Роль пословиц и поговорок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.
методическая разработка по теме

Богатырева Татьяна Николаевна

Мудрость народа как нельзя лучше воплощена в пословицах и поговорках. Пословица - жанр фольклора, распространенное в повседневной речи, краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям. Ритмический строй пословицы отмечается повышенной четкостью.

Поговорка — жанр фольклора, вошедший в повседневную речь, образное выражение. В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения. Пословицы и поговорки — неотъемлемая часть живой разговорной речи. Недаром народ говорит: «Пословица не умеет лгать», «Умный человек не говорит без пословицы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poslovits.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль поговорок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и  старшего возраста с диагнозом ОНР.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Богатырева Татьяна Николаевна.

2013 год 

Литература:

  1. Серия журналов «Дошкольное воспитание». Беседы о языке.
  2.  Елкина Н.В. «1000 загадок», Ярославль 1997г.
  3.  «Придумай слово» О.С. Ушакова, Москва. «Просвещение» 1996 г.
  4.  «Путешествие в страну игр», «Загадки и скороговорки” О.Н. Козак «Союз». Санкт-Петербург 199Зг.
  5.  Серия журналов «Материнство». «Издательство дом» 1996-1997гг.
  6.  «Учите, играя» А.И. Максакова‚ Г.А. Тумакова, Москва, «Просвещение» 1983 г.
  7.  «Учите детей отгадывать загадки». Ю.Г. Илларионова. Москва «Просвещение» 1985г.
  8.  «Как работать с маленькими детьми» авт. Дженни Лешли, Англия, Москва. «Просвещение» 1993 г.
  9. «Новые загадки для самых маленьких». Гурин Ю.В. Санкт-Петербург 1998 г.
  10. «Тайна русского слова» (заметки русского человека) Василий (Фазиль) Изарбеков.
  11.  «Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушакова, Н.В. Гарвиш
  12. «Музыка звуков» Е.А. Левчук
  13. «Жизнь детей и решение проблем» Л. Нагорная
  14.  «Словом душа растет» Н.А. Уликова.

План:

  1.  Вступление. Из истории создания пословиц.
  2. Предварительная работа.
  3. Конкретная работа.
  4.  Трудности в работе.
  5. Итоги работы.




1 ЧАСТЬ
        Обратимся к истории. Мудрость народа как нельзя лучше воплощена в пословицах и поговорках. Пословица - жанр фольклора, распространенное в повседневной речи, краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям. Ритмический строй пословицы отмечается повышенной четкостью.

Поговорка — жанр фольклора, вошедший в повседневную речь, образное выражение. В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения. Пословицы и поговорки — неотъемлемая часть живой разговорной речи. Недаром народ говорит: «Пословица не умеет лгать», «Умный человек не говорит без пословицы».

«Мы учим русскому народному языку на пословицах, - писал К. Д. Ушинский‚ — ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем». «Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги» - писал Горький. Известный филолог и этнограф прошлого столетия А. А. Потебня считал пословицу чем-то схожим с алгебраической формулой, которую легко можно использовать при решении многих арифметических задач. Он же указал два возможных варинта возникновения пословицы:

  1. Люди могли в лаконичной форме передавать суть наблюдаемых ими событий, отношений, взаимосвязей элементов действительности. Этим путем, по мнению ученого, возникла пословица «сухая ложка рот дерет». Очевидно, так и было: крестьяне ели и пили при помощи самодельных, выстроганных из дерева ложек, которые могли иметь зазубринки, шершавые места. Вполне можно ободрать язык или губу, взяв в рот такую ложку. Этот прозрачный образ помог фразе обрести новые, переносные значения: 1. Оказываемая услуга кому-либо должна быть предварена каким-либо подарком с его стороны; без подарка не расположить в свою пользу; 2. Приглашая гостя пообедать, хозяин перед едой должен угостить его спиртным.
  2. Второй путь ученый видел в сгущении мысли, т.е. содержания какого-либо худ. произведения. Этот пугь он описал на примере сказок, басен. Изучая историю текстов, можно видеть, как часть сказки, басни, загадки становится пословицей, сохраняя свой подтекст. Образ, сохраняясь в целостности, позволяет заменить долгие речи знакомым символом, который представлен в расхожей пословице.

