""Коррекция фонетико - фонематического восприятия у младших школьников"
методическая разработка на тему
что такое фонематическое восприятие или фонематический слух? игры для развития фонематического слуха для младших школьников с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_fonetiko_fonematich._vospriya.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ВВЕДЕНИЕ
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч). удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании». Можно отметить, что фонематическое восприятие не требует специального обучения. Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой. Оно формируется в период от года до четырёх лет.
По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением.
По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова. Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребёнка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии.
II. ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ.
ДИСЛЕКСИЯ - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги, слогов в слова, а так же в аграмматизме.
Виды дислексии
№п | ДИСЛЕКСИЯ |
1 | Фонематическая дислексия (ФД) - недоразвитие функций фонематической системы анализа и синтеза. а) нарушения чтения, связанные с неточным различением на слух звуков речи; - звонких и глухих - твердых- мягких - аффрикатов - свистящих - шипящих б) нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза: - побуквенное чтение - вставки лишних звуков - пропуски звуков - перестановки звуков |
2 | Аграмматическая дислексия (АгД) - недоразвитие грамматических обобшений а) недоразвитие обобщений: - искажение морфем слова - замена определенных морфем слова(флексии) б) недоразвитие анализа и синтеза (отсутствие или затруднение смысловой догадки) - искажение окончаний - искажение суффиксов - искажение префиксов |
3 | Семантическая дислексия (механическое чтение)- нарушение понимания читаемого при правильном произношении А) недоразвитие звуко -слогового синтеза: - способность объединять слоги в слова (узнавать слова) б) недифференцированность (нечеткость) представлений о синтаксических связях слов в предложении: - способность синтезировать, восстанавливать в своем представлении разделенные на слоги слова - четкость представлений о синтаксических связях между словами в предложении |
4 | Оптическая дислексия (ОД) - недоразвитие высших зрительных функций, т.е. зрительного анализа и синтеза, оптико - пространственных представлений - навык конструирования изображения - навык определения сходства и различия зрительных изображений - преобразование фигур - навык срисовывания и конструирования: а) упрощения фигур: - уменьшения количества элементов б) неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом: - процесс овладения чтением осложнен - усвоение графически сходных букв (затруднено) - смешение графически сходных букв при чтении - замены графически сходных букв при чтении (т - г, д- л, в- з, р ~ь, к-х, ж- к, др.) |
5 | Мнестическая дислексия - трудность в усвоении всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, в установлении связи между звуком и буквой, в запоминании (не запоминают) соответствующего букве звука - запоминание буквы - узнавание буквы |
ДИСГРАФИЯ - это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико – пространственного образа букв, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко – слогового состава слова и структуры предложения.
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.
Виды дисграфии
ДИСГРАФИЯ | |
1 | Артикуляторно - акустическая дисграфия (А - Д) - отражение в письме неправильного звукопроизношения (пишет так, как произносит), переносит ошибки проговаривания на письмо: - замены, соответствующие заменам в устной речи - пропуски, соответствующие заменам в устной речи |
2 | Акустическая дисграфия - нарушение слуховой дифференциации звуков речи (фонемного распознавания). Произносят правильно, а на письме обозначают неправильно. а) замены букв, соответствующих фонетически близким звукам б) замены букв, обозначающие следующие звуки: свистящие (с-ш) шипящие звонкие глухие (особенно смычные) аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч - щ, ц - т, и - с) в) неправильное обозначение мягкости согласных (в следствие нарушения слуховой дифференциации): - буквой ь (писмо - письмо) - йотированный гласный г) замена гласных даже в ударном положении, особенно сходных акустико - артикуляторно: -о-у - е- и |
3 | Аналитико - синтетическая дисграфия - нарушение различения форм языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слого - звуковой анализ и синтез) а) нарушение структуры предложения и слова: - слитное написание предлогов (у дома -ратебеза; т.е. у дома растет береза) - раздельное написание одного слова (на ступила) - затруднение; б) затруднение в фонематическом анализе - искажение звуко- слоговой структуры - пропуски согласных при их стечении (диктант - диктат) - пропуски гласных (собака - сбака) - добавление гласных (скамейка - сакамейка) - перестановки букв (окно - коно) - пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан - ката) |
4 | Аграмматическая дисграфия - недоразвитие грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. Является компонентом системного недоразвития речи,присущего умственно отсталым учащимся. А) проявляется на уровне грамматизма слова: - искажения морфологической структуры слова - замена префиксов, суффиксов, флексий б) на уровне слова, словосочетаний: - нарушения предложно - падежных конструкций - нарушения согласования слов в) на уровне предложения текста: - трудности конструирования сложных по структуре предложений - пропуски членов предложений - нарушения последовательности слов в предложении. |
5 | Оптическая дисграфия - недоразвитие зрительного гнозиса, пространственных представлений. Бывает литеральная форма (нарушение воспроизведения изолированных букв), вербальная форма (изолированное написание букв верное, а при написании слов наблюдается замена и искажение букв) а) замена и искажение букв на письме: - сходных графически, но различных по расположению в пространстве (в - д, т-ш) - отличающихся одним дополнительным элементом (и - ш, л - м) б) искажение графического образа: - зеркальное написание - пропуски элементов букв, особенно, когда соседние имеют одинаковые элементы ( ay - aj, au -ai) - написание лишних элементов (ш - ии) - неправильное расположение элементов (х- ее, т - пп, пп) |
III.ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» - школа, «девочика» - девочка, «ноябарь» - ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
- Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется смешение букв.
Смешиваются обычно следующие фонемы:
Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
Д – Т – «тавно», «сыдый», З – С – «кослик», «вазилёк», Б – П – «попеда», «бодарил»,
Ж – Ш – «шдёт», «ужибла», Г – К – «долко», «клавный», В - Ф - «портвель», «ворточка»,
Лабиализованные гласные:
О – У – «звенит рочей», «по хрупкуму льду».Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».
Сонорные:
Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка.
Заднеязычные:
Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».
Свистящие и шипящие:
С- Ш - «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».
Аффрикаты:
Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,
Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
IV. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Для коррекции фонетико – фонематического восприятия я использовала комплекс упражнений, направленный на развитие фонетико- фонематического восприятия и зрительного восприятия, умение выделять в словах общий звук, обогащение словаря ребенка, умение различать гласные и согласные, также умение дифференцировать твердые и мягкие согласные, развитие речи ребенка, развитие скорости чтения и профилактику дисграфии.
1. 'Рыбалка'.
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: 'поймать слова со звуком [л]' (и другими).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
Количество играющих: один и более человек.
2. 'Телевизор'.
Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии . Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Например: месяц - спрятанное слово.
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Количество играющих: один и более человек.
3. 'Рассели животных'.
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
4. 'Цепочка слов'.
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
Количество играющих: один человек и более.
5. 'Собери цветок'.
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
6. 'Незнайка с кармашком'.
Цель развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры.
I вариант
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
II вариант
В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
Количество играющих: один и более человек[10].
7. 'Найди ошибку'.
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.
Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
8. 'Собери букет'.
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] - [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: 'Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]'. (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
9. 'Речевое лото'.
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: 'У кого есть это слово?' Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
10. 'Волшебный круг'.
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры.
I вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
мишка - мышка удочка -уточка
мак - рак коза - коса
кит - кот трава - дрова
усы - уши кадушка - катушка дом - дым
II вариант
Вместо картинок на 'циферблате' ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
Количество играющих: 1-2 человека и более.
11. 'Найди слова в слове'.
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: 'Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова'.
Количество играющих: 1-3 человека и более.
12. 'Математическая грамматика'.
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ('+', '-') и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + ца - ? (столица).
Количество играющих: 1-2 человека и более.
13. 'Допиши словечко'.
Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например:
Воробей взлетел повыше,
Видно всё с высокой (крыши).
Количество играющих: 1-2 человека и более.
14. 'Занимательная грамматика'.
Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.
Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:
Слова - слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда.
Например:
1) первый слог - наименьшее трехзначное число; второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе; вместе - главный город страны (столица);
2) первый слог - личное местоимение; второй слог - тоже личное местоимение; вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).
Игры на развитие фонематического восприятия учат: - различать слова, близкие по звуковому составу; - различать звукоподражания и слоги; - различать звуковые фонемы, узнавать отдельные звуки в потоке звуков.
Перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках русского языка. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения (см. игры 'Незнайка с кармашком', 'Волшебный круг', лото 'Читаем сами' и т.д.), слоговой состав слова (см. игры 'Занимательная грамматика', 'Математическая грамматика' и др.), развивать орфографическую зоркость (см. игры 'Допиши словечко', 'Занимательная грамматика' и т.д.) и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».
«Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....
Формирование фонематического восприятия у младших школьников
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая расп...
Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "
Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников....
Нарушение фонетико-фонематического восприятия учащихся начальной школы. Введение.
Данный материал может быть использован в просветительской деятельности....
Диагностика фонематического восприятия у младших школьников
Предлагается одна из методик обследования фонематического слуха у мдадших школьников, что является одним из важнейших компонентов фонематического восприятия....
Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.
Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия....
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксиче...