Статья "Социально-педагогическая помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в России"
статья

Екатерина Ивановна Григорьева

В настоящее время в России сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок с ОВЗ мог жить в нём, имея равные права, с другой  – нет специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, учреждений и организаций, должностных лиц, за реализацию этих прав. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в России.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая социальная группа, разнородная по составу, виду и степени дефекта, по уровню развития и потенциальным возможностям, по полученному воспитанию и образованию, по возрасту, полу и т.д. Это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Под специальными условиями понимаются необходимые услуги по реабилитации, технические средства и приспособления, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

На сегодняшний день в России нет целостной, эффективно работающей системы социализации детей с ОВЗ, которая бы гарантировала им равные права с другими членами общества. Как правило, возможность реализовать свои Конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь для детей с ОВЗ пропорционально связана с социальным статусом их родителей. Чем ответственнее родители относятся к абилитации (реабилитации), воспитанию и обучению своего ребёнка, тем больше у него шансов к успешной интеграции в общество. При первичной социализации главную роль играет семья, откуда ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Вторичная социализация происходит в школе или других социальных институтах, где возникают новая обстановка и новые правила, в соответствии с которыми детям приходится действовать, приобщаясь уже к более многочисленной группе людей. Особенно важную роль в развитии личности детей с ОВЗ играет педагогическое сопровождение. В значительной степени именно оно обеспечивает оптимальное развитие и успешную социализацию. Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Ребёнок с ОВЗ в процессе социализации проходит через четыре образовательных пространства, образованных родителями, сверстниками, педагогами и специалистами (медицинскими работниками, специалистами по ЛФК и АФК, психологами, логопедами, дефектологами, работниками дополнительного образования и т.д.). Положительные результаты возможны только при тесном взаимодействии всех этих групп.

         В настоящее время в России сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок с ОВЗ мог жить в нём, имея равные права, с другой  – нет специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, учреждений и организаций, должностных лиц, за реализацию этих прав. Это значит, что, несмотря на ряд существующих документов федерального и регионального уровней (Президентская Программа "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", Федеральные Законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), ответственности за развитие личности ребёнка с ОВЗ, подготовку его к самостоятельной жизни и профессиональную подготовку со стороны Государства и общества нет.

         Одной из главных задач образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с ОВЗ, является создание учебно-воспитательного пространства   для реализации прав детей на образование и творческое развитие, следствием которых будет являться их успешная социализация. Социально-психологическое сопровождение организуется со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением. Положительным фактором является приобщение к работе добровольных помощников из числа самих обучающихся и добровольная взаимная поддержка. Одним из инструментов формирования позитивной «Я – концепции», снятия страха ребенка перед недоступной средой, раскрытия его способностей и талантов, является внеурочная деятельность и дополнительное образование. Занятия в кружках и объединениях способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, познанию их собственного «Я», дают  им возможность более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации. Результатом таких занятий является повышение уровня активности ребёнка и развитие его познавательной деятельности, что особенно важно для детей с ОВЗ, так как их собственная активность снижена. В успешной социализации детей с ОВЗ важна спортивно-оздоровительная работа, она направлена на привитие учащимся культуры здорового образа жизни.

На сегодняшний день самым перспективным направлением решения проблемы социализации детей с ОВЗ является инклюзивное образование. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться к жизни в обычной социальной среде. Инклюзивное образование даёт возможность всем воспитанникам, включая детей с ОВЗ, в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии, они вовлечены как в образовательную, так и в социальную среду учреждения. С другой стороны, у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к людям с ОВЗ. Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

         Одна из организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, получившая признание во многих странах мира - Кэмпхиллское движение. Это направление в Штайнеровской педагогике, стало реальным гуманистическим решением сложных задач, возникающих на пути семей, имеющих детей с особенностями развития, шансом полноценной жизни для многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Это движение возникло в 1940-м году в поместье Кэмпхилл в Шотландии. Кэмпхилл —общины для людей, имеющих различные нарушения в развитии и трудности в социализации, живущих вместе с сотрудниками и их семьями и поддерживающих друг друга. Живя вместе, люди учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Каждый член общины старается сделать все, что ему по силам для своего блага и блага своих товарищей. В общинах организуются школы для детей, имеющих серьезные трудности в обучении, создаются условия для получения профессии в соответствии с возможностями. В кэмпхиллских общинах и центрах стараются создать условия для удовлетворения специфических потребностей каждого проживающего в них на основе индивидуального дифференцированного подхода к его нуждам. В Волховском районе Ленинградской области, на берегу реки Сясь вдали от других населенных пунктов расположена «Деревня Светлана» - кэмпхиллская община, где вместе проживают здоровые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья. У них нет разделения на сотрудников и подопечных, просто каждый занят своим делом, тем, которое ему по силам.

         Вальдорфская педагогика (педагогика Рудольфа Штайнера) относится к наиболее перспективным, успешно развивающимся и положительно зарекомендовавшим себя направлениям работы с детьми с ОВЗ. Уже более 80-ти лет в большинстве развитых стран мира работают Вальдорфские школы, в настоящее время их более 600 по всему миру, около 100 из них находятся в России и странах СНГ. В этих школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности. В них царит атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствуют пристрастные суждения со стороны учителя, отсутствует система оценок как формы давления на учащихся. Воспитание и обучение в Штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе ее собственной деятельности. Основными принципами вальдорфской педагогики являются: антропоцентризм - гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума); обучение от общего к частному, от идеи к её

реализации; историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции; обязательные занятия земледелием, ремёслами, искусством, наукой; цикличность - использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов; эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим; художественность всего обучения. Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение ведутся через постепенное формирование эмоциональной сферы, развитие интеллекта через воспитание волевой сферы ученика.

         Опыт обучения школьников с ОВЗ показал, что их социализация успешно реализуется в условиях Монтессори – педагогики. Дети с трудностями в обучении, показывают более высокий уровень развития, интеллектуально опережают своих сверстников из других коррекционных классов, они более внимательны, активны, чувствуют себя увереннее в выполнении заданий, не уходят от социальных и образовательных затруднений. Педагогика Марии Монтессори даёт возможность каждому ребёнку осваивать образовательную программу в в условиях «индивидуального образовательного маршрута». В Монтессори– классах нормально развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно, при этом для каждого обучающегося созданы комфортные условия. Учитель оказывает помощь только тем, кто в ней нуждается, между детьми устанавливаются дружеские отношения, у них формируются социальные навыки общения и взаимодействия. Материал повторяется и закрепляется для каждого ребенка столько, сколько ему требуется для полного овладения.

Обучение ведётся в соответствии с принципами, разработанными Марией Монтессори. Принцип условий свободы развития ребенка предполагает свободный выбор деятельности и средств в учебном процессе. Главная цель воспитания -  становление свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности. Монтессори полагала, что самостоятельный и ответственный человек вырастает только из ребёнка, стремящегося к самостоятельности и независимости, и это его желание должно уважаться и поддерживаться взрослыми. В соответствии с принципом концентрации внимания свободная и самостоятельная деятельность невозможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время. Нужно доводить начатое дело до конца, внимательно слушать и наблюдать за действиями педагога, контролировать свои действия, исправлять ошибки, не мешать другим. Занятия приводят к увеличению концентрации внимания, развивают активность рук, воспитывают выносливость, усидчивость и терпение. Принцип специально подготовленной обучающей среды предполагает, что в создании окружающей обучающей среды должны учитываться физические возможности ребенка. На нижних доступных полках раскладываются развивающие дидактические материалы, изучая которые ребёнок всесторонне развивается. Педагог внимательно наблюдает за детьми, создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой, помогает только в случае, если ребёнок просит о помощи. По принципу сензитивности дидактический материал по своей структуре и предметной логике должен соответствовать сензитивным периодам развития ребенка. По принципу ограничения и порядка ребёнку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, а нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий. Ограничение значит, что каждый материал, пособие, представлены в единственном экземпляре, чтобы ребёнок не потерял к ним интерес. Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Принцип особого места педагога в системе образования заключается в том, что ребенок не является пассивным слушателем, а ведёт самостоятельную экспериментальную деятельность и обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Педагог лишь показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий. Отсюда вытекает ещё один важный принцип - принцип индивидуализации обучения. Монтессори считала, что объединение детей по возрасту неправильно и недостаточно продуктивно для их совместной деятельности, оно должно происходить по принципу социального воспитания и интеграции. В детских садах и школах, работающих по системе Монтессори, группы и классы включают детей с разницей в возрасте в три года. Среди детей развивается система взаимопомощи: младшие могут попросить

помощи у старших, а старшие подражают деятельности педагога, перенимают у него образцы поведения. Деятельность старших детей становится мощным источником интереса и мотивации для младших. Отвечая на вопросы младших, старшие лучше усваивают материал, приучаются оказывать помощь, заботиться о других. В таких группах быстрее и естественнее формируются и развиваются социальные навыки.

