Урок по русскому языку для 9 класса специальной (коррекционной) школы « Сложные предложения»
план-конспект урока (9 класс) по теме

язовских ирина михайловна

 

Целью данного урока является формирование  и систематизация понятий основного элементарного курса грамматики: предложение,  предложение сложное (СП), грамматическая основа, смысловые связи. Акцентом в методах и приемах подачи материала являлись: Систематизация, углубление  и обобщение знаний о сложном предложении. Актуализация умений и навыков выделения  главных членов  как его смысловой и грамматической основы в каждой части СП, выделения  их  знаками препинания без союзов и с союзами. А также коррекция и развитие ВПФ  (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму). Развитие коммуникативной функции речи. Активизация и обогащение словаря.Воспитание положительной мотивации к обучению, культуры общения.

 На уроке использованы такие формы работы, как фронтальная, дифференцированная и индивидуальная работа.Содержание программного материала соответствует возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._slozhnye_predlozheniya.doc82.5 КБ
Office presentation icon k_uroku_slozhnye_predlozheniya.ppt109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные предложения.

Цель: Формирование  и систематизация понятий основного элементарного курса грамматики: предложение,  предложение сложное (СП), грамматическая основа, смысловые связи.

Задачи: 

1.Систематизация, углубление  и обобщение знаний о сложном предложении. Актуализация умений и навыков выделения  главных членов  как его смысловой и грамматической основы в каждой части СП, выделения  их  знаками препинания без союзов и с союзами и, а, но.  Формирование графических умений и навыков. Совершенствование навыков распознавания, выделения СП в тексте, употребления в речи.

2.Коррекция и развитие ВПФ  (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму). Развитие коммуникативной функции речи. Активизация и обогащение словаря.

3.Воспитание положительной мотивации к обучению, культуры общения.

Ход урока:

I. Организационный момент:                                                                                                                  1. Готовность к уроку (рассаживание, проверка рабочего места)

2. Приветствие учителя: Добрый день! Сегодня у нас присутствуют гости.

3. К а л е н д а р ь природы.

-Кто озвучит календарь?

-На каких уроках вы изучаете явления природы? Какое настроение создает погода?

Психологический тест: Я вижу в ваших глазах заинтересованность, ожидание, вопрос. У вас на столе конверты с цветными фигурами. Выберите любую фигуру, того цвета, который соответствует вашему настроению, настроению природы.

Готовы работать?

4. Упражнение на дыхание:

- глубокий вдох через нос;

- медленный выдох через рот.

II. Д.З.:  взаимопроверка на наличие д.р. Все, кто считает, что справился с заданием – поднимите любую фигуру зеленого цвета, остальные, у кого есть вопросы – подойдите ко мне после урока. На каких уроках вы изучаете геометрические фигуры? (математики)

III. Актуализация знаний: Говорим на уроке правильно, культурно, полными ответами.

-Не забываем пользоваться в своей речи оборотами: по-моему мнению, я считаю, я думаю, что, мне кажется, что и т.д.

-Что мы знаем о речи? Для чего она нужна? (речь – средство общения людей, передачи информации  будущим поколениям).

-Виды речи? (устная и письменная)

-Из чего состоит наша речь?(из предложений)

-Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)

-Какие предложения вы знаете? (простые и сложные):

Тест: Наступила ранняя весна. - Наступила ранняя весна, прилетели первые перелетные птицы. 

-Чем они различаются? (разное количество грамматических основ)

-Из чего состоит грамматическая основа?  (главных членов- подлежащего и сказуемого)

-Почему стоит запятая?(разделяет части СП)

-На каких уроках вы еще работаете с предложениями? (чтение, география, биология и др.)

Оценивание. Кто давал верные ответы, поставьте + в тетради на полях!

                                                                       

IV. Сообщение темы и цели урока:

-Какой раздел изучаем? Н предыдущем уроках изучали какие предложения?.

Запишите в тетрадь: число, классная работа. Пишем красиво, правильно, не торопясь.

 -Сформулируйте тему урока по схеме:   ____   ====,      ____ ====. Запишите.

 

Дифференциация.

Цель нашего урока:

-Сегодня мы углубим и расширим наши знания о сложном предложении.  

-Будем учиться выделять в каждой части сложного предложения главные члены, как его смысловую и грамматическую основу.

-Выделять части сложного предложения знаками препинания.

-Формировать умение выделять сложное предложение в тексте.

- Составлять сложные предложения и употреблять их в речи.

Работаем на уроке по следующему плану:

Словарная работа;

Изучение нового материала;

Самостоятельная работа;

Домашнее задание;

Оценивание вашей работы на уроке;

Подведение итога урока.

