«ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ
методическая разработка по физике по теме

 «ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_optimatizacii.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОРНЫЙ ДОКЛАД

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ПО ТЕМЕ:

 «ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ»

Выполнено учителем физики

Подосинковской средней общеобразовательной

школы  Дмитровского района Московской области

 АХМИНОЙ Еленой Юрьевной.

Время – декабрь, 2009г.

пос. Подосинки, 2009.

    Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого

человеческого ума, - обаяние точности, полноты системы. Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их….                                                          

                                                           Л.Н.Толстой.

        На любом уроке решают три основные задачи: образовательную, воспитательную и развивающую. При их выполнении большое значение уделяется умению формировать  познавательные интересы учащихся.  Это значение поднимается на еще больший уровень в школах воспитательных колоний. Излишне описывать какой уровень знаний у наших подопечных, зачастую не знающих таблицу умножения в 8-9-х классах, а нам, учителям физики, предстоит дать им представления о физике как о величайшей науке  природы за «90 минут в неделю».

        Поэтому более важным, чем знание определенных вопросов программы, является пробуждение интереса учащихся к данной теме. Наличие познавательных интересов способствует росту их активности на уроках, качества знаний, умению формирования  положительных мотивов учения,  активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения.

        Строю урок так, чтобы учащийся понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей.

        Анализируя программу физики за годы работы в школе, я заметила, что не любое содержание указанных в программе разделов привлекает интерес учащихся, но все темы содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся, нужна только соответствующая методика преподавания.

        Стараюсь привлечь внимание учащихся новизною учебного материала, неожиданностью многих выводов и законов, зачастую заинтриговываю моих учеников. Ведь новизна, как стимул интереса учащихся, стоит ближе всего к физиологической основе познавательного интереса. Так как физика заключает в себе большие возможности показать учащимся то новое, что может поразить и удивить их, то я стараюсь воспользоваться такой возможностью. Например, при прохождении темы «Первый закон термодинамики», как дополнение к уроку, беру  материал  «Вечный двигатель» из многократно переизданной  и много раз выручавшей «Занимательной физики» Перельмана.

А при изучении таких тем, как «Сила тяжести», «Вес тела» учащихся поражает, что масса тела и вес, оказывается,  совершенно разные величины, имеют разные наименования. при этом масса тела на любой планете не изменяется, а вес непостоянен!

        Как дополнение к этой теме использую рассказ Г.Уэллса «Первые люди на Луне»: «…но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу очутился очень далеко, отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял высоко на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!» Задаю вопрос классу: «Как бы вы ответили на вопрос автора?»

        

        На своих уроках стараюсь физические факты не констатировать серо и буднично, а стремлюсь строить объяснения как исследование, как открытие. И это на большом подъеме и с заинтересованностью проходит на уроке в 11 классе при изучении темы «Явление электромагнитной индукции». Вот что лежит в основе урока: выставляю на кафедре приборы, с помощью которых можно наблюдать данное явление. добавляю к ним еще два-три лишних, и предлагаю учащимся (по желанию) самим получить электрический ток, памятуя запись в дневнике Майкла Фарадея «Превратить магнетизм и электричество».  Желающие попробовать себя в роли исследователя всегда находятся. Итог урока становится как бы озарением дл ребят: «А ведь электрический ток можно получить и «без розетки»»!

        Не менее познавателен урок по теме «Дисперсия света». Пока идет объяснение дисперсии как волнового свойства света (с привлечением выводов из трактата И.Ньютона «О природе света….»), большинство ребят относительно равнодушны. Но как только я начинаю объяснять,  почему небо голубое, трава зеленая, а заходящее солнце красного цвета у ребят резко возрастает интерес к теме, а иногда среди моих учеников появляются и такие, которые говорят, что этого не может быть. И вот тогда этим удивительным фактам даю научное объяснение, причем это объяснение стараюсь сделать это четким, обоснованным, но доступным для учащихся языком.

        Развивает познавательный интерес учащихся и изучение известного материала, но под новым углом зрения. Иногда у ребят создается кажущееся мнение о том, что «это все уже известно», что приводит к угасанию ориентировочного рефлекса, к исчезновению удивления. Вот здесь я и стараюсь показать, что «новое» можно узнать и о давно известных вещах.

        Например, еще из уроков природоведения учащиеся знают о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Понятия «молекула», «атом» дл них не новы, но на уроках физики они должны узнать, что эти частицы обладают определенными свойствами. Чтобы доказать, что между частицами есть промежутки, т.е. тело не сплошное. Наливаю в одну мензурку 50 мл воды, а в другую – 50 мл медного купороса. Спрашиваю у ребят: «Если жидкости объединить, то какой объем должен получиться?». Сразу уверенно дают ответ: «100 мл». Каково же их удивление, когда они видят 80 мл. И теперь они сами пытаются найти объяснение данному опыту.

        На своих уроках стараюсь дать ребятам возможность в прежних знаниях увидеть новое, но более глубоко, все это является стимулом развития интереса к учебному процессу.

        Тормозящую роль жизненного опыта пытаюсь снизить путем разнообразия тренировочных упражнений. Например, учащиеся, как правило, хорошо усваивают формулировку третьего закона Ньютона и иллюстрирующиеся его примеры. Однако решение задач, связанных с применением этого закона часто вызывают затруднения, т.к. житейские и научные представления учащихся не совпадают. Именно это происходит при решении такой задачи: «К пристани причаливают две одинаковые лодки. Лодочники подтягиваются к берегу с помощью веревок. Противоположный конец первой веревки привязан к столбу на пристани, за противоположный конец второй веревки тянет матрос, стоящий на пристани. Все трое прилагают одинаковые усилия. Какая из лодок причалит раньше?».

        Как правило,  в своих ответах, ребята разбиваются на два лагеря, каждая сторона приводит свои доказательства принятого решения. И был момент, когда один учащийся из всего класса сказал, что обе лодки придут одновременно. Когда я акцентировала его внимание  на то, что большинство думает по другому, учащийся ответил, что не согласен с мнением ребят и не будет изменять своего ответа. Я не только испытала момент высшего педагогического наслаждения, но и не упустила возможности использовать эту часть урока в воспитательных целях.

        При планировании уроков всегда помню, что познавательный интерес только тогда будет иметь прочную основу для развития, когда связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни найдет постоянное место в системе уроков. Например, при изучении в 10-м классе темы «Полупроводники» важно показать учащимся практическое применение темы (терморезисторы – пожарная сигнализация, фоторезисторы – солнечные батареи, освещение улиц и т.д.). А при изучении темы «Электрический ток в жидкости» разбираем работу аккумулятора, применение электролиза (вместе с учащимися рассматриваем процесс выделения чистого алюминия, болванки которого они видят в литейном участке).

        Когда же прохожу тему «Электрический ток в газах», то при выяснении условий протекания дугового разряда, обращаюсь к помощи учащихся, работающих электросварщиками. Кого как не их можно заинтересовать таким материалом!

        Осознание жизненной значимости изучаемого материала ярко проявляется при решении качественных задач. Поэтому при повторении тем провожу 15-минутные «Почемучки»:

- почему роса обильнее всего после жаркого дня?

- почему у гоночных велосипедов руль опущен низко и т.д.

Особенно большую помощь в подборке таких задач оказывает сборник вопросов Тульчинского.

        Практически на каждом уроке стараюсь решить задачу о приобщении учащихся к научным достижениям, это особенно актуально в старших классах, где учащиеся проявляют большой интерес к современному состоянию науки. Остро возникает интерес к теме, если при обсуждении материала возникает связь с астрономией. Вот тогда вопросы сыплются как из «рога изобилия». Именно это происходит при рассмотрении тем «Искусственные спутники Земли», «Закон всемирного тяготения» и другие.

        Одним из важных факторов успешности урока, считаю, эмоциональный настрой учащихся. Дело в том, что физику, как и математику, принято относить к точным наукам. Из этого, однако, не следует, что литературе, искусству, поэзии не место на моих уроках. Очень часто звучат отрывки из художественной литературы, в которых есть описание физических явлений природы, интересные факты, по-новому раскрывающие уже известные физические понятия, изыскиваются (часто в фантастической форме) новые области применения физических законов. Таким образом, представляется еще одна возможность для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

        Например. При изучении инерции тел напоминаю один из эпизодов сказки Гаршина «Лягушка-путешественница»: «Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю, а так как утки летели очень быстро, то и упала она не прямо на землю, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, за околицей деревни, в болото». Спрашиваю ребят: «Что спасло лягушке жизнь?».

        Для урока в 8-х и 10-х классах об электризации тел интересным примером может служит отрывок из книги Паустовского «Черное море»: «Воздух во время урагана так густо насытился электричеством, что я был свидетелем, как у негра искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой машины».

        Произведения художественной литературы зачастую использую при рассказах об ученых-физиках. При изучении темы «радиоактивность» обязательно зачитываю отрывок из книги-дневника Евы Кюри «Мария Кюри». Впечатляют и запоминаются учащимся некоторые страницы из жизни Нильса Бора, особенно тот интересный факт, что Бор в Дании был известен больше как хороший футболист, а потом уж как физик.

        Бывает так, что не имею возможности провести эксперимент, подтверждающий действие данного закона. Тогда мне на выручку приходят яркие примеры из художественной литературы. Так один из героев повести Беляева «Звезда КЭЦ», попав на маленькую планету, обнаруживает действие третьего закона Ньютона в «чистом виде»: «Я начал раздеваться и вдруг почувствовал, что физический закон «сила действия равнее силе противодействия» обнаруживается здесь в чистом виде, не затемненный земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек, говоря по-земному, «вниз», а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».

        Отрывки из художественных произведений использую и при решении задач. Предлагаю учащимся рассчитать, правильно ли названа Циолковским в повести «Вне Земли» скорость в конце десятой секунды, если «…они видели, как ракета сорвалась и устремилась в наклонном положении в пространство… Она быстро удалялась…Через 10 с она была от зрителей на расстоянии 5 км и двигалась со скорость 1000 ».

Или еще: «Чтобы вывезти уснувшего на маковом поле Льва, было решено запрячь в телегу мышей. «Трудно было запрячь в телегу такое множество мышей: пришлось привязать к передней оси целые тысячи ниток. Притом Дровосек и Страшила торопились, боясь, что Лев умрет в маковом поле. И нитки путались у них в руках. Да еще некоторые молодые шаловливые мышки перебегали с места на место и запутывали упряжку. Наконец каждая нитка была одним концом привязана к телеге, а другим к мышиному хвосту, и порядок установился». Какое количество мышей необходимо, чтобы вывезти Льва массой 200 кг, если коэффициент трения k=0,1? Силу тяги одной мыши принять равной 0,2Н?

А при изучении темы «Воздухоплавание» предлагаю своим учащимся опровергнуть или подтвердить возможность поднятия продавца шаров из произведения «Три толстяка» Олеша с помощью 50 воздушных шаров.

        Особенно важное внимание уделяю дидактическому материалу на уроке, используя «Дидактический материал по физике 7-11» С.А.Тихомировой, в котором качественные задачи изложены в поэтической или прозаической форме. Так, вспоминая героя Э. Распе барона Мюнхгаузена, ребята с удовольствием объясняют, почему барон не мог вытащить себя и коня, крепко сжав его обеими ногами, как щипцами, вопреки его рассказу.

        «Он (Бетховен) пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал в корпус фортепиано, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать сочиненное…» (Р.Роллан. Жизнь Бетховена. При ответе на этот вопрос заодно приобщаю ребят к миру прекрасного – музыки.         

        

        Выбирая тот или иной путь пробуждения интереса для данного урока, темы, я одновременно решаю задачи по формированию эстетического, нравственного, научного убеждения моих подопечных. Особенное внимание уделяю вопросам экологического характера. «Экология России» Миркина Б.М., Наумовой Л.Г. -  прекрасный помощник при решении этого вопроса. «Использование тепловых двигателей дает человеку огромные возможности и в то же время оно оказалось наиболее сильным фактором в разрушении природы».

        Учителя физики знают, как нелегко бывает провести ту или иную лабораторную работу: нехватка оборудования – проблема ни одной школы. И здесь на выручку мне приходят виртуальные «Лабораторные работы по физике». Особенно интересны «Виртуальные лабораторные работы в 7-8 классах». Каждая работа включает в себя повторение теории; предложение учащимися  способа выполнения работы; ход работы; проверка полученного результата и схема отчета по работе. Лабораторные работы настолько интересны, что в первый урок приходится ребятам давать 2-3 минуты, чтобы они могли немного «поиграть» с приборами.

        Практически на каждом уроке я пользуюсь  мультимедийными дисками по физике и астрономии. Они являются моими верными помощниками  в развитии интереса у учащихся при изучении физики.

Я убеждена в том, что целесообразным и эффективным будет урок в том случае, если конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств. Это соотношение на моих уроках каждый раз уникально. Именно такое соотношение заставляет меня выбирать в каждый момент приоритеты для каждого фрагмента урока, логику и порядок действий, искать новые педагогические методы общения. Все это - составные части не педагогической технологии, а методики, используемой мною в каждодневной практике.

        В последние годы сложилось такое мнение (не только у меня, но и у большинства моих коллег),  что интерес к обучению заметно упал, поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой основную цель – используя разнообразные формы и методы, из урока в урок повышать интерес к моему предмету. Я хочу, чтобы ребята осознали значимость физики, поняли, как необходимы знания, которые они получают на моих уроках для дальнейшей жизни. Я уверена, что использование игровых моментов, элементов фольклора, диспутов, необычных опытов помогают мне повысить К.П.Д. моих уроков, способствуют повышению активизации мыслительной деятельности учащихся и, конечно же, повышают интерес к физике, как к предмету. Подтверждением вышесказанного является тот факт, что из года в год для сдачи экзаменов по выбору выпускники нашей школы останавливают свое внимание на моем предмете.  

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование учебного процесса по физике на основе модульной педагогической технологии В.М. Монахова /презентация/

Презентация, в которой рассказано об основных действиях по планированию процесса обучения на основе педтехнологии В.М. Монахова....

ОИТ как средство интенсификации учебного процесса

Статья о необходимости использования научно-педагогический подхода с применением современных компьютерных технологий,...

ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.

материал статьи представляет описание ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ

Решение задач – это одно из средств развития мышления учащихся.Как показывает практика, именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создает у ученика отрицательное...

Выступление на ШМО: "Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"

quot;Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"...