Ранняя профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Тимошенко Оксана Александровна

Практика описывает комплекс мероприятий, направленных на помощь детям с особыми потребностями в определении своих профессиональных интересов, способностей и возможностей. Профориентация детей с ОВЗ требует комплексного подхода и сотрудничества различных специалистов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия для его успешной адаптации и трудоустройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_obuchayushchihsya_s_ovz.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В нашей школе учатся дети с различными особенностями здоровья, включая психические и интеллектуальные нарушения. Среди них есть четыре ученика с интеллектуальной инвалидностью. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Именно поэтому вопрос их максимальной социальной адаптации, интеграции в общество и личностной самореализации становится особенно актуальным.

Сегодня профессиональная ориентация школьников является неотъемлемой частью их полноценного формирования как личности. После окончания школы перед выпускниками стоит сложная задача профессионального самоопределения. Подросткам с ограниченными возможностями здоровья порой трудно самостоятельно выбрать сферу деятельности, которая их интересует. В этом им помогают педагоги, психологи, дефектологи, логопеды и социальный педагог.

Чтобы помочь ученикам сделать осознанный выбор будущей профессии, учитываются индивидуальные особенности и способности каждого обучающегося, его интересы и возможности. В нашей школе проводится комплексная работа по ранней профориентации, которая начинается уже в начальной школе.

В рамках этой работы решаются следующие задачи:

Изучение личностных и профессионально важных качеств обучающихся; Оценка соответствия состояния здоровья детей требованиям выбранной профессии;
*Помощь в подборе соответствующего профессионального учебного заведения и предоставление необходимой информации о нем.

Определение профессиональной пригодности и профориентация осуществляются поэтапно, начиная с начальной школы. В школе работает кружок «Мир профессий», где ребята с первого класса начинают погружаться в мир профессий. Они получают начальное представление о значении труда в жизни человека и общества, знакомятся с различными профессиями и приобретают опыт участия в общественно полезной деятельности.

На внеклассных мероприятиях школьники не только знакомятся с новыми профессиями, но и перевоплощаются в их представителей, участвуя в сценках, конкурсах и готовя тематические проекты.

Начиная с 5-го класса, ребята начинают изучать предмет СБО (самопознание, безопасность и основы здоровья), где работа по профессиональному определению становится наиболее активной.

Процесс профориентации происходит в несколько этапов:

1.5-й класс— на уроках ребята примеряют на себя такие профессии, как садовник, швея, плотник, строитель, маляр и кухонный рабочий. Учитель наблюдает за ними и делает выводы о том, какая профессия подходит каждому.

2.Педагог-психологпроводит анкетирование, которое помогает определить наиболее подходящую профессию для каждого обучающегося.

3.Родителиактивно включаются в процесс профориентации. Для них социальный педагог, психолог школы и классные руководители проводят индивидуальные и групповые консультации. На этих встречах обсуждаются такие темы, как «Роль семьи в выборе профессии», «Будущее ваших детей», «Желания, способности и возможности», а также проводятся мониторинги «Профессия моего сына (дочери)» и «Куда пойти учиться?».

4.Конец 5-го класса— проводится ППк (психолого-педагогический консилиум), на который приглашаются родители обучающихся. На этом заседании решается вопрос о профессиональном обучении ребят.

5.6-й класс— для каждого обучающегося составляется индивидуальная программа по профориентации, которая помогает им подготовиться к будущей профессии.

6.Профессионально-трудовое обучение— основной предмет. Трудовая подготовка осуществляется в специально оборудованных мастерских по специальностям: слесарное, столярное, швейное дело и кухонный рабочий.

Мастерские оснащены современным оборудованием, разнообразными пособиями, таблицами и дидактическим материалом. В каждой мастерской оформлен стенд по профориентации.

Обучающиеся знакомятся с профессиональными приемами работы, получают технико-технологические сведения, учатся ориентироваться в задании, планировать свою деятельность и справляться с большим объемом ручной работы.

7.8-9 классы— посещение Дней открытых дверей в колледжах. Ребята имеют возможность ознакомиться с учебным процессом, увидеть оборудование, готовые изделия и узнать технологию их изготовления. Они знакомятся с технологией производства продукции в производственных мастерских колледжей и принимают участие в мастер-классах. Также им помогает определиться с профессией участие в различных творческих конкурсах (районных, краевых и городских). Мы ежегодно участвуем в конкурсах «Лучший по профессии», «Мир вокруг нас» и «Дорога к мастерству».

8.Информационный стенд для родителей и обучающихся— в вестибюле школы размещен информационный стенд «Где получить профессию?».

9.Выпускные экзамены— все обучающиеся 9-х классов успешно сдают выпускные экзамены по труду. После окончания школы они поступают в колледж и овладевают профессией, по направлениям которой они обучались в школе.

10.Индивидуальная программа «Цветовод» — для ребят с интеллектуальной инвалидностью разработана специальная программа, где они учатся выращивать растения и изучают навыки работы с землёй. В летний период они реализуют свои навыки на практике, обрабатывая, высаживая и ухаживая за цветочными клумбами на школьном участке вместе с педагогом дополнительного образования.

Большинство наших выпускников успешно интегрируются в общество и адаптируются к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.

Видеостудия  "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...

Описание практики взаимодействия с войсковой частью 30632А с МБОУ кадетской школой № 1 имени Ф.Ф.Ушакова г. Хабаровска

Ежегодно с 2015 года  с  5 июня по 15 июня  организовываются и проводятся на базе в/ч 30632А  учебные военно - полевые  сборы кадетов 6-8, 10 классов. Сборы проводятся  с...

Описание практики по Армейскому рукопашному бою

Формирование условий самореализации личности ребёнка через применение методов армейского рукопашного боя в ДЮЦ «Альфа»...

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...

Форма описания практики "Твой час для победы"

Мастерские Твой час для победы...

Описание практики наставничества

Описание практики наставничества. Отзыв (в форме ээсе) обучающейся о наставнике....