Сегодня нам понадобятся следующие понятия:

грамматическая основа: подлежащее и сказуемое

предложение простое

предложение сложное без союзов

предложение сложное с союзами –и, -а, -но

Готовы работать дальше?

V. Словарная работа. Развитие речи.

Удивлять, (поражать), 

-Произношение. Орфограммы.

-Значение слова:

удивление- сильное впечатление, изумление, восхищение чем-то необычным 

Удивлять, (поражать)-вызывать это сильное впечатление, изумление, восхищение чем-то необычным, например красотой природы, поступком, работоспособностью и т.д.

-Прописывание.

-Чем удивляет, поражает вас весна? Составьте с этими словами предложение о весне.

Какие предложения у вас получились? Простые или сложные?

Дифференциация.

-Составьте СП: весна поражает - погода удивляет: Ваши предложения.

Весна поражает нас необыкновенной красотой,  погода  удивляет своим непостоянством. Выделите грамматические основы.

Оценивание. Кто давал верные ответы, поставьте + в тетради!

Готовы работать дальше?

VI. Изучение нового:

А) Проблемный вопрос: -О каком времени года говорится в стихотворении?

Аукают дети, кукуют кукушки.                 Ручей под гармонь распевает частушки.                                                                                                        В.Боков.                

Б) Введение:

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитайте вслух, передавая интонацией веселое весеннее настроение!

-Скажите сколько предложений в стихотворении? Какие они? (1 сложное, 1 простое)

 Почему?  (разное количество грамматических основ) Назовите сложное.

-Почему стоит запятая в  предложении? ( Запятые разделяют части сложного    предложения.)

-(правило стр. 225) Самостоятельный вывод.

-Запишите сложное предложение. Выделите грамматическую основу.

Дифференциация.

Проверка.

Вывод: Сложные предложения- это предложения, состоящие из двух или нескольких простых

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

Готовы работать дальше?

В) Рассмотрите схемы сложных предложений. В чем их отличие?

                                                                  и

   ____   ====,      ____ ====.                        ____   ====,  а    ____ ====.

                                                                  но

Вывод: Сложные предложения бывают бессоюзные и союзные! ПП. соединяются в СП. двумя основными способами.

Г) Работа по содержанию:

Упражнение № 307. Задание (про себя, вслух) Разбор, подбор частей СП.

Д) Образец учителя. Работа на доске. Дифференциация.

Ф И З М И Н У Т К А ( тренажер Базарного)

Оценивание. Кто работал у доски, поставьте + в тетради!

Готовы работать дальше?

VII. Закрепление изученного:

А) самостоятельная работа - упр. № 307. Дифференциация. Оценивание.

Вывод:

-Сколько частей в каждом сложном предложении?

-Как выделяются части сложного предложения при письме?

-Какими союзами соединены части?                  

Готовы работать дальше?

Б) Графический диктант: Соотнесите предложения со схемами:

   ____   ====,      ____ ====.                       Стали птицы песни петь,

                                                                         И расцвёл подснежник.

   ====   ____   ,  и   ====  ____ .                  Весной по утрам тонкий лёд ещё покрывает

                                                   лужицы, а воздух пахнет морозом.                        

   ____   ====,   а   ____ ====.                       Ветерок принёс прохладу, погода вмиг

                                                                          испортилась.

Проверка.

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

Вывод: Закончи предложение:

Сложное предложение состоит из…  (двух и более простых предложений)

Имеет …        (две и более грамматические  основы)

Части сложного предложения связываются…   по смыслу, интонации, союзами)

Разделяются…        (запятой)

VIII. Домашнее задание:

-упражнение № 311. Задание вслух. (дописать сложные предложения, выделить грамматические основы).

Дифференциация: 1гр.+ схемы к СП;

                                3гр.-списать, выделить подлежащее и сказуемое в каждой части СП;

                                4гр.-списать аккуратно, правильно, красиво!

   

VIII.Оценивание:  Давайте узнаем каких результатов вы сегодня достигли на уроке.

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Поднимите руки.

-Урок полезен, все понятно.                                                                                                                                                         -Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.                                                                                                                     -Еще придется потрудиться.                                   -Да, трудно все-таки учиться!

                                                                       

- Я очень рада, что этот урок для вас был познавательным.

О: Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях

 - Сегодня на уроке самыми активными были…  Они давали правильные ответы и получают отметки “5”,4,3…

IX. Итог урока. Рефлексия 

-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке? Мы учились…  

-Закончите фразу:

Сложными предложениями называются предложения, …

Части сложного предложения разделяются…

Для чего важно уметь составлять сложные предложения? (употреблять в речи)

- Как вам это пригодится в жизни? (речь грамотнее, богаче и красивее, а, значит, жизнь успешнее)

- На следующем уроке мы продолжим углублять и расширять ЗУН о сложном предложении. 

