Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, 2 класс.
план-конспект урока на тему
Темы:
Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.
Лексическая: Части тела.
Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правила переноса слов.
Ход занятия.
- Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
III. Основная часть.
IV. Итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 502 КБ |
titul.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
г. Советский
Темы
Логопедическая: Развитие навыков слогового
анализа и синтеза.
Лексическая: Части тела.
Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая
ударением. Правила переноса слов.
Составил:
учитель – логопед
Срещикова В.В.
2012г
Темы:
Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Итоговое занятие.
Лексическая: Части тела.
Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правила переноса слов.
Цели: закреплять знания детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе; обогащать словарь детей, оперировать обобщающими категориями; развивать тонкие дифференцировки, память, внимание и мышление, слуховое и зрительное восприятие; формирование умения понимать переносное значение слов, фразеологизмов; закрепление синтагматических связей существительного и прилагательного.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Игра « Здравствуйте!»
-Скажем «Здравствуйте!» руками.
-Скажем «Здравствуйте!» глазами.
-Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.
- Предлагаю вам познакомиться со стихотворением А. Кондратьева «Здравствуйте».
- ЗДРАВСТВУЙТЕ! - ТЫ СКАЖЕШЬ ЧЕЛОВЕКУ.
- ЗДРАВСТВУЙ! - УЛЫБНЁТСЯ ОН В ОТВЕТ.
И, НАВЕРНО, НЕ ПОЙДЁТ В АПТЕКУ
И ЗДОРОВЫМ БУДЕТ МНОГО ЛЕТ.
- Прочитайте стихотворение.
- Перескажите стихотворение своими словами.
- Почему « человек не пойдёт в аптеку» ?
- Говоря «Здравствуйте», что же мы желаем друг другу?
- В слове «Здравствуйте» заложено слово здравие (здоровье), которое включает в себя здоровье тела, здоровье души, здоровье разума и мысли.
- Воспользуемся движениями для запоминания стихотворения.
(Воспроизводится с движениями)
- На доске выписаны только первые буквы слов стихотворения, попробуем этот способ.
З Т С Ч
З У О в О
И Н н П в А
И З Б М Л
- А теперь оставим только первые буквы в строчках.
З
З
И
И
- Повторим?!
- Кто запомнил всё стихотворение? Расскажите.
- Вы взяли себя в руки и сосредоточились. Молодцы!
II. Сообщение темы занятия.
а) Знакомство с лексической темой.
- Вспомним песенку про забавного человечка.
(Дети проговаривают хором, логопед рисует на доске человечка.)
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка, палка, огуречик,
Вот и вышел человечек.
- Этот человечек поможет нам вспомнить название частей тела.
б) Припоминание правила образования слогов и слов.
-А теперь не хлопайте ушами, слушайте внимательно!
- Из чего состоят слова, как называется часть слова?
(Слова состоят из слогов. Часть слова называют слогом.)
- А как образуется слог?
(Согласные становятся рядом с гласными и происходят
удивительные вещи:
получаются слоги и согласные могут разговаривать.)
- Какие бывают слоги? (открытые и закрытые)
- Какие бывают слова? (одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные…)
- Какое золотое правило мы знаем?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый
Из учеников.
в) Сформулировать тему занятия и записать её в тетради.
- Записать дату:…….
Слоги. Части тела. (Дети пишут в тетради)
III. Основная часть.
1.Развитие слогового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками».
- «Слоговички» помогут нам правильно назвать части тела. А мы поможем «слоговичкам» встретиться, чтобы получилось слово.
( Дети складывают слова из слогов.)
Грудь, ло, коть, жи, вот, бро, ви, кис, ти, паль, цы.
- Прочитайте полученные слова. На доске появляется запись:
Грудь
локоть
живот
брови
кисти
пальцы
- Проверьте, так ли вы составили слова.
- Что это за слова? (Эти слова обозначают части тела.)
- Какое слово нельзя переносить? (Грудь.)
- Как разделить для переноса слово «пальцы»? (Паль – цы.)
- В какое слово просится мягкий знак, но не пишется? (Кисти.)
- На конце какого слова слышится звук не так как пишется? (Грудь)
- В каком слове есть правило «Жи –ши»?
- Составьте из первых слогов новое слово.
грудьложиброкиспаль
- А ну-ка, светлые головы, повторите слова по памяти!
(Дети говорят слова по памяти)
2. Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
а) На доске слова с пропущенной гласной:
- Теперь смотрите в оба! Держите ухо востро, к нам пришли ещё слова!
ГЛ. ЗА
СП. НА
ПЛ. ЧО
Щ. КА
Б. ДРО
Н. ГА
Задания: а) прочитайте слово;
б) назовите ударный гласный;
в) какая буква безударная?;
г) как проверить написание безударной гласной в слове?
( Дети подбирают родственные слова)
- Какое правило мы вспомнили?
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
( Дети вставляют пропущенные гласные, читают слова)
- Что это? ( Части тела)
- Через некоторое время вы должны будете записать эти слова в тетради.
- Для этого ущипните себя за каждую часть тела.
- Запомните их написание (запись закрывается).
б) Запись слов по памяти.
- А теперь проверьте, правильно ли вы записали слова (запись открывается).
- Молодцы! Вы очень старались.
3. Развитее слуховой памяти, закрепление названий частей тела.
Игра « Эстафета». ( Кукла Буратино)
- Передавая друг другу куклу, надо назвать часть тела, повторив те, которые уже называли ваши товарищи. Например:
1-й: голова; 2-й: голова, шея; 3-й: голова, шея, волосы и т.д.
- Держите ухо востро, не повторяйтесь, называйте слова, которые мы сегодня ещё не употребляли.
4. Закрепление правила переноса слова.
- Из названных слов запомните те, которые нельзя переносить:
Колено,шея, брови, лоб.
Спина, рот, глаз, щёки.
Ноги, уши, нос, язык, торс.
- Вспомните выбранные вами слова и запишите их в тетради.
5. Физкультурная минутка.
- Сейчас мы отдохнём. Удобно сядьте. Глаза закройте. Расслабьтесь. По моей команде сосредоточьте внимание на той части тела, которую я назову. Покажите её.
- Рука левая! Нога правая! Кисть правой руки! Левый мизинец! Кончик носа! И т.д.
6. Сравнение слов. Игра «Длиннее – короче».
- Сравните СЛОГОВОЙ состав слов, а не вещи, которые они обозначают.
НОС * НОСИК
УСИКИ * УСЫ
ХВОСТ * ХВОСТИК
НОГА * НОЖИЩЕ
УХО * УШКО
- Какая пара лишняя? ( ХВОСТ – ХВОСТИК)
7. Работа над антонимами и многозначностью слов.
а) Игра с мячом «Скажи наоборот».
Речевой материал:
Темные волосы светлые волосы
Узкое лицо широкое лицо
Густые волосы жидкие волосы
Широкая спина узкая спина
Редкие зубы частые зубы
Длинная шея короткая шея
Короткие пальцы длинные пальцы
Мягкие волосы жесткие волосы
Сильные руки слабые руки
Высокий лоб низкий лоб
б) Игра « Чем отличаются?»
- Запомни рисунок клоуна Бима.
- Посмотри на клоуна Бома. В чем отличие Бома от Бима?
- Сравните оба рисунка, что ещё не назвали?
в) Добавление названий частей тела к слову – прилагательному.
Широкое (лицо)
Широкие (плечи)
Густые (волосы, ресницы, брови)
Крупный (нос)
Тонкие (брови, пальцы, ноги, руки)
Острое (колено)
Карие (глаза)
( Существительные называются вместе с прилагательными)
8. Работа над фразеологизмами.
Даются рисунки отдельных частей тела.
Глаза, локоть, зубы, голова, нос, пятка, плечи, ухо, рука, нога на носочках, пальцы, руки, губы.
а) – К рисунку подберите сочетания слов. Запомните.
Чувство локтя
-------------------------
Не хлопать ушами
------------------------------
Водить за нос
-----------------------------
Взять себя в руки
----------------------------
Валиться с ног
-------------------------------------
Палец о палец не ударить
--------------------------------------
Губы надуть
------------------------------------
Зуб на зуб не попадает
---------------------------------
Светлая голова
--------------------------------
Смотреть в оба
-------------------------------
Душа в пятки ушла
------------------------------
Голова на плечах
-----------------------------
Держать ухо востро
б) Подбор близкого по значению слова.
- Расшифруем подписи при помощи карточек.
Умная
Бездельничать
Чувство товарищества
Быть внимательным
Обманывать
Рассердиться
Сосредоточиться
Устать
Умный
Замёрзнуть
Испугаться
в) Чтение и запись текста, меняя некоторые выражения, вставляя слова из карточек.
- А теперь вы переводчики. Прочитайте и запишите текст, заменяя подчёркнутые выражения, вставляя слова из карточек.
Текст.
После школьных уроков мы едва не валились с ног.
На логопедическом занятии мы взяли себя в руки.
Работали, не хлопая ушами.
Показали, что в нас развито чувство локтя.
После школьных уроков мы устали.
На логопедическом занятии мы сосредоточились.
Работали очень внимательно.
Показали, что в нас развито чувство товарищества.
IV. Итог занятия.
- Вы отлично справились со всеми заданиями. Что больше всего запомнилось?
- Чему научились?
- Давайте вспомним стихотворение, с которого мы начали наше занятие.
- Почему мы смогли его запомнить? (Мы поняли смысл стихотворения. Внимательно читали и слушали. Представили себе все детали. Использовали приёмы запоминания.)
- Помните, выполняя каждое задание, у вас развивается внимание, мышление, воображение, речь, улучшается память, а значит и здоровье ! Спасибо за труд! Будьте здоровы!
Приложение.
Грудь Ло…
Жи… Бро…
Кис… Паль…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"
Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель...
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.
В конспекте представлены разнообразные логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...
Особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Если у школьника имеются нарушения хотя ...
Индивидуальное логопедического занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с ученицей 3 класса ТНР
Тема: Дифференциация предлогов и приставокЦель: совершенствовать умение дифференцировать предлоги и приставки, закреплять знания о правильном написании предлогов и приставок.Задачи:— закрепление...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учеником
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии...