Формирование словесно-логического мышления
статья на тему

Петракова Ирина Викторовна

В статье рассказывается об этапах формирования словесно-логического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovesno-logicheskogo_myshleniya.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

                                                                   Учитель-дефектолог:   Петракова И.В.

Познание человеком окружающего его мира осуществляется в 2-х основных формах:

     Без формирования чувственного познания мы не можем развить абстрактное мышление, поэтому при обследовании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья , мы чаще всего встречаемся с несформированностью  абстрактного мышления, с отсутствием многих обобщающих понятий, с нарушением познавательной деятельности, с ограниченностью восприятия окружающего мира  (в следствии многих причин).

     Поэтому приступая к работе с обобщающими понятиями, необходимо учитывать этапы формирования познания от  наглядно-действенного (чувственного) к  наглядно-образному и от них к словесно-логическому мышлению. Для создания понятия необходимо осмотреть предмет со всех сторон, вычленить его части, назначение; рассмотреть другой предмет из группы сходных предметов (обобщающих их понятия), вычленить его части, выяснить его назначение и т.д.

     Затем только соединив представления о каждом  из рассмотренных предметов, вычленить свойства, характерные для данной группы.

     Например, рассмотрев яблоко, грушу, сливу, виноград и т.д., выяснив форму, цвет, запах, вкус, размеры, места произрастания, особенности строения, можно приступить к нахождению общих признаков понятия «фрукты».

     Находим признаки существенные и несущественные (по сравнению с другими такими же предметами) и общие.

     Какие же можем применять приемы формирования понятий?

  1. Анализ
  2. Синтез
  3. Сравнение
  4. Абстрагирование (отвлечение)
  5. Обобщение (установление сходства)
  6. Классификация (распределение по группам).

После формирования понятия необходимо приступить к формированию «суждения»  (это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или  их отношениях).

Например, суждение: «Все фрукты растут на деревьях в саду». Значит, «слива – это фрукт, так как растёт в саду на дереве».

Необходимо научить ребёнка рассуждать. Непосредственный фактор, приводящий ребёнка к умозаключению  (форма мышления, посредством которой из суждений мы по определённым правилам , выводам получаем заключения, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

Умение рассуждать у детей, имеющим отклонения в развитии, затрудненно из-за недостаточности словарного запаса. Для этого мы и распределяем весь лексический материал по дням недели. Дети знакомятся с новыми словами,  включают их сначала в пассивную , а затем в активную речь.

Необходимо свои занятия планировать таким образом, чтобы от простого рассматривания, анализ и синтеза предмета перейти к сравнению их между собой, вычленения всех признаков, обобщения и классифицирования, прийти к «суждениям». Необходимо  выслушивать каждого ребёнка, дать возможность ему выговориться; научиться правильно, последовательно выражать свои мысли, направляя  ход  мыслей ребёнка.

Большая проблема в коррекционных группах – ответы на вопрос «почему?», как правило отсутствуют, что говорит о нарушении активной познавательной деятельности ребёнка.

Необходимо бесконечно спрашивать ребёнка:  почему он так думает, чтобы услышать ход его рассуждений и его умозаключения, чтобы скорректировать умозаключение. Например,  даётся игра «Четвёртый лишний», в которой даны картинки «кровать», «стул», «стол», «холодильник». Чаще всего дети относят к мебели, которая работает от электричества, а не к бытовому прибору. Когда дети начинают рассуждать, о том, какой предмет лишний, вы сразу же можете услышать на каком уровне получилась недоработка или сформировалось ложное понятие (очевидно,  плохо отработаны признаки  предметов, относящихся к понятию «бытовой прибор» или  суждение недостаточно точно.

Установление логических связей и закономерностей – процесс очень непростой и требует облачение в словесную форму ( в уме или в говорении). Ведь речь и мышление развиваются одновременно и очень зависят друг от  друга. Кажется, А. Шопенгауэр сказал: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Использование игр в развитии у детей словесно-логического мышления

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собств...

Роль пословиц и поговорок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.

Мудрость народа как нельзя лучше воплощена в пословицах и поговорках. Пословица - жанр фольклора, распространенное в повседневной речи, краткое, ритмически организованное изречение, интересное не толь...

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

 Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- л...

Упражнение на развитие словесно-логического мышления

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые р...

Методические рекомендации "Формирование функциональной грамотности детей с нарушением слуха на основе развития речи и словесно-логического мышления"

В условиях современного общества неотъемлемой частью базового образования каждого школьника является функциональная грамотность, так как она способствует успешному взаимодействию с окружающими людьми ...