ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по теме
Актуальность :
Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:
недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений
отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией
отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов
отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.36 КБ |
rannyaya_pomoshch.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность :
Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:
- недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений
- отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией
- отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов
- отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска
Основной целью Центра является создание - Лекотеки для ранней стимуляции и коррекции развития детей с патологией.
Одной из организационных форм ранней помощи является - лекотека.
Сущность лекотеки – это структурно – функциональная единица, в которой специалисты реализуют индивидуально – ориентированные коррекционно – развивающие программы , проводят работу по психологическому сопровождению семьи, в процессе игровой деятельности.
В помещении, где проводятся занятия, есть постоянные зоны ( спортивная сенсорная, коррекционно – развивающая).
Цели лекотеки:
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития;
- Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные учреждения , помощь в адаптации в семье и в других социальных группах.
Задачи:
- Создание условий для психологической разгрузки воспитанникам центра;
- Организация системы работы по оказанию психологической помощи детям-инвалидам, не посещающих центр;
- Оказание помощи родителям, испытывающим психологические трудности;
- Помощь и поддержка родителям, имеющих детей-инвалидов.
Основные участники проекта
- Воспитанники центра
- Дети- инвалиды
- Дети дошкольного возраста не посещающие детский сад.
- Коллектив сотрудников центра
Ожидаемый результат
Создание ранней психолого-педагогической помощи позволит ослабить или предотвратить последствия патологии, если:
- организация и содержание программы коррекционной помощи будут соответствовать потребностям ребенка с патологией и его семьи;
- при реализации содержания программы сотрудники центра и родители будут готовы работать междисциплинарной командой;
- родители, получившие помощь в Центре, будут активно реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной динамики в развитии ребенка;
- организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических принципов, так и специальных.
Посещение данной комнаты положительно скажется на психическом здоровье детей дошкольного возраста, окажет благоприятную эмоциональную направленность. Необычная развивающая среда создаст новые условия и возможности обучения детей, доставит много радостных минут и счастливых мгновений детям инвалидам, детям переживших стресс и трудности в семье.
Систематическая работа комнаты психологической разгрузки позволит оказывать релаксационные паузы большому количеству населения .
Отличительной чертой нашей системы коррекционного воздействия является интеграция социально-психологических, педагогических и терапевтических программ ранней помощи, где центром работы является психическое и соматическое здоровье, развитие личности ребенка с патологией при непосредственном участии родителей, особенно матери, поскольку материнское общение имеет решающее значение для раннего психического и соматического здоровья.
Реализация проекта рассчитана на 5 лет 2012-2017 г.г.
Разработать гибкую систему функционирования Центра исходя из потребностей семьи и общества (домашнее визитирование 0-1 мес.; консультационная группа; группа кратковременного пребывания от 1 мес. до 1 года; коррекционные группы от 1 до 3 лет; общеобразовательные группы от 3-7 лет).
- Мотивировать родителей и членов семьи на активное участие в воспитании и обучении собственного ребенка, раскрывать значимость психолого-медико-педагогической работы для стимуляции развития ребенка (предусматривается организация занятий, семинаров, дискуссионных групп, тренингов для вхождения семьи в работу Центра, которые проводятся не только специалистами, но и родителями, имеющими опыт воспитания детей с особенностями развития).
- Выявить внутрисемейные отношения, диагностировать типы воспитания, осуществлять коррекционную работу.
- Разработать и апробировать различные методы раннего выявления, диагностирования психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка.
- Оказывать психолого-медико-педагогическую помощь детям раннего возраста с неврологической патологией и семье.
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Первый этап.
Представляет собой надомную работу с ребенком, имеющим патологию, от рождения до 1 месяца. Специалист приходит в семью 1-2 раз в неделю. Содержание его работы включает в себя различные формы стимуляции психомоторного развития и обучение родителей способам ухода и общения с новорожденным ребенком, оказание семье консультативных услуг.
Второй этап.
Представляет собой создание и организацию постоянно действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей раннего возраста от 1 мес. до 3 лет .
В состав консультационной группы включаются все специалисты коррекционного центра: психолог, логопед,учитель - дефектолог, воспитатель, инструктор по ЛФК, педиатр, невропатолог и другие.
Третий этап.
Представляет собой создание группы кратковременного пребывания, основная функция которой заключается в создании специальных условий для формирования у ребенка раннего возраста с патологией возрастных, типичных видов деятельности, а также осуществляется коррекционная работа с целью последующей интеграции этих детей в общеобразовательные дошкольные учреждения.
Четвертый этап.
Представляет собой создание постоянно действующих групп компенсирующего вида для детей с патологией в возрасте от одного до трех лет.
Работу в Центре отделения ранней психолого-медико-педагогической помощи необходимо построить в тесном сотрудничестве с детской поликлиникой, женской консультацией, муниципального управления здравоохранения, дошкольными образовательными учреждениями.
Софинансирование проекта включает : сухой бассейн, мячи массажные, комплект многофункциональных мягких модулей, сенсорная тропа для ног, тренажеры
Финансовое состояние проекта
Участие МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в софинансировании проекта составляет 25 % - 57 000 рублей, необходимые средства составляют 230 000 рублей, что включает в себя:
ремонт помещения- 150 000 рублей и приобретение сенсорного оборудования на сумму 80 000 рублей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность : Недостаточность специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений и психолого-педагогической поддержки детей с нарушением в развитии Отсутствие квалифицированных специалистов Отсутствие системы раннего выявления детей группы риска
Цель проекта Основной целью является - создание отделения для ранней стимуляции и коррекции развития детей с нарушениями в развитии. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка; Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития; Помощь в адаптации детям, поступающих в дошкольные учреждения
Задачи: Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья ( лекотека ); Организация системы работы по оказанию психологической помощи детям-инвалидам, не посещающих образовательные учреждения; Помощь и поддержка родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Основные участники проекта Дети с ОВЗ Специалисты Родители
Ожидаемый результат
Создание отделения ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ путем: Разработки программы коррекционной помощи детям с ОВЗ; Создания междисциплинарной команды специалистов; Сотрудничества родителей со специалистами с целью получения положительной динамики в развитии ребенка; Оснащения материально- технической базы.
Реализация проекта: 2012-2017 г.г.
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Первый этап. Надомная работа с ребенком, имеющим нарушение развития, от рождения до 1 месяца.
Второй этап. Создание и организация постоянно действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей раннего возраста от 1 мес. до 3 лет .
Третий этап. Создание группы кратковременного пребывания.
Четвертый этап. Создание постоянно действующих групп компенсирующего вида для детей с нарушением в развитии в возрасте от одного до трех лет.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЦАЦИЯМИ Детская поликлиники Дети и родители Женская консультация МАУ ДО ДЮЦ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Дошкольные учреждения города и района Управление образования и охраны детства Средства массовой информации
Возможные препятствия для реализации проекта:
Отсутствие оборудования для лекотеки и комнаты психологической разгрузки
Пузырьковая колонна
Сухой душ
Сухой бассейн
Звездная сеть с контроллером
Подушечки с гранулами
Потолок «Звездное небо»
Световой проектор
Панель «Бесконечность»
Софинансирование проекта включает : сухой бассейн, мячи массажные, комплект многофункциональных мягких модулей, сенсорная тропа для ног, тренажеры
Финансовое состояние проекта Участие МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в софинансировании проекта составляет 25 % - 57 000 рублей, необходимые средства составляют 230 000 рублей, что включает в себя: ремонт помещения- 150 000 рублей и приобретение сенсорного оборудования на сумму 80 000 рублей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи проектной деятельности".
В статье говорится о методах работы с детьми с ОВЗ....
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...
Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...
“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”
Обучение детей правилам поведения с помощью средств альтернативных коммуникаций...
Статья "Социально-педагогическая помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в России"
В настоящее время в России сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок с ОВЗ мог жить в нём, имея равные права, с другой – нет специальн...
Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов спорта»
Социализация и адаптация учащихся с ОВЗ и инвалидностью с помощью различных видов спорта....