Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов спорта»
материал по физкультуре

Витязева Олеся Валерьевна

Социализация и адаптация учащихся с ОВЗ и инвалидностью с помощью различных видов спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов спорта»

                                                Выполнила:

                                                                           Витязева Олеся Валерьевна

                                                                                 Учитель физической культуры

                                                           МБОУ СОШ № 4

Салехард, 2024

 

Раздел 1.

Актуальность проекта

Число детей с ограниченными возможностями год от года только увеличивается. Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

За последние годы, в современной социокультурной ситуации актуальным становится инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. («закон об образовании»)

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.

 Первый год обучения  ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и  новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется  режим дня, требуется  мобилизация всех  сил ребенка.

   Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

   Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

   Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.  Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.  Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже  вступать в открытый конфликт.

   Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

Основные  требования  ФГОС  НОО  к  организации  образовательного  процесса  школы,  реализующей  инклюзивную  практику,  предполагают   комплексную  коррекционно-развивающую  работу  (потребность  во  введении  специальных  разделов  обучения);

     использование  специальных  методов,  приемов  и  средств  обучения,  обеспечивающих  доступность  образовательной  среды  для  ребенка  с  ОВЗ  (потребность  в  использовании  специфических  средств  обучения,  в  более  дифференцированном,  «пошаговом»  обучении);

    индивидуализацию  и  дифференциацию  обучения  с  учетом  состояния  и  особенностей  развития  познавательных  процессов  детей  с  ОВЗ  (потребность  в  пролонгированности  процесса  обучения  и  выход  за  ра-мки  школьного  возраста);

     обеспечение  особой  пространственной  и  временной  организации  образовательной  среды;

 организацию  работы  по  социализации  детей  с  использованием  методов  дополнительного  образования,  соответствующих  интересам  детей  и  обеспечивающих  их  личностный  рост  (потребность  в  макси-мальном  расширении  образовательного  пространства); 

  определение  круга  лиц,  участвующих  в  образовании  и  их  взаимодействии  (потребность  в  согласованном  участии  квалифицированных  специалистов  разных  профилей,  во  включении  родителей  проблемного  ребенка  в  процесс  его  реабилитации  средствами  образования  и  их  особая  подготовка  силами  специалистов).

  Инклюзивное  образование  предполагает  «включение»  ребенка  с  ОВЗ  в  общество  здоровых  сверстников  как  равного,  но  с  учетом  его  особых  потребностей  в  организации  жизненного  пространства.  Деятельность по адаптации ребенка необходимо вести в нескольких направлениях:

  Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ  («Доступная  среда»,  «Безбарьерная  среда»,  «Особый  ребенок»).  Здесь  на  первый  план  выступает  создание  специальной  материально-технической  базы  для  обеспечения  комфортного  доступа  ребенка  с  ОВЗ  к  образованию.  Одним  из  общих  правил  адаптированной  образовательной  среды  является  критерий  ее  доступности  для  ребенка  с    ограниченными  возможностями  здоровья.  Образовательные  учреждения,  обеспечивающие  сопровождение  таких  детей,  должны  учитывать  как  общепедагогические,  так  и  специальные  требования  к  оборудо-ванию  и  оснащению  личностного  пространства  для  ребенка  с  ОВЗ.  Особенно  это  касается  технического  оснащения  всех  сфер  жизни  ребенка:  осуществление  бытовых  нужд,  формирование  социальной  компетент-ности,  социальной  активности  ребенка .

   Следующее направление - работа  с  семьей.  Семья  вводит  ребенка  в  общество,  прививает  ему  первые  навыки  самообслуживания,  освоения  различных  форм  коммуникации,  удовлетворяющих  потребность  ребенка  с  ОВЗ  в  общении.  Поэтому  важным  является  в  рамках  данного  направления  организация  консультативной  поддержки  семьи,  а  также  обязательное  включение  родителей  в  образовательно-реабилитационную  среду  обучения  и  воспитания  как  условие  реального  взаимодействия. 

   Третье направление инклюзивного  образования  с  учетом  ФГОС  НОО  предполагает  психолого- педагогическое  сопровождение  социализации  ребенка  с  ОВЗ  в  условиях  школьного  сообщества. 

  Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы.   Не целесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком  необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения  ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором  он находится. 

   Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу, что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а также то, что  гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать.

  Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями. 

Проблема проекта: адаптация детей с ОВЗ к социальному миру, осознание себя, как части общества, усвоение ребенком норм и правил общения, принятых в обществе. Кроме того, одной и главных проблем проекта можно назвать развитие принятия и эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.

Цель проекта: внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

  • создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
  • вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
  • развить навыки общения у обучающихся с ОВЗ;
  • способствовать воспитанию принятия и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

Результат проекта:

- участие детей в ОВЗ социальной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;

- возможность успешной самореализации в процессе социализации;

- наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

-  формирование у общества положительного отношения к детям с ОВЗ;

- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов.

Срок реализации проекта: 2018-2025 год

Раздел 2.

Под социальной адаптацией детей с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа детей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей с ОВЗ являются:

- недостаток психического и физического здоровья;

- ограниченность социального опыта;

- неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения необходимо психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители должны консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.

Необходимыми являются и консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.

Для того, чтобы привлечь внимание общества к проблемам детей с ОВЗ, важным является проведение общественных мероприятий.

Например, в рамках недели инклюзивного образования проводить занятия доброты «я и другие», «я в мире доброты».

В рамках реализации проекта лучшей социализации детей с ОВЗ будет способствовать и включение этой категории детей в общественную деятельность.

Таким образом, реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

        

Подраздел 2.1.

«Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью иппотерапии (круглый год), горнолыжного спорта (зима) и занятий на роликах(лето)»

Я учитель физической культуры и адаптивной физической культуры в МБОУ СОШ № 4, а в свободное от работы время являюсь вице-президентом Федерации адаптивного конного спорта и иппотерапии ЯНАО. Учащихся с инвалидностью приглашаем на занятия иппотерапии (тем, кому не противопоказано).

«Иппотерапия для детей-инвалидов» - особая форма лечебной физкультуры, направленная на реабилитацию ребенка-инвалида посредством лечебной верховой езды на живой лошади.

С 2018 года наша команда волонтеров Салехарда проводит иппотерапию для детей с особенностями здоровья. Эффективный метод реабилитации с помощью лошадей пользуется большой популярностью.

Занятия иппотерапией проходят неподалеку от Салехарда, на базе фермы Симона Васильева. Горожане хорошо знают это место, где можно в выходные дни пообщаться с разными животными, угостить их лакомствами. Одни из обитателей фермы — прекрасные лошади приобской породы.

«Все лошади у нас местной приобской породы, они прекрасно переносят сильные морозы, поэтому их проще содержать на Севере, не требуются дорогостоящие конюшни. Эти лошади спокойные, дисциплинированные, хорошо ладят с человеком, у них прекрасная биомеханика. Для детской иппотерапии они идеально подходят еще и благодаря своей низкорослости — рост в холке не превышает 145 сантиметров».

Сейчас занятия на ферме проходят на открытом воздухе при температуре до минус 25 градусов и отсутствии ветра. Для детей в зимнее время используют специальные согревающие попоны. 

Реабилитация детей с помощью лошадей, роликов и горных лыж

Занятия иппотерапией посещают около 44 детей из Салехарда и Лабытнанги. Минимальный курс иппотерапии включает 10 занятий с равными интервалами. С сентября 2022 года для юных ямальцев они бесплатные.

Четвертый год подряд Федерация иппотерапии и адаптивного конного спорта ЯНАО проводит проект «Иппотерапия в шаговой доступности» на оборудованной в черте Салехарда площадке. Занятия начнутся во второй половине лета. Проект позволяет пройти курс иппотерапии тем детям, у родителей которых нет возможности возить их на загородные тренировки.

Кроме того, с 2017 года в летнее время особенные дети могут заниматься в Салехарде роллер-спортом. Программа пользуется большой популярностью у юных ямальцев. Интенсивный курс реабилитации этим летом пройдут более 20 человек, занятия уже начались.


Заключение

«Даже за один урок можно увидеть, как меняется, становится более свободной походка ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Нам очень повезло с инструкторами, которые приезжают работать с ребятами из Тюмени. Они инструкторы-универсалы: летом учат особенных детей кататься на роликах, а зимой — на горных лыжах в горнолыжном комплексе «Октябрьский» в Лабытнанги.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация ребенка к социальной реальности, его способность к самореализации в современном обществе.  Таким образом, представленный опыт по созданию  условий   для  успешной социализации детей, формированию позитивного общественного мнения  о таких детях, достижений  ими достойных (значимых)  результатов на основе гуманистических ценностей и прав свободного человека является  целенаправленной и системной  работой всех участников проекта.

Эффективность, которого выражается в формировании социальных навыков и  умений социальной безопасности детей и родителей, творческой самореализации и становления личности в общественной и культурной жизни в рамках современного образования.

Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. 

Для реабилитации используют 5 взрослых, сильных и спокойных животных.

Это связано с тем, что психика у взрослой лошади становится устойчивой и физически она развита для того, чтобы передавать правильные импульсы ребёнку.

Лошадь передаёт всаднику двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе, массируя и разогревая ноги и органы таза, что усиливает кровоток.

Одновременно, чтобы удержаться в седле, ребёнку нужно сохранять осанку, равновесие и координацию. Благодаря такой терапии в работу включаются мышцы, которые бездействуют в обычной жизни. А это очень важно, например при лечении ДЦП.
        Наша дружная команда волонтеров не только проводит занятия, но и проводим различные мероприятия:

*Новогоднее представление, совместно с ветеранами органов внутренних дел

*Масленица, совместно с учащимися Воскресной школы

*Праздник Приобской лошади

*занятия на горных лыжах

*занятия на роликах

Полученные в процессе верховой езды физические и коммуникативные навыки переносятся в повседневную жизнь.

Литература

1.https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/02/19/tema-proekta-organizatsiya-usloviy-uspeshnoy

2.https://infourok.ru/statya_socializaciya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya__problemy_i_puti_ih-344632.html

3.https://infourok.ru/proekt-programmi-socializacii-detey-s-ovz-ti-ne-odin-263824.html

4. Батова, А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду/ А.В. Батова. — М., 2001.

5. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172

6. https://ks-yanao.ru/narrative/obschestvo/shag-za-shagom-kak-chetveronogie-lekari-pomogajut-detjam-v-saleharde

7. https://ks-yanao.ru/news/novosti/lechenie-loshadmi-v-salekharde-sozdali-ploshchadku-dlya-ippoterapii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...