Ранняя профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья
Практика описывает комплекс мероприятий, направленных на помощь детям с особыми потребностями в определении своих профессиональных интересов, способностей и возможностей. Профориентация детей с ОВЗ требует комплексного подхода и сотрудничества различных специалистов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия для его успешной адаптации и трудоустройства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В нашей школе учатся дети с различными особенностями здоровья, включая психические и интеллектуальные нарушения. Среди них есть четыре ученика с интеллектуальной инвалидностью. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Именно поэтому вопрос их максимальной социальной адаптации, интеграции в общество и личностной самореализации становится особенно актуальным.
Сегодня профессиональная ориентация школьников является неотъемлемой частью их полноценного формирования как личности. После окончания школы перед выпускниками стоит сложная задача профессионального самоопределения. Подросткам с ограниченными возможностями здоровья порой трудно самостоятельно выбрать сферу деятельности, которая их интересует. В этом им помогают педагоги, психологи, дефектологи, логопеды и социальный педагог.
Чтобы помочь ученикам сделать осознанный выбор будущей профессии, учитываются индивидуальные особенности и способности каждого обучающегося, его интересы и возможности. В нашей школе проводится комплексная работа по ранней профориентации, которая начинается уже в начальной школе.
В рамках этой работы решаются следующие задачи:
Изучение личностных и профессионально важных качеств обучающихся; Оценка соответствия состояния здоровья детей требованиям выбранной профессии;
*Помощь в подборе соответствующего профессионального учебного заведения и предоставление необходимой информации о нем.
Определение профессиональной пригодности и профориентация осуществляются поэтапно, начиная с начальной школы. В школе работает кружок «Мир профессий», где ребята с первого класса начинают погружаться в мир профессий. Они получают начальное представление о значении труда в жизни человека и общества, знакомятся с различными профессиями и приобретают опыт участия в общественно полезной деятельности.
На внеклассных мероприятиях школьники не только знакомятся с новыми профессиями, но и перевоплощаются в их представителей, участвуя в сценках, конкурсах и готовя тематические проекты.
Начиная с 5-го класса, ребята начинают изучать предмет СБО (самопознание, безопасность и основы здоровья), где работа по профессиональному определению становится наиболее активной.
Процесс профориентации происходит в несколько этапов:
1.5-й класс— на уроках ребята примеряют на себя такие профессии, как садовник, швея, плотник, строитель, маляр и кухонный рабочий. Учитель наблюдает за ними и делает выводы о том, какая профессия подходит каждому.
2.Педагог-психологпроводит анкетирование, которое помогает определить наиболее подходящую профессию для каждого обучающегося.
3.Родителиактивно включаются в процесс профориентации. Для них социальный педагог, психолог школы и классные руководители проводят индивидуальные и групповые консультации. На этих встречах обсуждаются такие темы, как «Роль семьи в выборе профессии», «Будущее ваших детей», «Желания, способности и возможности», а также проводятся мониторинги «Профессия моего сына (дочери)» и «Куда пойти учиться?».
4.Конец 5-го класса— проводится ППк (психолого-педагогический консилиум), на который приглашаются родители обучающихся. На этом заседании решается вопрос о профессиональном обучении ребят.
5.6-й класс— для каждого обучающегося составляется индивидуальная программа по профориентации, которая помогает им подготовиться к будущей профессии.
6.Профессионально-трудовое обучение— основной предмет. Трудовая подготовка осуществляется в специально оборудованных мастерских по специальностям: слесарное, столярное, швейное дело и кухонный рабочий.
Мастерские оснащены современным оборудованием, разнообразными пособиями, таблицами и дидактическим материалом. В каждой мастерской оформлен стенд по профориентации.
Обучающиеся знакомятся с профессиональными приемами работы, получают технико-технологические сведения, учатся ориентироваться в задании, планировать свою деятельность и справляться с большим объемом ручной работы.
7.8-9 классы— посещение Дней открытых дверей в колледжах. Ребята имеют возможность ознакомиться с учебным процессом, увидеть оборудование, готовые изделия и узнать технологию их изготовления. Они знакомятся с технологией производства продукции в производственных мастерских колледжей и принимают участие в мастер-классах. Также им помогает определиться с профессией участие в различных творческих конкурсах (районных, краевых и городских). Мы ежегодно участвуем в конкурсах «Лучший по профессии», «Мир вокруг нас» и «Дорога к мастерству».
8.Информационный стенд для родителей и обучающихся— в вестибюле школы размещен информационный стенд «Где получить профессию?».
9.Выпускные экзамены— все обучающиеся 9-х классов успешно сдают выпускные экзамены по труду. После окончания школы они поступают в колледж и овладевают профессией, по направлениям которой они обучались в школе.
10.Индивидуальная программа «Цветовод» — для ребят с интеллектуальной инвалидностью разработана специальная программа, где они учатся выращивать растения и изучают навыки работы с землёй. В летний период они реализуют свои навыки на практике, обрабатывая, высаживая и ухаживая за цветочными клумбами на школьном участке вместе с педагогом дополнительного образования.
Большинство наших выпускников успешно интегрируются в общество и адаптируются к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики
Сегодня выпускники коррекционных школ вынуждены конкурировать со школьниками из общеобразовательных школ при поступлении в средние учебные заведения,...........

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...

ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность : Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутр...
Самоанализ деятельности воспитателя по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, от...

Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассматриваются направления профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, р...

Методические рекомендации "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становитс...

Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Профориентация на уроках русского языка и чтения (литературного чтения) как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....