Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов спорта»
материал по физкультуре
Социализация и адаптация учащихся с ОВЗ и инвалидностью с помощью различных видов спорта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов спорта»
Выполнила:
Витязева Олеся Валерьевна
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 4
Салехард, 2024
Раздел 1.
Актуальность проекта
Число детей с ограниченными возможностями год от года только увеличивается. Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
За последние годы, в современной социокультурной ситуации актуальным становится инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. («закон об образовании»)
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.
Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.
Основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса школы, реализующей инклюзивную практику, предполагают комплексную коррекционно-развивающую работу (потребность во введении специальных разделов обучения);
использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ (потребность в использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении);
индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ОВЗ (потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за ра-мки школьного возраста);
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
организацию работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост (потребность в макси-мальном расширении образовательного пространства);
определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии (потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов).
Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его особых потребностей в организации жизненного пространства. Деятельность по адаптации ребенка необходимо вести в нескольких направлениях:
Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает создание специальной материально-технической базы для обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Одним из общих правил адаптированной образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения, обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудо-ванию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетент-ности, социальной активности ребенка .
Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.
Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого- педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества.
Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Не целесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится.
Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу, что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а также то, что гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать.
Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.
Проблема проекта: адаптация детей с ОВЗ к социальному миру, осознание себя, как части общества, усвоение ребенком норм и правил общения, принятых в обществе. Кроме того, одной и главных проблем проекта можно назвать развитие принятия и эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.
Цель проекта: внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
- создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
- вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
- развить навыки общения у обучающихся с ОВЗ;
- способствовать воспитанию принятия и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Результат проекта:
- участие детей в ОВЗ социальной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
- возможность успешной самореализации в процессе социализации;
- наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
- формирование у общества положительного отношения к детям с ОВЗ;
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов.
Срок реализации проекта: 2018-2025 год
Раздел 2.
Под социальной адаптацией детей с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа детей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей с ОВЗ являются:
- недостаток психического и физического здоровья;
- ограниченность социального опыта;
- неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения необходимо психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители должны консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Необходимыми являются и консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.
Для того, чтобы привлечь внимание общества к проблемам детей с ОВЗ, важным является проведение общественных мероприятий.
Например, в рамках недели инклюзивного образования проводить занятия доброты «я и другие», «я в мире доброты».
В рамках реализации проекта лучшей социализации детей с ОВЗ будет способствовать и включение этой категории детей в общественную деятельность.
Таким образом, реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Подраздел 2.1.
«Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью иппотерапии (круглый год), горнолыжного спорта (зима) и занятий на роликах(лето)»
Я учитель физической культуры и адаптивной физической культуры в МБОУ СОШ № 4, а в свободное от работы время являюсь вице-президентом Федерации адаптивного конного спорта и иппотерапии ЯНАО. Учащихся с инвалидностью приглашаем на занятия иппотерапии (тем, кому не противопоказано).
«Иппотерапия для детей-инвалидов» - особая форма лечебной физкультуры, направленная на реабилитацию ребенка-инвалида посредством лечебной верховой езды на живой лошади.
С 2018 года наша команда волонтеров Салехарда проводит иппотерапию для детей с особенностями здоровья. Эффективный метод реабилитации с помощью лошадей пользуется большой популярностью.
Занятия иппотерапией проходят неподалеку от Салехарда, на базе фермы Симона Васильева. Горожане хорошо знают это место, где можно в выходные дни пообщаться с разными животными, угостить их лакомствами. Одни из обитателей фермы — прекрасные лошади приобской породы.
«Все лошади у нас местной приобской породы, они прекрасно переносят сильные морозы, поэтому их проще содержать на Севере, не требуются дорогостоящие конюшни. Эти лошади спокойные, дисциплинированные, хорошо ладят с человеком, у них прекрасная биомеханика. Для детской иппотерапии они идеально подходят еще и благодаря своей низкорослости — рост в холке не превышает 145 сантиметров».
Сейчас занятия на ферме проходят на открытом воздухе при температуре до минус 25 градусов и отсутствии ветра. Для детей в зимнее время используют специальные согревающие попоны.
Реабилитация детей с помощью лошадей, роликов и горных лыж
Занятия иппотерапией посещают около 44 детей из Салехарда и Лабытнанги. Минимальный курс иппотерапии включает 10 занятий с равными интервалами. С сентября 2022 года для юных ямальцев они бесплатные.
Четвертый год подряд Федерация иппотерапии и адаптивного конного спорта ЯНАО проводит проект «Иппотерапия в шаговой доступности» на оборудованной в черте Салехарда площадке. Занятия начнутся во второй половине лета. Проект позволяет пройти курс иппотерапии тем детям, у родителей которых нет возможности возить их на загородные тренировки.
Кроме того, с 2017 года в летнее время особенные дети могут заниматься в Салехарде роллер-спортом. Программа пользуется большой популярностью у юных ямальцев. Интенсивный курс реабилитации этим летом пройдут более 20 человек, занятия уже начались.
Заключение
«Даже за один урок можно увидеть, как меняется, становится более свободной походка ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Нам очень повезло с инструкторами, которые приезжают работать с ребятами из Тюмени. Они инструкторы-универсалы: летом учат особенных детей кататься на роликах, а зимой — на горных лыжах в горнолыжном комплексе «Октябрьский» в Лабытнанги.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация ребенка к социальной реальности, его способность к самореализации в современном обществе. Таким образом, представленный опыт по созданию условий для успешной социализации детей, формированию позитивного общественного мнения о таких детях, достижений ими достойных (значимых) результатов на основе гуманистических ценностей и прав свободного человека является целенаправленной и системной работой всех участников проекта.
Эффективность, которого выражается в формировании социальных навыков и умений социальной безопасности детей и родителей, творческой самореализации и становления личности в общественной и культурной жизни в рамках современного образования.
Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.
Для реабилитации используют 5 взрослых, сильных и спокойных животных.
Это связано с тем, что психика у взрослой лошади становится устойчивой и физически она развита для того, чтобы передавать правильные импульсы ребёнку.
Лошадь передаёт всаднику двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе, массируя и разогревая ноги и органы таза, что усиливает кровоток.
Одновременно, чтобы удержаться в седле, ребёнку нужно сохранять осанку, равновесие и координацию. Благодаря такой терапии в работу включаются мышцы, которые бездействуют в обычной жизни. А это очень важно, например при лечении ДЦП.
Наша дружная команда волонтеров не только проводит занятия, но и проводим различные мероприятия:
*Новогоднее представление, совместно с ветеранами органов внутренних дел
*Масленица, совместно с учащимися Воскресной школы
*Праздник Приобской лошади
*занятия на горных лыжах
*занятия на роликах
Полученные в процессе верховой езды физические и коммуникативные навыки переносятся в повседневную жизнь.
Литература
1.https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/02/19/tema-proekta-organizatsiya-usloviy-uspeshnoy
2.https://infourok.ru/statya_socializaciya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya__problemy_i_puti_ih-344632.html
3.https://infourok.ru/proekt-programmi-socializacii-detey-s-ovz-ti-ne-odin-263824.html
4. Батова, А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду/ А.В. Батова. — М., 2001.
5. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
7. https://ks-yanao.ru/news/novosti/lechenie-loshadmi-v-salekharde-sozdali-ploshchadku-dlya-ippoterapii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...