Спасибо всем за работу! Мне было приятно с вами общаться!

Дидактическое обеспечение урока:

Презентация.

Геометрические фигуры.

Обороты речи: я думаю, что, я считаю, что, по-моему мнению, так как…

Схема темы урока: ____   ====,      ____ ====.

Карточки с понятиями:

грамматическая основа: подлежащее и сказуемое

предложение простое

предложение сложное без союзов

предложение сложное с союзами –и, -а, -но

Дифференциация:

Тема урока: Сложные предложения.

Карточки: 1.Весной в природе происходят чудеса. 

весна поражает - погода удивляет: Весна поражает нас необыкновенной красотой,  погода  удивляет своим непостоянством.

2. Аукают дети, кукуют кукушки.

3. Стали птицы песни петь,

   И расцвёл подснежник. (====  ____   ,  и   ====. ____.)

   Весной по утрам тонкий лёд ещё покрывает  лужицы, а воздух пахнет морозом.             (____   ====,   а   ____ ====.)

   Ветерок принёс прохладу, погода вмиг  испортилась. ( ____   ====,      ____ ====.)

Самоанализ урока

Дан урок русского языка в 9  классе по теме: «Сложные предложения».

Тип урока –изучение нового материала

В классе 12 учащихся, присутствовали-12 .

На уроке была поставлена следующая цель:

Формирование  и систематизация понятий основного элементарного курса грамматики: предложение,  предложение сложное (СП), грамматическая основа, смысловые связи.

Задачи: 

1.Систематизация, углубление  и обобщение знаний о сложном предложении. Актуализация умений и навыков выделения  главных членов  как его смысловой и грамматической основы в каждой части СП, выделения  их  знаками препинания без союзов и с союзами.  Формирование графических умений и навыков. Совершенствование навыков распознавания, выделения СП в тексте, употребления в речи.

2.Коррекция и развитие ВПФ  (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму). Развитие коммуникативной функции речи. Активизация и обогащение словаря.

3.Воспитание положительной мотивации к обучению, культуры общения.

Содержание планировалось в соответствии с целью и задачами урока. Для реализации которых, я использовала такие формы работы, как фронтальная, дифференцированная и индивидуальная работа.

Содержание программного материала соответствует возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся.

На уроке были реализованы такие дидактические принципы, как наглядность, доступность, связь с жизнью, внутрисистемная и межсистемная связь.

На уроке  использовала следующие методы:

  1. Объяснительно – иллюстративный (показ и объяснение);
  2. Исследовательский;
  3. Контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
  4. Самоконтроля и взаимоконтроля.
  5. Проблемно-поисковый.

Этапы урока были логически взаимосвязаны между собой, распределены рационально.

 Учитывая специфику учреждения, на уроке проводила коррекционную работу с детьми:

- Осуществляла дифференцированный и индивидуальный подход

 -Стремилась активизировать работу со всеми детьми: речевыми и неречевыми;

- Развивала коммуникативные навыки речи, активизировала и обогащала словарь учащихся. Формировала культуру речи учащихся.

-Использовала задания с опорой на несколько анализаторов: слуховой, зрительный, сенсомоторный, пространственных представлений, и др. Развивала графические навыки.

-Использовала задания на развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, группировки и классификации, работы по алгоритму), словесно-логического мышления.

-Для здоровьесбережения  учащихся использовала физминутку на коррекцию зрения.

Контроль знаний учащихся осуществлялся на разных этапах урока. Были использованы взаимоконтроль и самоконтроль. Дети на уроке были активны. Осуществляла контроль дисциплины и культуры речи  на уроке.

Взаимопонимание, доверие между учителем и учащимися были установлены, поэтому психологическая атмосфера была доброжелательной. Учитывала мнения, предложения детей, поощряла  за достигнутые результаты, корректировала их деятельность на уроке.

 Считаю, что цель и задачи, которые я перед собой ставила – достигнуты. Урок носит коррекционно-развивающий характер. Урок считаю  продуктивным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...

Урок русского языка в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы. " Распространение предложений".

Учить распространять предложения; формировать навык разграничения распространенных и     нераспространенных предложений....

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...

Программа по русскому языку 9 класс специальная (коррекционная) школа.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность.Коррекционная направленность проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка – ...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Рабочая программа по русскому языку и чтению специальная коррекционная школа

Рабочая программа по предметам "Русский язык ", "Чтение"...