         По-прежнему, наиважнейшей задачей общеобразовательных учреждений является профориентация и трудоустройство выпускников. Школы сотрудничают с общественными организациями, знакомят учащихся с профессиями, доступными для данной категории детей с ОВЗ, организуют экскурсии, встречи с интересными людьми. Продолжить профессиональное обучение в России выпускники школ с ограниченными возможностями здоровья могут в некоторых профессиональных училищах по отдельным специальностям, в лицеях, колледжах, ресурсных центрах для лиц с ОВЗ, в профессиональных училищах Реабилитационных центров. Особую значимость имеет работа центров пожизненного сопровождения людей с ОВЗ, таких, как рода Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». ЦЛП имеет отделения ранней помощи, детский сад, школьное отделение и отделение учебного проживания. С целью обучения людей с выраженной интеллектуальной недостаточностью самостоятельно жить в центре работает отделение учебного проживания. После окончания ГБОУ «ЦЛП», выпускники обеспечиваются занятостью в «Производственно-интеграционных мастерских» г. Пскова.

Основная задача социализации личности ребёнка с ОВЗ - преодоление отклонений от нормального становления личности. Решается она путём пробуждения социальной активности ребёнка, духовно-нравственным воспитанием, формированием правильного поведения, осуществлением индивидуального дифференцированного подхода к каждому обучающемуся. Работа с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование таких качеств, как стремление к самоопределению, выбор правильной гражданской позиции, воспитание чувства уважения к себе и к окружающим, к результатам труда, на развитие творческих способностей, формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества. Социализация ребёнка с ограниченными возможностями напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

 1 - Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192С: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

 2 - А.Зарин, к.п.н. Л.Б.Баряева. Статья «К вопросу об интеграции в образовании детей с проблемами интеллектуального развития в России». Инновационные процессы в коррекционной педагогике. Доклады международной конференции. Псков, 1998 г. /Под Е.Т.Логиновой.- Санкт-Петербург: Издательство Института раннего вмешательства, 1999.- С.57-67.

 3 - Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Москва. В.Секачев, 2012.

 4 – Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д.Соколова. Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2012

 5 - У.Эйгней. Статья «Инвалидность и права человека». Журнал «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Проблемы социолизации и интеграции»; Вып.3 : науч. – практ. сб.- Эл. изд. М. : Теревинф, 2016 – с.22-26

 6 - Дименштейн Р.П., Ларикова И.В.Статья «Интеграция «особого» ребёнка в России: законодательство, практика, перспективы» Журнал «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Проблемы социолизации и интеграции»; Вып.3 : науч. – практ. сб.- Эл. изд. М. : Теревинф, 2016 – с. 27-64

7 - Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб.пос.для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 8 – Герасименко О.А., Дименштейн Р.П Статья «Несколько слов к вопросу об интеграции» Журнал «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Проблемы социолизации и интеграции»; Вып.3 : науч. – практ. сб.- Эл. изд. М. : Теревинф, 2016 – с. 5-21

9 – И.О.Кириллова. Статья «Социализация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья». Журнал «Научно-педагогическое обозрение». Pedagogical Review. 2015. 3(9).

10 - Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов,

 11 - Малофеев Н.Н. Статья «Интеrрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы». Журнал «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Проблемы социолизации и интеграции»; Вып.3 : науч. – практ. сб.- Эл. изд. М. : Теревинф, 2016 – с.65-73.

 12 – Специальная педагогика под ред. Н.М.Назаровой. Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов Российской Федерациипо педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов. Москва. АСАDEMА, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Опыт работы с детьми в коррекционной школе восьмого вида....

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...