Формирование фонематического восприятия у младших школьников
консультация по теме
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.
Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импресивную и экспрессивную), но и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_mladshikh_shkolnikov.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.
Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед логопедами, педагогами, врачами, и родителями детей.
Дети с речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.
Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импресивную и экспрессивную), но и письменную речь.
В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;
- Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» - школа, «девочика» - девочка, «ноябарь» - ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется смешение букв.
Смешиваются обычно следующие фонемы:
Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
Д – Т – «тавно», «сыдый», З – С – «кослик», «вазилёк», Б – П – «попеда», «бодарил»,
Ж – Ш – «шдёт», «ужибла», Г – К – «долко», «клавный», В - Ф - «портвель», «ворточка»,
Лабиализованные гласные:
О – У – «звенит рочей», «по хрупкуму льду».Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».
Сонорные:
Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка.
Заднеязычные:
Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».
Свистящие и шипящие:
С- Ш - «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».
Аффрикаты:
Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,
Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».
Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
1 Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
2 Юные поэты
Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:
В норке жили – были мышки,
А на столе лежали пышки.
И т. д. Можно двустишия записать и оформить в виде книжки.
3 Зашифрованные слова
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, можно использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. Взрослый предлагает ребенку набор букв. Составив слово из данных букв, ребенок узнает об ожидаемом его сладком сюрпризе. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно. Кроме развития фонематического анализа, данное задание закрепляет навык чтения. Усложнить задание можно предложив составить из букв не одно слово, а целое предложение.
4 Королевство кривых зеркал
Взрослый предлагает ребенку отправиться в королевство, в котором все жители говорят «перевернутыми» наоборот словами, например ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс.
5 Пирамида
Эта игра требует предварительной подготовки. На листе ватмана нарисовать пирамиду.
Взрослый подбирает картинки предметов, состоящих из трех, четырех, пяти звуков. Количество картинок соответствует количеству ячеек на ступени пирамиды. На первую ступень взрослый предлагает поместить картинки, название которых состоит из трех звуков, на вторую ступень – из четырех, на третью – из пяти. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, состоящие из определенного количества звуков. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Можно попросить назвать «соседей» заданного звука.
6 Спортсмены
Взрослый предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода):
А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.
На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД по формированию фонематического восприятия.
Подгупповое занятие для детей с ОНР 5 г.ж.ТЕМА: ЗВУК "О".ЦЕЛЬ: развивать фонематическое восприятие.ЗАДАЧИ: образовательные: познакомить детей с акустической...
""Коррекция фонетико - фонематического восприятия у младших школьников"
что такое фонематическое восприятие или фонематический слух? игры для развития фонематического слуха для младших школьников с нарушением слуха...
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...
Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "
Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников....
Диагностика фонематического восприятия у младших школьников
Предлагается одна из методик обследования фонематического слуха у мдадших школьников, что является одним из важнейших компонентов фонематического восприятия....
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксиче...
Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематического восприятия"
Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематичекого восприятия"...