.
  3. Я нахожу удовольствие в одиночестве.
  4. Я думаю, что богатство, знаменитость и социальный статус интересуют меня меньше, чем моих ровесников.
  5. Не люблю болтать по пустякам, но наслаждаюсь глубоким дискуссиями об интересных мне вещах.
  6. Мне часто говорят, что я хороший слушатель. Я не люблю сильно рисковать.
  7. Мне нравится погрузиться в работу, и я не терплю, когда меня прерывают.
  8. Я предпочитаю отмечать свой день рождения с несколькими близкими друзьями или родственниками.
  9. Меня считают спокойным и мягким в общении человеком. Я не люблю обсуждать свои дела до их завершения.
  10. Мне не по душе конфликты.
  11. Лучше всего мне удается работать в одиночку.
  12. Обычно я обдумываю свои слова, перед тем как высказаться.
  13. Я чувствую истощение от длительного пребывания на всевозможных мероприятиях, даже в комфортной атмосфере.
  14. Я часто не отвечаю на звонки, предоставляя шанс пообщаться автоответчику.
  15. Я предпочел бы ничего не делать в уик-энд, чем активно проводить время в эти дни.
  16. Мне не нравится выполнять много задач одновременно. Я без труда могу сосредоточиться.
  17. В учебе я предпочитаю лекции семинарам.[4]

Фактически каждый пятый школьник склонен к интроверсии и, соответственно, сталкивается с теми или иными проблемами, характерными для данного типа людей. Стоит отметить, что с возрастом дети при необходимости учатся скрывать свой интровертизм. Это особенно актуально для старшей школы. Ведь сейчас среди молодёжи быть интровертом, т.е. застенчивым, замкнутым, слишком серьёзным, чувствительным человеком, немодно. «Герой» нашего времени должен обладать незаурядными коммуникативными способностями, определённой степенью наглости и раскованности. Порой ребёнок-интроверт стремится много общаться, чтобы быть «как все». Но «костюм» экстраверта при этом для него настолько тяжёл, что вскоре у ребёнка возникает духовный дискомфорт и даже депрессия. А это добавляет новых проблем. Именно поэтому всем взрослым, и прежде всего педагогам, так важно подчёркивать ценность каждого ребёнка, внушать ему его уникальность и помогать в преодолении психологических проблем, а также грамотно планировать дидактический процесс.

Заключение

Мир, в котором нет интровертов, был бы миром без великих учёных, поэтов, писателей, музыкантов, философов, художников. Мы лишились бы теории гравитации сэра Исаака Нютона, теории относительности Альберта Эйнштейна, теории эволюции Чарльза Дарвина, нежных вальсов и ноктюрнов Фредерика Шопена, замечательных интеллектуальных романов Марселя Пруста, «Звёздной ночи» Винсента ван Гога. Даже создатели поисковой системы «Goggle», ОС «Microsoft», удобных, доступных рядовому пользователю, персональных компьютеров были и остаются тихими людьми, способными настроиться на свой особенный ритм, сосредоточиться на внутреннем мире и найти там истинные сокровища. Все эти люди достигли успеха не вопреки, а благодаря своим качествам.

Чем раньше в образовательном процессе начать ориентироваться на психологическую типологию, тем больше шанс, что сформируется гармоничная личность, способная извлекать только пользу из особенностей своего типа. Ведь если интроверта не понимают с детства, то с возрастом он лишь всё больше ограждается от окружающего мира, замыкается в себе, как в скорлупе, и гасит, таким образом, весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Поэтому роль учителя, очевидно, возрастает: педагог должен не просто не дать ребёнку замкнуться, оградить его от проблем, но и помочь ему раскрыться.

 Кто знает: может, среди учеников вашей школы есть будущие учёные?

Список литературы

  1. Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера. М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013.
  2. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. М.: «АСТ», «АСТ Москва», 2010.  
  3. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон+ОИ «Реабилитация», 1997. (История психологии в памятниках).

  1. Юнг К.Г. Психологические типы. Спб.: Азбука, 2001.

Аннотация

Мирошникова И.А. Интенсификация дидактического процесса

В работе рассмотрены проблемы учеников-интровертов, возникающие в образовательном процессе. Ставится задача найти способы повышения результативности обучения. Показана роль учителя в формировании личности школьника. Работа содержит результаты опроса школьников 5-11 классов на выявление экстраверсии-интроверсии, а также примеры личного опыта в применении найденных способов интенсификации дидактического процесса.

Мирошникова И.А. Интенсификация дидактического процесса среди интровертов

Новые стандарты диктуют нам особые правила обучения, поэтому в рамках современного образования актуален личностно-ориентированный подход. Учитель при этом играет роль педагога, воспитателя и психолога.

В процессе обучения важно различать типы восприятия информации и стили мышления разных людей. Согласно известному психологу К. Юнгу, выделяется два психологических типа людей: интроверты и экстраверты[5]. Для повышения результативности дидактического процесса необходим дифференцированный подход в обучении учеников-интровертов.

Интроверт – тип личности, ориентирующийся на свой внутренний мир, предпочитающий тихую, спокойную обстановку для восстановления сил. Интроверты не способны дать быстрый ответ на вопрос, работают медленно, но основательно, избегают чрезмерного общения. В связи с особенностями своего психотипа могут находиться в конфликте с окружающей средой.

В процессе обучения важно не нарушать личное пространство школьника-интроверта, чтобы избежать его замкнутости. В работе с ним рекомендуется давать индивидуальные задания и задания в парах с близким ему человеком, поскольку только с близкими людьми интроверт способен раскрыться. Из-за высокой электрической активности мозга интровертов, более эффективным для них считается письменный контроль знаний. Также во избежание перевозбуждения интроверта следует расширять временные рамки для достижения больших целей, т.е. заранее сообщать о планируемых крупных задачах. Сближению с ребёнком-интровертом способствует проявление заинтересованности в его личности и его мнении.

Процент количества интровертов, как правило, ниже количества экстравертов. Но поскольку каждый ученик – уникальная личность, педагог обязан заботиться о развитии каждого ребёнка. Его задача заключается не только в решении проблем, но и в раскрытии удивительно богатого внутреннего мира, интеллектуальных и творческих способностей интроверта.


[1] Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. М.: "АСТ", "АСТ Москва", 2010.

[2] Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон+ОИ «Реабилитация», 1997. (История психологии в памятниках).

[3] Юнг К.Г. Психологические типы. Спб.: Азбука, 2001.

[4] Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера. М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013.

[5] Юнг К.Г. Психологические типы. Спб.: Азбука, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ

«ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ»...

ОИТ как средство интенсификации учебного процесса

Статья о необходимости использования научно-педагогический подхода с применением современных компьютерных технологий,...

ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.

материал статьи представляет описание ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ....

Интенсификация в процессе обучения орфографии

Подборка материала из личного опыта позволит научить учащихся начальной и средней школы освоить азы орфографии....

ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Повышение продуктивности дидактического процесса при подготовке учащихся к ГИАпосредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса ...

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса""

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса"" (выступление на ГМО)...