Пословица — это результат обобщения самых разных жизненных ситуаций, возникших в ходе исторических событий, в повседневном быту, в профессиональной деятельности, а также следствие наблюдений за явлениями природы и попыток осмыслить неизвестное и непонятное в действительности.

Пословицы и поговорки - это своего рода моральный кодекс, передающийся из поколения в поколение, свод суждений, категоричных по форме, глубоких и самобытных по содержанию. Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека - поиском и определению таких понятий, как добро и зло, правда и кривда‚ ЗЛО И ЖЗЛОСТЬ, сострадание.

II. А.  Посылом к использованию пословиц и поговорок явилось то, что с детства в речь детей входит много штампов, «концеляритов» (К. И. Чуковский), которые мертвят живую речь и в современных условиях являются одной из опасностей для литературной речи, которую все больше хотят смешать с разговорной. Дети привыкают говорить штампами, слитными блоками казенных слов, что ведет к утрате живого языка и безусловно отражается на его грамматической стороне и выразительности речи. Это прослеживается и у детей с ОНР, словарный запас которых в большинстве своем достаточно беден, однако очень часто в их Речи можно услышать универсальные слова, типа «прикольно» и др.

В. «Фундамент» для работы с пословицами и поговорками уже заложен — ЭТО работа над загадками, которые по своему стилистическому строению близки к пословицам и поговоркам.

работа над загадками, пословицами и поговорками:

  1. Повышает у детей уровень речевой культуры, которую принято обозначать термином «хорошая речь». В это понятие включзется три признака: богатство, точность, выразительность речи.
  2. Дети учатся понимать смысловые оттенки слов, знакомятся с их многозначностью‚ учатся понимать образную сущность художественной речи, переносное значение загадок, пословиц и поговорок.

Таким образом, мы можем проследить связь каждой речевой задачи с развитием образности речи при работе над пословицами и поговорками.

А. Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместное употребление может подчеркнуть его образность.

В. Формирование грамматического строя речи. В плане образности особое значение приобретает овладение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурные и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании; дети учатся оформлять свои высказывания грамматически правильно и одновременно выразительно [порядок слов, построение различных типов предложений.)

С. Фонетическая сторона речи. От нее во многом зависит интонационное оформление высказывания, отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя (выразительность, темп, дикция).

Работа над пословицами и поговорками очень сложная, творческая. Добиться результата можно только проводя работу систематично, последовательно, при тесной связи с воспитателями и родителями. Надо отметить, что в начале нашего совместного творческого пути, родители испытывали не меньшие затруднения при объяснении пословиц, чем дети старшей группы с диагнозом ОНР. Это все ярко показывает на процесс омертвление живой речи и смешение литературной речи с разговорной.

В своей работе я иду от простого к сложному, учитывая конкретный характер мышления детей с ОНР, особенностей их образного и наглядного восприятия. Поэтому, работа над каждой пословицей проводится последовательно и поэтапно.

 Выбор пословицы или поговорки зависит от лексической темы и от тех ситуаций, которые складываются между детьми в группе в течение дня. Как правило, пословица является итогом, заключением, выводом после прочтения сказки, басни, рассказа и разбора той или иной ситуации.

Работая над пословицами и поговорками, следует:

  1. Закрепить знания детей о том, что такое пословица или поговорка.
  2.  Объяснить детям смысл, который непосредственно в них выражен, подкрепив это наглядным материалом (см. картотеку пословиц, поговорок), обратить внимание детей на смысл и значение непонятных или малознакомых слов.
  3. Объяснить смысл этой же пословицы, который возникает от применения к самым разным ситуациям и положениям на примере сказок, басен, рассказов и примеров из жизни. Учить понимать обобщенное значение пословицы и поговорки.
  4. Научить составлять по пословицам и поговоркам небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Объясню на примере пословицы «делу - время, потехе — час».

