ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
учебно-методический материал
Повышение продуктивности дидактического
процесса при подготовке учащихся к ГИА
посредством организации
здоровьеориентированного образовательного
процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_posobie.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА
ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методическое пособие для учителя
по формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся
Данное методическое пособие затрагивает вопросы формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся общеобразовательных школ. Рассматриваются пути повышения продуктивности дидактического процесса при подготовке старшеклассников к государственной итоговой аттестации посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса.
Пособие предназначено для учителей общеобразовательных школ.
Содержание
Стр. | ||
Пояснительная записка………………………………………………… | 5 | |
Глава1. | Теоретический материал……..……………………….. | 6 |
Глава 2. | Организация здоровьеориентированного образовательного процесса при подготовке учащихся к ГИА | |
2.1. Цель и задачи ………………………..……………. | 7 | |
2.2. Приемы организации здоровьеориентированного образовательного процесса, обеспечивающие достижение положительной динамики показателей продуктивности дидактического процесса …..……………………… | 8 | |
2.3. Система работы учителя по повышению продуктивности дидактического процесса при подготовке учащихся классов к ГИА посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса…… | 10 | |
2.4. Показатели продуктивности дидактического процесса при подготовке учащихся к ГИА посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса и методики, используемые для их измерения | 15 | |
Литература………………..………………………….…… | 16 | |
Приложения | Приложение №1. Задачи, содержащие сведения о здоровом образом жизни и об организме человека…………… | 17 |
Приложение №2. Учет ведущей модальности учащегося как одно из средств здоровьесбережения (мастер-класс) | 18 | |
Приложение №4. Упражнения для уменьшения мышечного и эмоционального напряжения…….……………….. | 31 | |
Приложение №5. Методики, используемые для измерения показателей продуктивности дидактического процесса ……………………………...………………...……… | 32 |
Пояснительная записка
Великий французский мыслитель эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо сказал: «Прежде, чем сделать ребенка умным и сообразительным, – сделайте его здоровым»! Результат обучения прямо зависит от того, умеет ли ученик самостоятельно приобретать знания, насколько высока его мотивация к учению. Но многие учащиеся не имеют понятия об особенностях своего организма, не научены преодолевать проблемы, возникающие при подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Замечено, что старшеклассники перед экзаменами практически не обращают внимания на состояние собственного здоровья, полагая, что единственно важно систематизировать знания по учебному предмету. Но состояние здоровья ребенка, несомненно, влияет на образовательный результат! Еще В.А.Сухомлинский отмечал, что у 85% «слабых» учеников основная причина отставания - плохое состояние здоровья [11].
Поэтому несомненной является постановка акцента на формировании дидактической системы учителя по принципу здоровьецентризма, организации здоровьеориентированного образовательного процесса.
Данное методическое пособие предназначено для учителей общеобразовательных школ, независимо от используемого учебно-методического комплекта.
В нем описываются приемы здоровьесозидания, которые помогут в разрешении противоречия между необходимостью повышения продуктивности дидактического процесса при подготовке учащихся к ГИА посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса и недостаточной разработанностью средств для осуществления этого процесса в традиционной школе.
Глава 1. Теоретический материал
В контексте темы данного пособия «дидактическая система учителя» понимается как «упорядоченная совокупность целей, содержания, способов и результатов деятельности учителя, содействующая здоровью учащихся» (И.В. Ирхина) [3]. Ее методологическая основа - принцип здоровьецентризма (В.Н. Ирхин).
Принцип здоровьецентризма заключается в целевой установке педагога на здоровье ученика, при этом организация и содержание учебного процесса ориентированы на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей [2].
Это особенно важно в условиях влияния информационных перегрузок, стрессогенных факторов. Речь идет о периоде подготовки к ГИА. Организация здоровьеориентированного образовательного процесса на уроках – особая забота учителя.
Выделяется ряд понятий: «мотивация к учению»; «тревожность»; «устойчивость к стрессам»; «логическая память», «познавательная самостоятельность».
Особую важность имеют внутренние мотивы учения (Подласый И.П.): саморазвитие, познание нового, понимание необходимости учения для всей дальнейшей жизни (именно этот мотив связывается с перспективами подготовки к ГИА) [5].
Тревога - это состояние внутреннего беспокойства, связываемого человеком с прогнозированием опасности [10]. В Большой психологической энциклопедии тревожность определяется как склонность к переживанию тревоги, характерная низким порогом ее появления [1].
Стресс - это состояние напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия [1]. Среди его проявлений - нервозность, головная боль, тремор, мысли как бы улетучиваются [6]. После стресса физиологические показатели нормализуются не сразу, бывает, требуется несколько дней [13]. Для человека, устойчивого к стрессам, он мобилизует энергию, но не превращается в регулятор деятельности.
Память - это свойство мозга, позволяющее воспринимать, хранить и воспроизводить информацию [14]. Логическое запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. У подростка доминируют логически обоснованные процессы.
Познавательная самостоятельность – это специально организуемый процесс познания, «в котором проявляется активность личности, ее инициативность, способность к самостоятельным суждениям» (И.Ф. Исаев) [8].
Глава 2. Организация здоровьеориентированного образовательного процесса при подготовке учащихся к ГИА
2.1. Цель и задачи
Цель педагогической деятельности в обозначенном направлении - создание условий для пoвышения прoдуктивности дидактического процесса c помощью организации здоровьеориентированного образовательного процесса.
Достижение цели предполагает решение задачи выявления и использования приемов организации здоровьеориентированного образовательного процесса, основанных на принципе здоровьецентризма, а также создания условий для формирования у учащихся «бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью» [12].
2.2. Приемы организации здоровьеориентированного образовательного процесса, обеспечивающие достижение положительной динамики показателей продуктивности дидактического процесса
Организация здоровьеориентированного образовательного процесса проходит посредством применения следующих приемов:
- рациональная организация урока;
- повышение мотивации учащихся к учебной деятельности;
- активизация инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- использование заданий, связанных со здоровьем человека;
- индивидуализация педагогических воздействий;
- уменьшение тревожности, формирование адекватной самооценки.
Посредством использования перечисленных приемов в процессе подготовки старшеклассников к ГИА можно решить проблемы:
- невысокую мотивацию к учению: охватить огромный объем учебной информации подростку представляется очень сложным;
- тревожность; причем чем ближе экзамен, тем она выше;
- неумение преодолеть стресс;
- недостаточно тренированная логическая память;
- невысокий уровень познавательной самостоятельности (таблица 1).
Таблица 1. Приемы организации здоровьеориентированного
образовательного процесса при подготовке учащихся к ГИА
№ | Приемы организации здоровьеориентированного образовательного процесса | Показатели продуктивности дидактического процесса | ||||
Мотивация | Тревожность | Стрессоустойчивость | Объем логической памяти | Познавательная самостоятельность | ||
I | Рациональная организация урока | V* | V* | V* | ||
II | Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности | V* | V* | V* | ||
III | Активизация инициативы, творческого самовыражения | V* | V* | V* | V* | V* |
IV | Использование заданий, связанных со здоровьем | V* | V* | V* | ||
V | Индивидуализация педагогических воздействий | V* | V* | V* | V* | |
VI | Снижение тревожности, формирование адекватной самооценки | V* | V* | V* |
V* = «влияет на показатель», отметка поставлена достаточно условно, так как любой из перечисленных приемов обеспечивает повышение уровня каждого показателя в той или иной степени.
2.3. Система работы учителя
по повышению продуктивности дидактического процесса
при подготовке учащихся к ГИА посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса
В соответствии с названными целями и задачами используются различные приемы повышения продуктивности дидактического процесса посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса при подготовке учащихся к ГИА (таблица 2).
Таблица 2 . Система работы учителя
при подготовке учащихся к ГИА посредством организации
здоровьеориентированного образовательного процесса
Решаемые проблемы | Приемы | Пути реализации приемов |
Низкая мотивация к учению,
тревожность, низкая стрессоустойчивость, невысокий объем логической памяти невысокий уровень познавательной самостоятельности | Рациональная организация урока | Гигиенические условия в кабинете. Проведение динамической паузы, гимнастики для глаз. Создание благоприятного психологического климата. Рефлексия |
Повышение мотивации к учебной деятельности | Планирование целей и задач обучения самим учеником. Сохранение активности. Поддержка интереса. Использование эффекта загадки | |
Активизация инициативы и творческого самовыражения | Методы свободного выбора. Методы, приемы, средства, направленные на самопознание, развитие познавательной сферы | |
Использование заданий, связанных со здоровым образом жизни | Задачи с практическим содержанием, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни | |
Индивидуализация педагогических воздействий | Планирование для отдельных групп учащихся. Оптимальный объем информации, распределение заданий по степени сложности. Использование приемов интерактивного обучения | |
Уменьшение тревожности, формирование адекватной самооценки | Психолого-педагогические занятия с элементами тренинга, создание ситуации успеха. Адекватная самооценка деятельности, самоконтроль |
Рациональная организация урока служит для обеспечения условий успешного учения школьников, предотвращения их перегрузок, исключает интеллектуальное безделье школьника. В организации урока учитываются его плотность, количество и смена видов учебной деятельности и видов преподавания, чередование поз учащихся, применение технических и информационных средств в соответствии с установленными нормами и требованиями, периоды работоспособности учащихся. Наряду с этим, используются:
а) проведение динамической паузы, гимнастики для глаз. Наряду с использованием комплекса упражнений, рекомендованных СанПиН [7], тренажера для глаз Базарного В.Ф. автором пособия используется прием «Зарядка в тему». Пример:
- Проводим руками по ребрам большого воображаемого куба. Смотрим на кончики пальцев, затем резко переводим взгляд вдаль.
