Дифференциация Ш-Щ.
план-конспект занятия на тему
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии (младший школьный возраст).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_logopedicheskogo_zanyatiya_-_kopiya.docx | 255.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
Дифференциация Ш-Щ.
Цели:
- Формировать умение дифференцировать звуки и буквы Ш – Щ изолированно, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- учить сравнивать буквы ш-щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию;
- дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах;
- научить образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ-;
- корригировать зрительное внимание, восприятие, кинестетические ощущения;
- способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания о буквах [Ш] и [Щ];
- уточнить характеристики звуков [Ш] и [Щ];
- формировать умение образовывать существительные от глаголов;
- уточнить и расширить словарь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: графическое изображение Ш-Щ, карточки с заданиями, зеркало, зеленый и синий круги, шнурок, счетные палочки,
Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Оргмомент. Традиционный. | Организовать ребенка. Настроить его на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. | ||
II. Сюрпризный момент. | Педагог предлагает ребенку отгадать загадки: 1) Для шипенья хороша 2) Не получится борща, После того, как дети отгадают загадки логопед выставляет их графическое изображение на доску и записывает тему занятия. | Ребенок отгадывает загадку. | Привлечь внимание и вызвать интерес к занятию. |
III. Основной этап. 1. Развитие зрительного восприятия. | Педагог раздает карточки и дает задание: По команде зачеркните синей ручкой все буквы Ш, зелёной ручкой - все буквы Щ (см. приложение 1) | Ребенок выполняет задание. | Научить детей дифференцировать на письме буквы Ш-Щ |
2. Произношение звуков, которые обозначают буквы Ш - Щ. | Педагог предлагает произнести звуки Ш-Щ и сравнить их по артикуляции (работа с зеркалом) и дать характеристику звукам ( Ш – согласный глухой, твердый; Щ – согласный глухой, всегда мягкий). | Ребенок отвечает. | Сравнение звуков по артикуляции. Анализ звуков. |
3. Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения | – Ш — будем обозначать синим кружком на письме. Щ – зеленым кружком. | Ребенок слушает. | Закрепление правил символического обозначения звуков на письме. |
4. Сравнение букв по написанию. | Педагог дает ребенку шнурок и счетные палочки и просит сконструировать рукописные буквы занятия из шнурков и печатные из палочек. | Ребенок выполняет задание. | Сравнение букв ш-щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию |
5. Развитие слухового внимания. | - Послушай звуки, слоги и слова, и поднимай символы, когда услышишь соответствующий звук. Для звука ш - синий кружок, для щ — зелёный. Ряд звуков: Ш, щ, п, и, ц, щ, ш, ч, ть, ц. щ, ш, ш... Ряд слогов: ша, ща, ши, що, цо, цу, иш, ищ... Ряд слов: щипать, шить, шерсть, щепка, щётка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест. | Ребенок выполняет задание. | Коррегировать и развивать слуховое восприятие. |
6. Динамическая пауза. | - Настало время отдохнуть. Давай сделаем зрительную гимнастику «Послушные глазки». Педагог вместе с ребенком произносит слова и выполняет движения: Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. Нарисуем букву «О», получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз. Вправо-влево повернем, Заниматься вновь начнем. | Ребенок выполняет движения: Закрывает оба глаза. Стоит с закрытыми глазами. Открывает глаза, Взглядом рисует мост. Глазами рисует букву «О». Глаза поднимает вверх, опускает вниз. Глаза смотрят вправо-влево. Моргает глазами. | Снятие зрительного напряжения, формирование умения сочетать речь с движением. |
IV. Закрепление изученного материала. 7. Дифференциация букв занятия в слогах. | Педагог дает карточки на которых написаны слоги с буквами занятия и просит раскрасить синим цветом слог с Ш, зеленым с Щ . | Дети выполняют задание на карточках (см. приложение 2). | Дифференциация букв занятия на письме. |
8. Развитие навыков образования слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и суффикса. -ИЩ- | Я буду сейчас называть слова, а ты из них будешь делать сначала «огромное» слово, а затем «маленькое». Например: Уши - ушищи – ушки Логопед называет цепочку слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы | Ребенок запоминает и повторяют три слога подряд в том же порядке. | Развитие памяти, фонематического восприятия, закрепление звука [Ш] в слогах, развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме и наоборот. |
9. Образование существительных от глаголов. | Сейчас мы с тобой будем фокусниками, которые умеют превращать существительные в глаголы. Я буду называть тебе существительное, которые ты будешь превращать в глагол. Цепочка существительных: посвятить, простить, просить, носить, известить, укрощать, восхитить, смутить, относить, подносить. | Ребенок «превращает» слова, а потом записывает пары в тетрадь. | Развитие умения образовывать глаголы от существительных. |
IV. Итог занятия. 10. Подведение итогов и оценка деятельности. | Педагог предлагает ребенку вспомнить, что он делал на занятии. | Ребенок отвечает. | Подвести итог работы на занятии. Развивать долговременную память. Оценить деятельность ребенка. |
11. Домашнее задание. | Педагог раздает карточки с заданиями (приложение 3). | Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Используемая литература.
1. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012. – 96 с.: ил. – (Серия «Азбука письма»).
2. МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИ И. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Уровневая дифференциация на уроках математики
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. ...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....