Дети заигрались и не обратили внимание на то, что я попросила подготовиться к занятию. Тогда мне пришлось воспользоваться нашим «волшебным» колокольчиком. На его звук дети отреагировали. Когда они собрались около меня, я объяснила им, что свободного времени на следующую потеху (игру) у них осталось значительно меньше, так как оно будет занято занятием. В конце занятия, подводя итог, я сказала детям поговорку, попросила объяснить значение слова «потеха», привела наглядный пример из картотеки пословиц.

Во второй половине дня воспитатель прочитала детям басню Крылова «Стрекоза и муравей». И как итог прозвучала пословица «делу - время, потехе — час». После чего дети нарисовали свои рисунки к пословице и составили к ним небольшие рассказы. Теперь, если кто-то из детей не торопится заниматься, часто можно услышать, что кто-то из детей ему говорит: «Делу - время, потехе - час».

Таким образом, пословица служит мотивом к действию. Больше всего в работе я использую пословицы, обращенные к нравственной сути человека.

  • В решении конфликтных ситуаций используются пословицы: 
  • Делают зло — на добро не надейся.
  • Сила не в силе, а в правде. 
    Выше головы носа не поднимай.
  • Кто весел, а кто и нос повесил.

  • На занятиях используются пословицы:
  • Делу - время, потехе — час.
  • Дело мастера боится.
  • Чужой ум — хорошо, а свой - лучше,.
  • Языком не спеши, а делами не смеши.
  • Слово - не воробей, вылетит — не поймаешь.
  • Хорошие речи хорошо и слушать.

  • Когда ребенок на занятии не собран, вертится, отвлекается, мне помогают следующие пословицы:
  • Ленивому и лениться лень.
  • Ленивый сидеть устает.
  • Смотрит в книгу, а видит фигу.

  • Сосредоточиться, собраться, правильно прочитать букву слог, не слушать подсказки других детей нам помогают пословицы:
  • Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
  • Тот не ошибается, кто ничего не делает.

 

  • Про детей быстрых, находчивых мы обычно говорим:
  • Наш пострел везде поспел.

  • В ситуациям когда дети капризничают, требуют чего-то невозможного (особенно от родителей), мы говорим:
  • Ложкой моря не вычерпаешь.
  • В поле ветра не поймаешь.
  • Поперек себя не прыгнешь.

  • Быстрым, подвижным детям я часто говорю:
  • Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет.

Тем самым воспитывая в них чувство осторожности.

  • «Научила здороваться» детей пословица «на добрый привет - добрый и ответ».
  • Отправляясь на муз. занятие, мы вспоминаем пословицу «где песня льется, там счастливо живется».
  • чтобы поднять аппетит во время еды, я обычно говорю: «Сыт - весел, а голоден - нос повесил», «Аппетит приходит во время еды».

  • Знакомясь с временами года, я использовала пословицы:
  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Грач на горе - весна на дворе.
  • Что летом родиться, то зимой пригодится.
  • Осень идет и дождь за собой ведет.

  • Также я использую пословицы и поговорки при работе над автоматизацией И дифференциацией звуков (картотека).

Таким образом, мне очень хочется, чтобы на материале загадок, пословиц и поговорок дети научились среди своих сверстников реализовывать свой жизненный  опыт и выражать себя. Я думаю, что к концу подготовительной группы дети смогут более широко использовать пословицы и поговорки в своей речи, тем самым сохраняя эти народные жемчужины, которые пригодятся им в их дальнейшей жизни. Хочется закончить словами А.С. Пушкина, пожелать всем получать наслаждение от пословиц и поговорок, в коих «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пословиц и поговорок в жизни человека

Русский народ  создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные  былины, героические , волшебные, бытовые и пр...

Формирование словесно-логического мышления

В статье рассказывается об этапах формирования словесно-логического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья.....

ПРОЕКТ для детей младшего - среднего дошкольного возраста "Мир лего конструирования".

ВВЕДЕНИЕ Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательно – творческий, социально-коммуникативный.Участники проекта: дети, родители воспитанников, опекуны, воспитатели, специал...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Консультация на тему: «РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны прир...

Презентация к открытому уроку по английскому языку на тему" Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках. Средства художественной выразительности текста"

Презентация к открытому уроку в 9 классе на тему "Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках. Средства художественной выразительности текста"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе

Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...