- Танцующий график (под музыку выполняются взмахи руками вдоль воображаемых ветвей тангенсоиды, по команде меняются «ветви»).
б) Создание благоприятного психологического климата на уроке, его эмоциональная окрашенность. Улыбка, добрый смех помогут справиться с утомлением, при этом происходит стимуляция и мыслительных процессов. Для организации эмоциональных разрядок можно использовать педагогическую технику «Диктор», например, теорему Пифагора прочитать тихо, выделяя голосом ключевые слова.
в) На этапе рефлексии помогут речевые клише: «Мой главный результат сегодня в том, что…», «Наибольшее затруднение …, потому что…».
г) Гигиенические условия в учебном кабинете несомненно должны соответствовать требованиям СанПиН, в его экологическое пространство входит озеленение.
II. Использование способов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности.
Педагог, работающий на повышение мотивации, помогает ученику и, значит, поддерживает его здоровье.
Возможные способы повышения мотивации.
1.Сохранение активности. Активизирующий эффект дают ситуации, в которых ученики обсуждают различные способы выполнения задания; объясняют одноклассникам непонятые места (ученическое консультирование).
2. Поддержка интереса. Л.С. Выготский сказал: «чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным» [5]. Во избежание «психологического пресыщения» необходима тесная увязка ранее усвоенного с новым материалом.
Для формирования познавательных интересов, реализации межпредметных связей хорошо срабатывает прием «Этот день в истории». Например, 15 февраля отмечено, что в 1717 году в этот день вышла в свет книга «Юности честное зерцало», в которой изложены правила поведения «младых отроков», а также образцы написания арабских цифр.
Один из способов поддержания интереса - стимулирование вопросов учащихся. Например, «Парный взаимоопрос»: учащиеся опрашивают и оценивают друг друга в течение 1-3 минут. Обязательное «спасибо» в конце опроса всегда вызывает улыбку.
Использование накопительных баллов по теме: за «небольшие» ответы, интересные вопросы, уместные замечания ученик получает отдельные баллы, которые затем суммируются. При этом очевидно соблюдается правило мотивации, когда ребенок сравнивает свои достижения со своими результатами, а не с успехами других детей. Накопительные баллы также применяются на ЕГЭ.
Присваивания «Титулов-однодневок» (например, консультант дня) используются как качественная оценка учебного достижения, это способствует положительному фону урока.
Прием «Высказывание-мотивация» используется для актуализации предыдущих достижений («вчера мы хорошо поработали…»), небольшой неудовлетворенности («но мы еще не рассмотрели важное обстоятельство»); усиления мотивов ориентации на работу («на ГИА это необходимо в такой ситуации…», «ты справишься, но для этого еще нужно…»); усиления мотивов любознательности («знаете ли вы…»).
3. Планирование самим учеником целей и задач учения. Это не только формулировка цели и задач урока, но и планирование выпускником уровня прохождения ГИА, будущего социального самоопределения, а также вытекающих из этого задач.
4. Использование эффекта загадки. Детей всегда интересуют замысловатые задания, они с удовольствием разгадывают кроссворды, загадки, например, «спрятанную» в ребус тему урока или новый термин.
III. Использование методов, приемов, средств, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
Используются:
1. Методы свободного выбора:
- способа взаимодействия (в группе, в паре, с консультантом, с учителем, самостоятельно при дозированной помощи извне);
- «выгодного» способа решения. Выгодный тот способ, который придает школьнику уверенность и обеспечивает наименьшее количество ошибок (не всегда совпадает с наиболее рациональным или «красивым» решением).
«Поспорим». Учащимся предлагается наметить план решения задачи (задания подбираются из КИМов так, чтобы можно было предложить различные способы). С места встают все, кто готов поспорить. Тот, кто услышал собственную идею, садится на место. Этот же прием поможет при запланированной учителем встрече с ошибкой. Использование метода способствует снятию физического напряжения.
- обоснование выбора (проговаривание во внешней речи или «про себя»).
- выбор заданий «своего» уровня сложности по правилу «Руби сук по себе!»).
- выполнение дифференцированного домашнего задания по выбору.
2.Методы, приемы, средства, направленные на самопознание и развитие познавательной сферы учащихся.
Можно использовать следующие формы педагогической деятельности или их сочетание:
- фронтальная. Самопознание в процессе естественной деятельности (коммуникативной, познавательной, творческой);
- индивидуальная. Совместно с педагогом-психологом проводится работа с теми учащимися, которые имеют проблемы, связанные с самопознанием (например, завышенная самооценка).
В процессе подготовки к ГИА большую роль играет развитие познавательных процессов школьника: внимания, воображения, памяти, мышления. Используются следующие методы:
- репродуктивные (решение по образцу, сверка с готовым решением), анализ таблиц, различных моделей. Выполнение заданий по алгоритму – важное умение для подготовки к ГИА.
Для усваивания рутинной информации можно использовать мнемонические приемы запоминания:
- созвучное проговаривание (ор-р-рдината – это игр-рек),
- включение механизмов двигательной памяти: «Косинус любит себя» (руки вразмах – вот ось косинусов), ведь в формулах «про косинус» формула почти всегда начинается с него же.
Используются выработанные учащимися правила подготовки к ГИА из «Комплекта Ленивого»: «Делай что-нибудь» (в тригонометрии ведет к разгадыванию замысла автора), «Береги голову» (вычисляем только письменно), «Не верю! (перечитай вопрос, пересчитай заново).
Проблемное изложение используется для формирования понятий. Например, при составлении структурно-логической схемы родственной темы.
Эвристический метод. Изучение материала осуществляется с формулировкой выводов. Школьник определяет позицию в отношении собственных проблем и постепенно формирует план подготовки к ГИА.
Исследовательский метод применяется при нахождении способов решения самых сложных заданий (например, с параметром). Срабатывает прием «Размечтался» (изменение условия задания), например, «Если бы ΔАВС содержал угол 300, то решение сводилось бы к рассмотрению случаев…).
IV. Использование в содержательной части урока заданий, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Создание моделей ситуаций ГИА позволяет учащемуся использовать знания, а не тяготиться ими.
V. Индивидуализация педагогических воздействий.
С помощью педагога-психолога определяются темперамент особенности когнитивного стиля, доминирующий вид сенсорной модальности (приложение №2), других индивидуальных особенностей ребенка, требующих от педагога гибкости.
Это позволяет строить работу с классом с учетом особенностей отдельных учеников. Например, составляется специальное планирование урока (или фрагмента урока) для групп учащихся (приложение №3).
Мотивировать школьников на учебную деятельность помогает предоставление возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией. Поэтому как один из способов индивидуализации педагогических воздействий рассматриваются приемы интерактивного обучения, при использовании которых исключено неучастие ученика в процессе познания.
Один из приемов групповой работы - «Конверт задач». Он сочетает в себе самостоятельную работу с эвристической игрой-соревнованием. На каждую группу выдаются конверты с одинаковыми разноуровневыми заданиями. Необходимо в краткий промежуток времени решить как можно больше. Дети сами распределяют, кто из них какое задание выполнит. Они привыкают выбирать посильное задание, не теряться при виде их множества (приложение №3).
Прием «Закладка-шпаргалка». Может использоваться как способ организации предваряющего чтения или составления структурной схемы изученного материала. Закладка – мини-конспект, титульный лист которого может быть оформлен творчески. На ней ученик делает заметки по теме. На уроках осуществляется обсуждение, поиск ответов на возникшие вопросы.
Взаимообмен заданиями (автор – М.А.Мкртчян, г. Красноярск). Из двух заданий каждый выбирает более понятное. Составляются временные пары. Дети меняются карточками: А обучает Б, а Б обучает А. Затем задание выполняется. Проверив решение, напарники расходятся.
С целью оказания помощи проводятся «Пятиминутки не в теме», на которых ученики обсуждают решение заданий из тренировочных КИМов.
VI. Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.
В соответствии с рекомендациями педагога-психолога необходимо приучать школьников снимать мышечное напряжение, беспокойство с помощью упражнений (приложение №4). Проводятся занятия с элементами тренинга, на которых формируются позитивные установки, помогающие справляться со стрессом [4].
Вселить в ученика уверенность в его возможностях поможет создание ситуации успеха. Технологически состоит из следующих операций:
- внушение мотива: «это нужно тебе, чтобы…»;
- предвосхищение результата: «ты с этим справишься»;
- инструктирование ученика о способах действий и формах деятельности;
- персональная ответственность: «твои старания важны»;
- положительная оценка отдельной детали, она помогает эмоционально пережить успех, не дожидаясь результата в целом.
Демонстрацией учебных достижений является портфолио. Важно, чтобы портфолио хранились у ученика дома, чтобы избежать соблазна сравнить свои достижения с успехами других.
Во время знакомства с процедурой проведения экзамена используется разбор конкретных ситуаций, возникавших или могущих возникнуть.
Самооценка деятельности и самоконтроль позволяют ученику не только оценить свои результаты, но и (это не менее важно) суметь перестроить план действий в зависимости от изменившихся условий. Формированию адекватной самооценки помогает выработка навыков самоорганизации. Приемы формирования навыков самоконтроля и самоорганизации (умения работать без стимулирования извне):
- работа в группе, взаимопроверка результатов и способов решения задачи;
- решение задания с помощью подсказок, например, с помощью разноуровневых суперкарточек. Такая карточка имеет два листа: на первом записано само задание, второй лист дважды завернут. Ученик, разворачивая второй лист в первый раз, видит подсказку, во второй раз - полное решение задания. Такая карточка поможет организовать работу в паре, самопроверку, а также быструю проверку решения учителем;
- взаимопроверка при работе в паре;
- сверка с готовым (шаблонным или эталонным) решением;
- проверка «Одним взглядом». Учащиеся с мест демонстрируют работы. С помощью этого приема удобно проверять правильность построения чертежа или проводить тест;
- «Релейная проверка». Учитель проверяет задание у того ученика, который первым справился. Затем они оба производят проверку следующих, количество проверяющих увеличивается очень быстро. Прием позволяет вырабатывать у детей математическую зоркость, умение обосновать свое суждение, экономить время урока. Происходит естественное обогащение речи учащихся как развитие способов представления ими предметного знания (приложение №3).
2.4. Показатели продуктивности дидактического процесса при подготовке учащихся к ГИА посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса и методики, используемые для их измерения
Основным педагогическим результатом являются обученность учащихся и сформированность общеучебных умений и навыков.
Формам контроля для измерения показателей продуктивности дидактического процесса:
- мониторинг успешности освоения основной образовательной программы,
- сравнение успехов ученика с его прошлыми достижениями;
- государственная итоговая аттестация.
Критерием результативности является уровень проявления показателей продуктивности дидактического процесса посредством организации здоровьеориентированного образовательного процесса при подготовке учащихся к ГИА.
Показатели продуктивности дидактического процесса и методики, используемые для их измерения (приложение №5), представлены в таблице 3.
Таблица 3. Показатели продуктивности дидактического процесса
и методики, используемые для их измерения
Показатель | Используемая методика |
Мотивация к учению | Анкета «Как вы относитесь к учебе по различным предметам?» (на основе анкеты Т.И. Шамовой) |
Тревожность | Тест ситуативной тревожности Спилбергера - Ханина |
Устойчивость к стрессам | Тест на оценку стрессоустойчивости (разработан в Медицинском центре Университета Бостона) |
Объем логической памяти | Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» |
Познавательная самостоятельность | Диагностика уровня познавательной самостоятельности учащегося (по материалам опросников Спилбергера, Осницкого) |
Библиографический список
- Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/, свободный. Загл. с экрана.
- Ирхин, В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья / В.Н. Ирхин: монография. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 279 с.
- Ирхина, И.В. Дидактическая система учителя: концепция и технология развития / И. В. Ирхина: монография. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 213 с.
- Липская, Т., Кузьменкова, О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников) [Текст] // Липская Т., Кузьменкова О. Школьный психолог. 2008. № 9.
- Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / М.: Просвещение, 2006.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/, свободный. Загл. с экрана.
- Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Смирнов Н.К. Издательство «АРКТИ», 2006.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / СПб.: издательство «Питер», 2000.
- Сухомлинский, В.А. «О воспитании» [Текст] / М: Политиздат; изд. 5-е, 1985.
- ФГОС СОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/, свободный. Загл. с экрана.
- Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореферат дис. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.no-stress.ru/stress/stress_science/surveys.html, свободный. Загл. с экрана.
- Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/, свободный. Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.
Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...
Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)
В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...
Система уроков развития речи в повышении качества подготовки учащихся к ГИА
Урок 1:Тема: Сочинение-описание природы родного краяТип урока: Развитие речиПроблема: Трудности, возникающие у учащихся при написании сочинений-описанийЦель урока: Использование различных словарей в л...
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Мои друзья французы» как средство повышения мотивации учащихся и подготовки учащихся к участию в международном школьном обмене
Автор рассматривает возможность использования занятий внеурочной деятельностью для подготовки учащихся к участию в школьном международном обмене....